Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Должностная инструкция

Прием на работу должен начинаться с детального определения того, кто нужен организации. К сожалению, именно на этом этапе очень часто допускаются ошибки, за которые приходится расплачиваться в течение долгого времени. Чтобы этого не произошло, следует прибегнуть к формализации требований к кандидатам, что является обязательным условием сколько-нибудь серьезного отбора кадров. Самой распространенной формой такой формализации является должностная инструкция.

Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащий описание основных функций, которые обязан выполнять работник, занимающий данную должность. Должностная инструкция может быть составлена на основе типовых требований, содержащихся в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, но с учетом изменяющихся социально-экономических и организационных условий.
Должностная инструкция позволяет сбалансировать основные функции, права и ответственность применительно к каждой должности, рационализировать порядок выполнения каждой процедуры, операции и их взаимосвязи, устранить дублирование, упорядочить информационные потоки в организации.
Теоретически должностная инструкция имеет такой вид:
1) Общие сведения:
- квалификация работника;
- цели деятельности и функции работника;
- какими документами регламентирована его работа;
- кому подчиняется, кто находится у него в подчинении;
- порядок назначения и увольнения от должности;
- кого он замещает в случае необходимости, кто замещает его в случае отсутствия.
2) Обязанности. Здесь в зависимости от специфики должности подробно перечисляются все функции работника и сфера ответственности, в том числе, какую документацию он обязан вести, какие мероприятия разрабатывать, кого и по каким направлениям контролировать и т. п.
3) Права. Эта часть по структуре должна соотноситься с частью «обязанности», поскольку права нужны именно для того, чтобы эффективно выполнять обязанности. Так, если работник обязан составлять отчет за весь отдел, то у него должно быть право потребовать у всех работников сведения для этого отчета; если он обязан оказывать методическую помощь подразделениям по определенному вопросу, у него должно быть право знакомиться с работой этих подразделений и соответствующей документацией и т. п.
4) Критерии оценки деятельности работника.
Разумеется, должностная инструкция может иметь и письменный вид, однако, в соответствии с общей задачей учебника, мы рассмотрим устный вариант, который предусматривает последовательное описание того, что должен (может) и не должен (не может) совершать сотрудник, занимающий определенную должность.
Вступление такой речи включает формулирование задачи речи и общую характеристику должности. Сегодня мы собрали старост первого курса для того, чтобы познакомить их с теми обязанностями, которые им предстоит в дальнейшем выполнять. Староста – это центральная фигура в обеспечении учебного процесса. Именно от того, как будет работать староста, очень часто зависит не только качество подготовки группы к занятиям, но и успешность работы преподавателя. Поэтому каждый староста должен определенно представлять себе, что ждет от него университет.
Основная часть включает три микротемы: в первой рассматриваются обязанности, во второй - права, в третьей дается оценка статуса должности.
Обязанности перечисляются в определенном порядке, в соответствии с логикой той работы, которую будет выполнять сотрудник, причем, по возможности, начинать следует с самых общих, глобальных обязанностей, а затем переходить к более конкретным и частным: Итак, что же должен делать староста? Прежде всего, он отвечает за то, чтобы учебный процесс осуществлялся без перебоев. Он обязан следить за дисциплиной в группе, отмечать отсутствующих и выяснять, по какой причине они отсутствовали; ему следует информировать деканат в случае отсутствия преподавателя через 15 минут после звонка; он отвечает за готовность аудитории к занятиям (мел, тряпка, стулья и т. д.). Староста является посредником между руководством университета и группой. Поэтому он обязан информировать деканат о положении в группе, и доводить до сведения группы все распоряжения деканата и ректората. Староста осуществляет связь группы с кафедрами, и поэтому обязан по требованию кафедр составлять списки, информировать о консультациях и т. п., а также следить за тем, чтобы группа была своевременно обеспечена вопросами к экзаменам и зачетам, планами семинарских занятий, тематикой спецсеминаров и курсовых работ и т. п. Именно староста отправляется на переговоры с должностными лицами университета в случае возникновения конфликтов или проблем. Староста получает и распределяет стипендию на всю группу.

Права перечисляются в той же последовательности, что и обязанности: Староста имеет право поручить выполнение части своих обязанностей другим студентам группы, например, назначить ответственного за ведение журнала, дежурного по аудитории и т. п. Он имеет право потребовать у студента объяснение по поводу пропуска занятий и других нарушений распорядка работы. Староста имеет право выступать с ходатайствами перед деканатом о поощрении и наказании студентов группы, а также об оказании материальной помощи нуждающимся студентам. Староста имеет право на получение всей необходимой информации, и поэтому ректорат, деканат, кафедры и другие учреждения университета обязаны предоставлять старосте те сведения, которые требуются группе для осуществления учебного процесса. Староста имеет право на материальное вознаграждение за свою работу один раз в квартал в размере стипендии.

Третья микротема может рассказывать о том, каким образом старосты назначаются или снимаются с работы или содержать другие сведения, характеризующие общий статус должности: Старосты назначаются и снимаются с должности приказом по деканату. Основанием для отстранения могут быть грубые дисциплинарные или финансовые нарушения, а также решение собрания группы.

Таким образом, должностная инструкция является описанием основных функций, которые обязан выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании инструкции для оценки кандидатов на замещение вакантной должности специалист определяет, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Сделать это довольно сложно, в особенности для человека, не знакомого со спецификой работы на вакантной должности (сотрудник отдела кадров). Поэтому часто на основе должностной инструкции создается карта компетенции (портрет идеального сотрудника) – набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий данную должность. Эта карта облегчает работу сотрудника отдела кадров, так как дает возможность структурированной оценки кандидата по каждой характеристике и позволяет проводить сравнение кандидатов между собой. Компетенции - это технические, формальные характеристики кандидата, его личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальные роли, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления. Подготовка такой карты требует специальных знаний. При оценке кандидата его компетенции сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Управление персоналом Должностная инструкция