Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Риторическая специфика функции мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения других к деятельности для достижения личностных целей. Эту функцию трудно отделить от действий по организации труда коллектива, так как побуждать людей к деятельности без мотивации, без апелляции к интересам и потребностям работников невозможно. В менеджменте существуют различные теории мотивации – содержательные, основанные на идентификации внутренних побуждений личности, процессуальные, основанные на том, как человек распределяет усилия для достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения. Все их объединяет такая мысль: люди испытывают потребности, с одной стороны (моральной), в уважении, в справедливости, в осознании своей роли в общем деле и принадлежности к коллективу, в реализации своего творческого потенциала, с другой (материальной) – в приличных условиях труда, в максимальном заработке. Считается, что высокая результативность труда является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Поэтому в организации должен быть разработан и установлен набор критериев, влияющих на поведение сотрудников, создана благоприятная для мотивации атмосфера: каждому должен быть дан шанс реализоваться и испытать личное удовлетворение от хорошей работы, гордость за плоды своего труда, желание применять свои знания и умения, дана возможность для расширения личных свобод и превращения в сопредпринимателя. Для этого менеджеру необходимо разработать и довести до каждого набор критериев оценки деятельности сотрудников и общаться (!) с ними: сотрудники должны знать, чего от них ждут, и слышать похвалу, когда они ее заслужили.

«Поскольку суть менеджмента – это достижение результата посредством других людей, нужно, чтобы они захотели делать то, что от них требуется. Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам этого захотел». Индивидуальная производительность, а также эффективность деятельности организаций в целом находятся в прямой зависимости от степени мотивированности работников. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций – например, недостатки в планировании или в организации. Однако слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и восполнить».

Среди риторических жанров для реализации функции мотивации наибольшее значение имеют сообщение, разъяснение, консультация (поиск согласия), совет, предложение, просьба (в отличие от приказа и распоряжения).
Однако если понимать мотивацию как актуализацию в человеке желания быть и работать еще лучше, то в осуществлении этой функции особое значение приобретают эпидейктические жанры, так как еще древние заметили: побуждать людей двигаться в своем развитии вперед и выше можно только похвалой, а не разносами, как это было принято в недавнем прошлом. Всегда следует помнить, что недостатки людей не искореняются жесткой критикой. Их можно уменьшить, лишь увеличивая достоинства. Следует одобрять даже незначительные успехи, т. к. это вызовет у человека желание добиться еще большего. Если оратор ведет себя так, словно видит в собеседнике несомненные хорошие качества, тот постарается соответствовать этому мнению, ибо самое сильное стремление человека – оправдать свою хорошую репутацию. Именно поэтому наиболее значимыми жанрами в этой группе оказываются те, где выражается одобрение действиям человека: комплимент, похвальное слово и др.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Жанры деловой речи в менеджменте Риторическая специфика функции мотивации.