Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Инструкция.

В официальном профессиональном общении большое значение имеет выбор адекватной и эффективной формы для передачи информации, необходимой для осуществления руководства предприятием, организацией, влияния на поведение людей, связей с внешней средой (например, в качестве эксперта в определенной области). Одной из таких форм является инструктаж.
Ситуация, требующая именно инструкции, - отсутствие у адресата необходимой информации для выполнения определенного действия. Поэтому не следует путать инструкцию с распоряжением о необходимости ее выполнения, которое не может содержать сведений о том, что, как и в какой последовательности нужно сделать.

Оратор, произносящий инструкцию, - это держатель этой необходимой информации о способах выполнения работы. Обычно это официальное лицо, имеющее более высокий статус относительно адресата, - руководитель организации, непосредственный начальник; старший и более опытный коллега; сотрудник, специально изучивший (или разработавший) новые технологии или получивший их в результате обмена опытом с другими организациями; специально приглашенный консультант, ответственный за выполнение работы и т. п.
Задача инструкции - объяснить испытывающему информационное затруднение («не знает», «не понял», «не умеет»), как выполнить (или улучшить) конкретную работу (задание), например, как провести деловую беседу, как подготовиться к встрече с общественностью, как работать на новом компьютере и т. п.

Подробный и вразумительный инструктаж позволяет руководителю влиять на поведение людей в нужном направлении и, следовательно, на работу организации в целом, т. к. помогает подчиненным экономить время на поисках способов выполнения необходимых действий и выполнить работу оптимальным способом. Одна инструкция, объясняющая людям, каких действий ждет от них руководство по решению конкретных производственных задач, стоит нескольких приказов и распоряжений, т. к. люди работают гораздо эффективней, когда им все ясно в предстоящей деятельности (и цели, и задачи, и способы осуществления), что не может не сказаться на атмосфере в коллективе, на росте производительности труда и достижении организацией ее целей. С речью-инструкцией мы встречаемся не только в управленческом общении. Широко применяется этот жанр и в системе маркетинга, и в public relations . Так, представитель предприятия на выставке своей продукции или продавец в магазине объясняет потребителю, как пользоваться тем или иным предметом; врач-эпидемиолог рассказывает, как уберечься от надвигающегося гриппа; ведущий программы «Сад и огород» обучает дачников правильно сажать розы и др.
Инструкция обычно начинается, как и большинство информационных речей, с обоснования нужности и полезности предлагаемых сведений. Это особенно важно в тех случаях, когда адресат не запросил информацию (неосознанное отсутствие информации), и говорящий, предвосхищая его информационное затруднение (незнание), выступает с инициативной речью. Поэтому во вступлении необходимо обрисовать ситуацию, требующую определенных знаний и пояснить пользу от их приобретения: Фирм, желающих получить квартиры или офисы в центре города, гораздо больше, чем ветхих домов, действительно требующих ремонта. Вот тогда чиновники и вступают в преступный сговор с представителями коммерческих структур (инвесторами). За взятки они включают в списки на ремонт и реконструкцию большие, крепкие, прочные дома. Что же в такой ситуации делать жильцам?

Специфика инструкции особенно проявляется в основной части, которая представляет хронологически последовательное перечисление конкретных действий или операций с объяснениями по их осуществлению. Микротемами будут сведения о том, что и как нужно сделать в первую очередь, во вторую и т. д. На это требование следует обратить особое внимание: вся будущая деятельность должна быть поделена на четкие шаги, которые описываются последовательно. Точное выполнение полученных предписаний обязательно должно приводить к положительному результату. Чем четче и нагляднее описание требуемых действий, тем качественнее и полезнее инструкция.
Если очередное действие не вызовет недоумения, непонимания или противодействия аудитории, оратор ограничивается его описанием, если недоумение, непонимание или сопротивление предполагаются, необходимо объяснить его назначение: Затем заложить в чайник нужную порцию сухого чая и немедленно залить кипящей ключом водой до половины, закрыть сразу же крышкой, а сверху льняной салфеткой так, чтобы она прикрывала отверстие в крышке и носик чайника. Этим задерживаются в чайном напитке ароматические летучие эфирные масла.
Кроме описания действий, инструкция может включать описание того, что делать не следует, а также чего следует опасаться при выполнении действия: Имейте в виду, что очень часто коммерсанты поджигают крышу, чердак, подвал, заливают квартиры водой, чтобы дом под любым предлогом признали аварийным. Не теряйте бдительности. Особенно опасен весенне-летний период, когда многие на дачах. Никогда, никого, ни под каким предлогом не пускайте к себе в квартиру.

