Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Комплимент |
Комплимент – одно из самых эффективных средств общения, в том числе и делового. В нашей жизни комплименты звучат не так уж часто, что лишает ее определенных граней и красок. Между тем, произнесение комплиментов имеет очень важную практическую пользу, поскольку способствует возникновению положительных эмоций (это полезно и от стрессов, и от болезней). «Многие люди стесняются говорить комплименты. И это правильно, если комплименты неуклюжи, банальны, неискренни. Но вместе с тем нужно сознаться: не хлебом единым жив человек. Каждый нуждается в похвале и признании. Исследователь стрессовых состояний Ганс Селье установил, что для человека признание результатов его труда важнее, чем власть и богатство. По сути дела, это для человека самое главное. Казалось бы, очень простой вывод, но насколько порой тяжело выразить другому свою признательность. Критиковать окружающих проще простого». Наша речевая традиция советского времени почти не знала комплиментов, они были не приняты, почти неприличны, воспринимались как ложь, неискренность. Однако это не так: в отличие от лести, когда оратор говорит не то, что думает, комплимент должен отражать искренние чувства человека, хотя и, возможно, несколько преувеличенные. Эти жанры существенно различаются по своим задачам. Лесть обязательно предполагает какую-либо личную выгоду для говорящего (каждый день рассказываю декану, какой он великий руководитель, поскольку мечтаю получить должность зав. кафедрой), комплимент имеет целью улучшение отношений с собеседником или установление доброжелательного контакта. В этом смысле комплимент - типичный жанр эпидейктической речи. Сверхзадача комплимента: вызвать симпатию к себе, сделать отношения с адресатом более теплыми. Поэтому в отличие от похвального слова, поздравительной речи и других эпидейктических жанров этого сектора, где оценка обязательно аргументируется и должна выглядеть как объективная, в комплименте возможны субъективные оценки, а также открытое выражение симпатии (желания сказать что-нибудь приятное). Поэтому для похвалы нужен определенный повод – достижения человека (действия, знания, умения, качества личности, проявленные при определенных обстоятельствах). Нужно сделать что-то хорошее, чтобы заслужить похвалу. Для получения комплимента не требуется прикладывать никаких усилий. Обычно содержанием комплимента должна быть положительная оценка качеств, сторон, признаков человека, ценных для него. «В основе механизма действия комплимента лежит психологический феномен внушения. Человек поверит в свои способности, например, в то, что у него «светлая голова» или «золотые руки», если ему говорить об этом. Сто комплиментов убеждают лучше, чем пятьдесят или десять. Врачи знают, что легче поддается внушению тот, кто этого хочет, и проще всего внушить то, о чем человек мечтает. В эффекте внушения посредством комплимента происходит как бы заочное удовлетворение мечты, которая затем может стать реальностью». Самая простая форма комплимента предполагает оценку внешних, интеллектуальных и физических данных собеседника (типа: у тебя такие выразительные глаза). Однако возможны и более сложные формы: через оценку вещи адресата оценивается его личность: в черном ты неотразима; комплимент сравнение: Ты сегодня ну вылитая Софи Лорен (здесь важно точно знать, что собеседник хорошо относится к тому, с кем его сравнивают); комплимент через описание своих ощущений мне всегда так хорошо с тобой!; комплимент-цитирование для критически настроенного адресата для большей объективности оценки: Я слышал (говорят), что вы так хорошо готовите; все сотрудники в один голос хвалят ваши организаторские способности. (Опять-таки важно, чтобы цитируемый субъект был авторитетен для собеседника. Если оратор говорит: Наташа говорила мне…, а собеседник терпеть не может Наташу, то возможен колкий отпор.) Результат окажется тем лучше, чем точнее оратор уловил ценности собеседника. «Слушательница решила кое-что попробовать на предстоявшем ей собеседовании при приеме в одну из небольших немецких фирм в Москве. Послушав руководителя фирмы, она сказала ему следующее: "Г-н Шульц! Честно говоря, я не совсем понимаю, зачем Вам нужен работник, который бы хорошо знал немецкий язык. Ваш русский просто потрясающ!" Впоследствии она рассказывала: "Вы бы видели, как этот Шульц расцвел!" Разумеется, она была принята на работу». И наоборот, если оратор оценивает в собеседнике то, что тому не кажется положительным качеством, он терпит неудачу. Вспомним пример из известного мультфильма: Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету. - У тебя такие большие глаза! (+) У тебя такие большие ресницы! (+) У тебя такие большие уши! (-) В результате – общая коммуникативная неудача (Конфета остается в сумочке девочки). Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность. Поэтому следует включать в комплимент свои очевидные наблюдения. Действительно, когда нам говорят что-то приятное о реальных событиях и конкретных деталях, мы невольно верим тому, кто говорит об этом. Например, если преподаватель, посетивший лекцию своего коллеги потом говорит: Иван Иванович, я восхищаюсь вами!, то практически никакого удовольствия это не доставляет. Был ли такой комплимент искренним, также выяснить не удастся. Если же он говорит: Иван Иванович, я восхищаюсь вами. Студенты так заинтересованно слушали вас, так живо реагировали на ваши вопросы, что остается только позавидовать вашему умению налаживать контакт с аудиторией – то удовольствие обеспечено. В целом эта особенность (необходимость конкретной аргументации положительных оценок собеседника) распространяется на все жанры этой группы. Обратим здесь внимание на некоторые более сложные формы комплиментов. Так, кроме прямых, бывают комплименты косвенные. Это так называемые дедуктивные комплименты. Я заметил, что самые лучшие отчеты всегда получаются у людей с гуманитарным образованием (в случае, когда отчет подготовлен гуманитарием). Завидую выпускникам МГУ: у них всегда безупречная теоретическая подготовка. Меня всегда тянет к южным женщинам: они такие нежные и загадочные. В целом такой комплимент строится на оценке социума, к которому принадлежит собеседник. Он может иметь форму вопроса, побуждения и сравнения. Одним из самых действенных комплиментов является тот, который произносится на фоне антикомплимента себе. Благодаря этому приему можно расположить к себе прохладно относящегося партнера. Для многих указание на их превосходство по сравнению с нами, является важным показателем собственного успеха и благополучия. Так, встретившись в приемной председателя правления банка с человеком, с которым хотелось бы наладить отношения, можно сказать ему: Вчера на совещании вы говорили великолепно. Я всегда удивляюсь вашему умению концентрироваться и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Мне, чтобы найти хорошее решение в новой ситуации, требуется время на обдумывание. Можно только позавидовать быстроте вашей реакции и способности найти выход из самой сложной ситуации. Благодаря этому комплименту удовлетворяются сразу две потребности партнера: во-первых, оратор признает одну из его способностей, а, во-вторых, показывает, что признает его не просто равным, но в чем-то выше себя. Тем самым у него формируются положительные эмоции, что, собственно, и нужно. Отношения улучшаются. Укажем здесь на другие ошибки: |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |