Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Потребности туристской индустрии в развитии профессионального и делового общения

В настоящее время туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн человек, а оборот туриндустрии — 2,1 млрд долл. США, то в 1987 г., согласно данным Всемирной организа­ции по туризму (ВОТ), эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд долл. США, в 2000 г. — 698,8 млн человек и 500 млрд долл. США, продолжая неуклонно расти в среднем на 9 % в год.

Российский туризм не является исключением. В стране активно растет число и влияние объединений туроператоров и турагентств (активно действуют Российская ассоциация турагентств, Нацио­нальная туристская ассоциация, Российская ассоциация социаль­ного туризма, Телевизионная ассоциация турагентств, Россий­ская таймшер ассоциация, Объединение туроператоров Москвы и др.), объединяются и потребители туруслуг (создана, например, Лига защиты прав путешествующих).

Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Если еще совсем недавно специалисты в этой области готовились лишь в специализированных институтах повы­шения квалификации системы «Интуриста» или профсоюзного туризма, то сегодня образование по специальности «менеджер туризма» можно получить в целом ряде государственных и негосу­дарственных высших и средних профессиональных учебных заве­дений.

Анализ факторов и тенденций развития спроса и предложения на мировом и отечественном рынках туризма позволяет выявить принципиальные эволюционные изменения в структуре и функ­циональных связях туристского рынка, которые дают основания констатировать в качестве макротенденции развития рынка ту-руслуг переход от массового стандартизированного конвейерного туризма к массовому дифференцированному. Движущая сила дан­ной трансформации рынка состоит в разрешении противоречия между усиливающейся индивидуализацией туристских потребно­стей и конвейерно-стандартизированным характером организации предоставления туристских услуг.

Известно, что конвейерный туризм предполагает относитель­ный примитивизм и однообразие потребностей и мотиваций ту­ристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг. Дифференцированный туризм отличается разнообразием потребностей туристов и предлагаемых услуг, ярко выраженной специализацией туристского предложения. Для диф­ференцированного туризма характерен не столько широкий, сколь­ко глубокий ассортимент услуг: турорганизация предлагает не ог­ромное, а ограниченное число видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с пе­реходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Оживлению экономической конъюнктуры в 1950-е гг. и после­дующему бурному росту в 1960-е гг. соответствовало формирова­ние общественной психологии «ограниченного потребления и высокой производительности труда» («общество трудоголиков»). Ограниченность потребления была обусловлена достаточно низ­ким уровнем благосостояния людей. Труд являлся доминирующей ценностной категорией в общественном сознании. Дальнейший экономический рост и насыщение рынка товарами стимулирова­ли расширение парадигмы потребностей, а труд рассматривался в качестве основного средства для удовлетворения растущих запросов.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма: от­дых как средство восстановления физических сил после повсе­дневного тяжелого труда с целью продолжения этого труда. Турист­ские услуги стандартизируются и предлагаются потребителю в виде комбинированных «пэкидж-туров»; формируется так называемый «конвейерный массовый туризм». 

Повышение уровня благосостояния массового потребителя на рубеже 1960—70-х гг., продолжавшийся экономический подъем, постепенное изменение соотношения рабочего и свободного вре­мени в пользу последнего изменили мотивацию и приоритеты в психологии потребления. В это время начало формироваться «об­щество потребления материальных благ — потребления ради по­требления». Рынок производителей сменяется рынком потребите­лей. Усложняется мотивация туристского спроса: наряду с рекре­ационным растущее значение приобретают образовательный, ком­муникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Со второй половины 1970-х гг.. насыщение рынков товаров и услуг, замедление темпов экономического роста, экономический и структурный кризис стимулировали формирование дифферен­цированного туризма, но одновременно в предложении усилива­лась тенденция к специализации и диверсификации, причем по­следняя нашла выражение как в расширении ассортимента пре­доставляемых услуг в рамках специализации фирмы, так и в про­никновении туристских фирм в другие области сферы услуг.

В современных условиях, характеризуемых тенденциями гума­низации, социализации и экологизации экономики, происходят качественные сдвиги в системе потребностей, идет процесс ди­версификации потребностей и спроса, отход от обезличивающей стандартизации. Абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разно­образными запросами, а не обезличенно-стандартизированной потребности нивелированного индивида.

Все это объективно приводит к необходимости повышения профессионализма в деятельности и общении между специалис­тами турфирм и потребителями туристских услуг.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Профессиональное и деловое общение в сфере туризма Потребности туристской индустрии в развитии профессионального и делового общения