В том случае, когда описывается сложное действие, может понадобиться описание вариантов и разработка алгоритма: Очень важная деталь. Если работой интересуется работающий человек, с ним один разговор. Возможно, вас даже попытаются переманить и постесняются предлагать зарплату меньше, чем на том месте, на котором вы еще формально работаете. С официальным безработным будут разговаривать гораздо строже. Сразу возникнут подозрения, а не лентяйка ли посетительница, не выпивоха ли потенциальный работник. Но если, несмотря ни на что, найти новую работу своевременно вам не удалось и статус безработного получен? Опять же главное - не отчаивайтесь и не опускайте руки. Существует много возможностей за государственный счет получить новую квалификацию. Воспользуйтесь ею, даже если вы женщина предпенсионного возраста. Безработные в Волгограде проходят обучение по 35 специальностям, но этих специальностей может быть и около 100. Здесь мы видим именно такой алгоритм: если вы получили извещение об увольнении, но еще числитесь на работе - предлагайте себя «смежным» предприятиям. Если статус безработного уже получен - переучивайтесь на ту специальность, которая в настоящий момент требуется обществу.
В заключении следует напомнить о важности предложенных правил и о необходимости в подобных случаях следовать им неукоснительно. Например: Розы очень капризны, и если при их посадке не выполнять всех требований, то они могут не прижиться, а ваш труд пропадет даром. Можно также выразить уверенность, что им все понятно, и пожелать успехов в их будущей деятельности. Однако инструкция может заканчиваться и «естественным» образом - описанием последнего действия процедуры.

Рассмотрим сначала самый простой пример инструкции – в ситуации, когда действие в целом несложное и никаких особенных усилий не требует. Все, что нужно от адресата – точно следовать указаниям говорящего:
Чтобы приготовить нежный чайный напиток, требуется аккуратность, точность и быстрота проведения несложных, но строгих операций при заварке.
Вода для заварки должна быть мягкой. Жесткую следует отстаивать в течение суток. Старинная русская норма заварки - одна чайная ложка сухого чая на стакан кипятка. Заварочный чайник следует 3-4 раза ополоснуть кипятком, то есть согреть его. Затем заложить в чайник нужную порцию сухого чая и немедленно залить кипящей ключом водой до половины, закрыть сразу же крышкой, а сверху - льняной салфеткой так, чтобы она прикрывала отверстие в крышке и носик чайника. Этим задерживаются в чайном напитке ароматические летучие эфирные масла. Если на поверхности напитка появилась пена, значит, он заварен правильно. А если нет пены, то значит, нарушены скрупулезные правила. Пену следует в чайнике хорошо размешать ложкой, настоянный чай разлить в чашки, не разбавляя кипятком. Нельзя заварку оставлять на другой день. Об этом в одной восточной пословице сказано: “Свежий чай подобен бальзаму, оставленный же на ночь превращается в яд и подобен змее”. Может, это сильно сказано. Однако к совету знатоков надо прислушаться, чтобы не навредить здоровью. (Л. Краснов)
Это конвенциальная речь, т. е. произносится в ответ на запрос информации, поэтому она не требует развернутого вступления. В основной части последовательно и четко перечисляются требуемые действия. Лучше, если такая речь сопровождается демонстрацией, т. е. сам оратор на глазах у слушателей заваривает чай, подтверждая тем самым правильность своих слов.
Второй пример более сложный, так как здесь речь идет о не техническом выполнении несложного действия, а о ситуации, допускающей альтернативные решения. Это выступление специалиста перед молодыми родителями:

Еще утром ваш ребенок смеялся, играл, бегал, а сейчас капризничает, жалуется, что ему холодно, болит голова. Конечно, утром вы обязательно вызовете участкового педиатра. Но что делать сейчас, когда ртутный столбик термометра упрямо ползет вверх?
Прежде всего не паникуйте. Вы должны знать, что повышение температуры - реакция организма на воспалительный процесс, который может быть вызван самыми различными причинами. В их числе вирусные заболевания (грипп), аллергические реакции и т. д. С каких цифр снижать температуру и как - это должны знать все родители.
Поэтому запомните несколько основных правил:
  1. если ребенку меньше года, то температуру начинайте сбивать при 38 градусах;
  2. если у ребенка когда-либо при высокой температуре были судороги, то температуру надо сбивать после 37 градусов;
  3. если ребенку больше года, температуру начинают сбивать после 38,5 градуса.
Одно из самых популярных народных средств: обтирание водкой или уксусом - 1 чайная ложка 30%-ного столового уксуса на 1 литр воды. Но это вызывает дискомфорт: малыша приходится уговаривать лежать под легкой простынкой после процедуры. А его знобит, и очень хочется закутаться в теплое одеяльце.
Лекарства, которые назначаются с этой же целью, все-таки более эффективны. Их достаточно много: аспирин, парацетамол, анальгин. Самым безопасным врачи считают парацетамол. Но, увы, это лекарство в горьких таблетках. Поэтому специально для детей разрабатываются суспензии, содержащие парацитомол. Например, препарат калпол, который имеет вкус клубники.
Помните, что если вы дали ребенку таблетку или микстуру, снижение температуры произойдет не раньше, чем через полчаса. Если же вам не удалось снизить температуру, а у ребенка жар, вызывайте «скорую помощь». (Т. Полякова)

Речь произносится в ситуации, когда адресат - родители маленьких детей - не запросил информацию, но оратор считает необходимым в условиях надвигающегося гриппа познакомить молодых родителей, еще не имеющих достаточного опыта, с тем, что и как надо делать при оказании первой помощи малышу. Поэтому речь начинается со вступления, рисующего ситуацию, в которой пригодятся предлагаемые далее знания. Апеллируя к чувству страха и ответственности родителей за здоровье своего ребенка, оратор создает эффект заинтересованности слушателей в информации, связанной с разрешением их насущной и конкретной проблемы и, следовательно, полезной для них.
Основная часть состоит из двух микротем. Во-первых, не следует паниковать (с объяснением того, что повышение температуры - естественная реакция организма и когда оно случается). Во-вторых, следует предпринять необходимые меры по снижению температуры (с объяснением того, с каких цифр снижать температуру и как это сделать). Вторая микротема содержит две микротемы второго уровня соответственно двум предлагаемым способам снижения температуры - без применения лекарств (как сделать обтирание) и с помощью лекарств (какие лекарства предложить).
Заканчивается речь «естественным» образом - с окончанием описания предлагаемых действий по оказанию первой помощи ребенку при повышении температуры (задача реализована) и указанием того, что делать, если осуществленные действия не помогут, - «вызывайте “скорую помощь”» (но это уже выходит за границы данной инструкции). Формального заключения (напоминания важности и полезности предложенных правил и способов деятельности) в данном случае быть и не могло, т. к. первая помощь ребенку, даже осуществленная в полном соответствии с предложенными правилами, по объективным причинам может не привести к желаемому результату и нужно будет предпринимать следующие меры, о чем и предупредил оратор в конце речи.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Управление персоналом Инструкция.