Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Развитие конфликта. Структура и динамика конфликта

Конфликт представляет собой сложную взаимосвязанную систему и динамически развивающийся процесс. Если рассматривать конфликт как обычную речевую ситуацию, то здесь окажется возможным выделить:

  • предмет конфликта – это то противоречие, ради решения которого стороны вступили в противоборство; проблема, которая служит основой конфликта;
  • участники конфликта – все лица (частные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению.

Среди них выделяются основные участники, т. е. главные противоборствующие лица; стороны, которые активно выступают друг против друга. Важную роль в конфликте играют так называемые группы поддержки – субъекты, которые стоят за оппонентами. Наличие таких групп в значительной степени определяет широту конфликта и его исход;
- мотивы сторон – это побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Нередко мотивы, которые декларируются участниками, не совпадают с действительными, не всегда осознаваемыми, а порой и скрываемыми. Поэтому различают мотивы явные и скрытые;
- цели сторон – то, чего добиваются конфликтующие субъекты, предмет стремлений оппонентов. Различают стратегические и тактические цели;
- позиции участников конфликта – это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, что проявляется в поведении и поступках.

Несмотря на все разнообразие и особенности, конфликты обычно развиваются по определенной схеме и имеют общие этапы протекания. Выделяют три основных периода развертывания конфликта:
1. Предконфликтный период характеризуется тем, что здесь возникает проблемная ситуация. Затем она осознается субъектами взаимодействия, и предпринимаются попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждение, разъяснение, просьба и т. д.). Если это не удается сделать, возникает предконфликтная ситуация.
2. Открытый период представляет собой собственно конфликтное взаимодействие.

Последовательность развития конфликта такова:
А) Осознание несогласия. Этот период начинается с инцидента, первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться, инцидент считается исчерпанным. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т. д., происходит разрастание конфликта.
Б) Соперничество. Здесь наблюдается постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, накопление опыта борьбы сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций и повышением конфликтной активности участников, ужесточением характера конфликта, вовлечение новых сил.
В) Агрессивность. Нарастает эмоциональная напряженность конфликтного взаимодействия, которая оказывает как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта. На этом этапе происходит переход от аргументов к претензиям и личным выпадам, а также вытеснение адекватного восприятия оппонента доминирующим образом врага (все, что исходит от оппонента – плохо, он несет ответственность за все происходящее; он преследует нечестные цели, его главная задача – нанести вред и т. д.).
Г) Насилие. На этой стадии возможны поляризация интересов, покушение на более важные интересы другой стороны; применение насильственных и агрессивных действий; отход от первоначального предмета разногласий, глобализация конфликта.
Д) Постепенно разрастание конфликта заканчивается ослаблением борьбы, снижением ее интенсивности. Изменяется отношение к проблемной ситуации и к конфликту в целом. Стороны начинают осознавать, что используемые методы не дают результата. Этот этап конфликта называется сбалансированным противодействием.
Е) Следующий этап открытого периода конфликта – завершение, т. е. прекращение конфликта. Наиболее распространенными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
3. Постконфликтный период состоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов, преодолении негативных оценок, установлении доверия, налаживании продуктивного сотрудничества.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Конфликт и речь Развитие конфликта. Структура и динамика конфликта