Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Характерные черты современного потребителя туруслуг

Однако кто он — современный потребитель туруслуг? Каковы его характерные черты и поведенческие особенности? Ответы на данные вопросы требуют выяснения общих тенденций развития спроса на туруслуги в последние десятилетия. К таким мегатен-денциям следует отнести гедонизм, экстраверсию, стремление к удобству и комфорту, активность личности.

Гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечат­лений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия.

Экстраверсия означает «обращенность во внешний мир»: об­щение с людьми, новые социальные контакты и знакомства. От­крытость общества предполагает терпимость к различным тради­циям, религиозным и общественным течениям.

Наряду с новой ценностной установкой на получение удоволь­ствия от жизни важной чертой современного потребителя турус-луг является экологизация мировоззрения: осознание хрупкости ок­ружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим об­ществом.

Важным моментом в развитии общественной психологии стал переход от плановой экономики к рынку, который обусловил рост активности людей, небывалый рост благосостояния определен­ной части общества, а также насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, что, в свою очередь, вызвало к жизни но­вые, более сложные и утонченные мотивационные критерии по­требления. Стремление к удобству и комфорту стало одной из глав­ных тенденций современности.

К изменениям в психологии современного типа потребителя туруслуг можно отнести:

  • усложнение восприятия мира: мир рассматривается теперь как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляю­щих его компонентов, которые взаимосвязаны между собой;
  • голографическое, комплексное видение мира, когда проек­ция приобретает форму голограммы — динамичного процесса интерференционного восприятия явления, где информация о це­лом рассредоточена по всему изображению, каждая точка кото­рого содержит, в свою очередь, часть информации о целом;
  • переход в восприятии от определенности к неопределеннос­ти: механистическая модель мира предполагает его предсказуе­мость, новое же видение мира предполагает, что абсолютно точ­ные предсказания и прогнозы принципиально невозможны;
  • изменение представлений на такие явления, как рост и пре­образование, видевшиеся ранее в форме строительной площад­ки, на которой шаг за шагом возводилось новое здание по уже заранее известному проекту. Теперь эти явления рассматриваются через диверсификацию, открытость, комплексность, неопреде­ленность и взаимообусловленность;

• переход к перспективной форме мышления. Это значит, что
из различных систем координат могут быть созданы различные
картины окружающего мира, но ни одна из них не является иде­
альной. Необходимо учитывать все системы координат.

Следует также отметить, что сегодняшнего потребителя туруслуг, наряду с названными особенностями восприятия мира, от­личают следующие психолого-поведенческие особенности:

  • информированность, высокий уровень образованности;
  • высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;
  • индивидуализм;
  • экологизм сознания;
  • спонтанность решений;
  • мобильность;
  • физическая и умственная активность на отдыхе;
  • стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Новый потребитель —- более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к пред­лагаемым ему товарам и услугам, активный и самостоятельный.

В мотивации туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха, наблюдается углубление его сегментации. География туристских поездок имеет ярко выраженную тенденцию к экспан­сии выездного туризма и сокращению спроса на туры внутри стра­ны. Внутри выездного туризма наблюдается рост спроса в сегменте «дальние турпоездки». Вместо одного длительного (3 и более не­дель) отпуска в год предпочтение отдается 2—3 более коротким турпоездкам. Короткие, но частые поездки отвечают таким потреб­ностям современного потребителя туруслуг, как спонтанность вы­бора турцентра, гибкий график поездки, интенсивный, насыщен­ный впечатлениями отдых. Краткий, но интенсивный отпуск отли­чают по сравнению с основным отпуском, такие особенности, как более высокий уровень расходов за 1 день пребывания туриста в турцентре, большая активность и мобильность туристов.

Современный потребитель на туристском рынке стремится по­лучить максимум новых впечатлений от поездки, обеспечивается это за счет интенсификации туристского отдыха: насыщения его экскурсиями, прогулками, встречами, беседами и т.п.

Следует отметить, что Россия по числу праздников и перене­сенных праздничных дат с целью продления каникул (например, в майские или новогодние праздники) стоит, по всей вероятнос­ти, на первом месте в мире. Характерным для российского туриз­ма является и менталитет россиянина, который, умея трудиться, никогда не забывает о необходимости отдохнуть на широкую ногу. Не следует забывать и о таком внеэкономическом факторе, как повышенный интерес россиян к жизни других стран и народов, так как десятилетия российский народ был практически отрезан от мировой цивилизации политикой «железного занавеса». Таким образом, налицо многие объективные факторы, обеспечивающие в России хорошие перспективы для выездного туризма. Безуслов­но, основным сдерживающим фактором развития выездного ту­ризма является низкий материальный уровень жизни основной массы населения.

В соответствии с классификацией А. П. Шарухина предлагается выделять следующие основные типы туристов:

Т-тип — типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает су­еты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми;

А-тип (активный) — отпускник, предпочитающий активный отдых. Данная группа подразделяется на две подгруппы: АЛ —

профессиональным спортом не занимается, физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды — его кредо, на отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы; АС — спортсмены, выдерживают длительные и высокие, вплоть до эк­стремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как «наличие условий для занятий хобби», кри­терии «ландшафт, культура, история» — вторичны (например, страстный альпинист, летчик-любитель и т.д.);

У-тип (удовольствия) — турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, нуждается в калейдоскопе удовольствий, впечатлений и флирте. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него. Кредо такого туриста — «удовольствие, общество, смена впечатлений»;

П-тип (любители приключений) — для таких туристов риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуаци­ях, возможная опасность определяют выбор вида путешествия;

И-тип (интеллектуальный тип) — люди этого типа рассмат­ривают туризм как средство интеллектуального саморазвития и самообразования — это любознательные туристы. Они подразде­ляются на три подгруппы:

  • «эксперты», коллекционирующие посещаемые ими достопри­мечательности;
  • «обычные любители культуры и природы»;
  • «специалисты», которые углубляют свои знания в определен­ных областях культуры, истории, искусства и т.д.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Профессиональное и деловое общение в сфере туризма Характерные черты современного потребителя туруслуг