Виды конфликтов в управленческой деятельности.
Жизнь полна противоречий и столкновений. Конфликты постоянно возникают между членами семьи, между частными лицами и организациями, между представителями разных государств, политических, общественных структур, между отдельными регионами внутри страны, между отдельными государствами и т. д. А.Я. Анцупов определяет конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». В работе В.Р. Веснина под «конфликтом предлагается понимать столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов». Однако, поскольку не всякое столкновение перерастает в конфликт, представляется более оправданным не столь широкое толкование этого понятия: конфликт – это «активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижения власти, ресурсов и др.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями». Конфликтов невозможно избежать ни в какой сфере деятельности – производственной, управленческой, предпринимательской и др. Поэтому любому человеку важно знать, что представляет собой конфликт как явление, каковы причины возникновения, какой должна быть стратегий поведения в конфликтной ситуации и т. п. Особенно важно разбираться в особенностях речевой деятельности, поскольку нередки случаи, когда человек теоретически представляет себе психологическую природу ситуации, но совершенно неспособен выразить соответствующие идеи разумными словами. Вместе с тем очень важно научиться правильно оценивать ситуацию и применяемые другими людьми речевые средства, ведь если человек понимает и анализирует то, что против него пытаются сделать, то он уже на 80 % защищен от негативного воздействия этих приемов. В последние десятилетия проблемами конфликта активно занимаются представители многих научных дисциплин: военных наук, искусствоведения, исторических наук, математики, педагогики, политических наук, правоведения, психологии, социологии, социобиологии, философии. Существуют различные классификации конфликтов, построенные на разных основаниях. Так, возможна классификация, в основе которой лежит градация потребностей (материальные, социальные, духовные), которые предполагают рассмотреть 3 типа конфликтов: ресурсные, статусно-ролевые и конфликты из-за идей, норм и принципов. Другая классификация учитывает количество вовлеченных в конфликт людей: 1) Внутриличностный конфликт возникает, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования. 2) Межличностный конфликт (самый распространенный) может проявляться как столкновение личностей, т. е. людей с разными характерами, несовместимыми темпераментами. 3) Конфликт между личностью и группой возникает, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. 4) Межгрупповой конфликт возникает между формальными и неформальными группами внутри организации. По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные приносят большую пользу, способствуют развитию организации. Они возникают в результате того, что обе стороны стремятся наилучшим образом выполнить возложенные на них обязанности, и при этом понимание того, что лучше для организации, не совпадает. Например, деканат принимает решение об отчислении неуспевающих студентов, поскольку считает качество образования главным требованием к выпускнику университета; учебная часть возражает против большого отчисления студентов, поскольку сокращение контингента студентов приведет к сокращению количества преподавателей (между этими цифрами есть прямая зависимость). Такой конфликт не имеет личностной основы и его разрешение может пойти на пользу университету, поскольку заставит определить стратегическую линию работы со слабыми студентами. Даже в самом сплоченном коллективе происходят мелкие, невидимые глазу количественные изменения, на определенной ступени развития переходящие в новое качество, требующие иного, чем прежде подхода, непривычного решения, нестандартной реакции, что и приводит к возникновению конфликтной ситуации. Деструктивный конфликт обычно дезорганизует работу организации, поскольку построен на личных амбициях и неумении поддерживать деловые отношения между сотрудниками. Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться к обоюдной выгоде решать насущные вопросы. Решение проблемы в такой ситуации становится невозможным. По характеру отношений подчиненности между участниками различают два основных типа конфликтов: по вертикали (люди находятся в подчинении друг другу) и по горизонтали (люди не находятся в подчинении друг другу, они сотрудники с одним статусом). По этому признаку некоторые авторы выделяют также смешанные конфликты, в которых представлены и те, и другие отношения, и конфликты по диагонали (оппоненты находятся в отношениях косвенной подчиненности). В зависимости от количества времени протекания конфликты делятся на кратковременные, длительные и затяжные. Так как конфликты происходят в разных сферах жизни людей, то их классифицируют на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические, социальные и т.д. |