Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Требование

Просьбу следует отличать от требования, которое произносится в ситуациях, когда аудитория по каким-либо причинам не совершает необходимые, положенные, обязательные для нее в соответствии с неким правилом или нормой действия. Например, задание не было выполнено в срок, сорваны важные переговоры по причине недисциплинированности тех, кому была поручена их подготовка, и т. п. Причем приказ или распоряжение (потому что аудитории и так известно, чего от нее хотят), совет (потому что у аудитории нет выбора, выполнять или нет), критика (потому что не надо искать пути выхода из создавшейся ситуации) в этом случае не решают проблему.

Аудитория. Обращена речь к тому, кто уклоняется от выполнения обязательных действий, потому что не знает о существовании некоего правила или игнорирует его. Оратором требования является лицо, полномочное призвать аудиторию к выполнению обязательных действий (более старший по возрасту, должности, положению и т. п.). Тезис содержит утверждение о категорическом долженствовании конкретных действий аудитории в соответствии с имеющимися правилами или нормами. Аргументация должна включать ссылки на существующие и необходимые для выполнения правила или нормы (цитаты из указов, уставов, инструкций и т. п.), а также необходимое количество эмоциональных аргументов (к чувству справедливости и собственного достоинства, к общественному мнению и др.).

Требование начинается с сообщения причин обращения к аудитории и объяснений слушателям, какие действия они должны совершить (Стало известно о вопиющем случае – новые кресла в актовом зале, где проходило занятие вашей группы, оказались испорченными. В связи с этим я обращаюсь к вам с требованием возместить нанесенный ущерб); в основной части приводятся ссылки на правила или нормы, позволяющие требовать от аудитории названных действий, иногда указываются возможные способы их выполнения (В соответствии с Уставом нашего вуза каждый, кто …. Вы можете устранить нанесенный ущерб следующим образом ….); завершается речь призывом впредь не совершать того, что не соответствует правилам и нормам.
Язык требования категоричен, включает глаголы в повелительном наклонении, слова категоричной оценки, экспрессивную лексику; произноситься речь должна категорично и решительно, «требовательным тоном» – не допускающим возражений.
Конечно, требование является довольно «жестким» жанром, и использовать его следует осмотрительно. Неверное (не по ситуации) использование требования может привести к конфликту. Например, начальник не может потребовать от подчиненного прийти на работу за полчаса до ее начала, чтобы настроиться на деловую беседу (это личное дело подчиненного), но быть готовым к обсуждению вопроса с первой же минуты рабочего времени потребовать можно.
В работе менеджера требованием придется воспользоваться тогда, когда подчиненные хорошо знакомы со своими должностными обязанностями и уклоняются от их исполнения по причинам нерадивости, нежелания подчиняться, стремления вопреки распоряжению и данным рекомендациям выполнять работу неприемлемыми способами и т. п. То есть тогда, когда работников нужно не информировать о решениях, а призвать к неукоснительному их выполнению. Вот пример требования, с которым ректор обратился к коллективу работников на производственном собрании, потому что они, несмотря на запрещение, продолжали курить в здании университета:
Коллеги! Вынужден обратиться к вам с требованием прекратить курить в здании института, о чем мы с вами, взвесив все «за» и «против», приняли решение на производственном собрании, которое было закреплено приказом от 1 сентября 2002 года. Однако преподаватели и работники продолжают курить в здании. Два дня назад, войдя в кабинет кафедры физики, оказался в плотной атмосфере табачного дыма, а вчера заведующий кафедрой мировой экономики курил прямо в коридоре второго этажа и на вопрос, почему он это делает, ответил, что его положение ему это позволяет.
Я думаю, мы не будем еще раз тратить драгоценное рабочее время на обсуждение несомненного вреда курения в общественном месте, тем более в вузе. Решение было принято коллегиально и единогласно (хотя отлично понимаю, что оно было для многих непростым). Теперь наша задача – неукоснительно выполнять его, так как, нарушая, мы не просто ухудшаем атмосферу в рабочих помещениях, мы подрываем дисциплину в коллективе, так как оказываемся не способными выполнить собственное решение, и тем самым подаем пример необязательности и попустительства студентам, которых мы готовим быть руководителями и от которых требуем дисциплинированности. Чтобы воспитывать, необходимо самим быть безупречными, хотя бы в выполнении собственных решений.
Надеюсь, что мы больше не будем возвращаться к этому вопросу, так как вы не можете не понимать его значимости и должны прекратить курить в здании института. И если курение будет продолжаться, нарушителей будем строго наказывать, о чем будем сообщать коллективу института через вузовскую газету.
Следует обратить внимание, что речь включает не подлежащие сомнению в данной аудитории ценностные суждения: мы с вами, взвесив все «за» и «против», приняли решение…, тратить драгоценное рабочее время…, принято коллегиально и единогласно…, не способными выполнить собственное решение…, подаем пример необязательности и попустительства студентам, от которых требуем дисциплинированности…, нарушителей будем строго наказывать…, сообщать коллективу института через вузовскую газету…, что позволяет надеяться на выполнение требования (или побуждает на следующем собрании обсудить предложение о выделении специального помещения для курения).
К наиболее грубым ошибкам использования этого жанра можно отнести следующие:
1. Оратор не обладает необходимыми полномочиями, чтобы требовать что-либо от аудитории. Например, в ситуации с испорченными креслами с требованием к группе может обратиться декан. Однако если в данном жанре начнет выступать уборщица, то скорее всего, получится не деловой разговор, а скандал.
2. В качестве основания требования выступают не объективные правила и нормы, а личные вкусы и понятия оратора. Например, если в уставе гимназии записано, что все учащиеся должны ходить на уроки в форме, разговоры по этому поводу с родителями и учащимися будут носить сугубо деловой характер. Однако если никакими правилами не регламентируется, в чем должны ходить дети, требования завуча к старшеклассникам не надевать джинсы или не носить ярких блузок выглядят как волюнтаризм и вызывают недовольство и противодействие со стороны школьников.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Жанры деловой речи в менеджменте Требование