Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Язык общения

Язык общения — это система слов и выражений, правил их соотнесения с предметами и явлениями действительности и пра­вил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слово или выражение, общее для всех говорящих на данном языке, связанное для них с одним и тем же предметом, явлением, событием (или совокупностью, классом предметов или явлений), отражающее одно и то же отношение к этому предмету или явлению, одинаковое представление о его роли в деятельно­сти людей, называется знаком. Все знаки связаны между собой в систему. В профессиональном и деловом общении с помощью зна­ков передаются значение и смысл.

Общее содержание, которое вкладывают все носители этого языка в данный знак, называется его значением. Но каждый человек (или группа людей, объединенная единством целей и средств деятель­ности, условий жизни и т.п.) кроме этого общего содержания вкла­дывает в знак и особое, специфическое отношение к нему.

Так возникает субъективная сторона значений: для любого че­ловека общее значение знака преломляется через призму его соб­ственной деятельности и входит в состав личностного смысла. Смысл — это значение в его «субъективной» форме, т. е. как бы пропущенное через систему собственных мотивов и целей дея­тельности данного человека или группы людей. Опираясь на то общее, что дано нам в значении, мы способны путем сочетания слов в высказывании, их переносного употребления выражать новую мысль, не совпадающую с содержанием, закрепленным в знаке (мысль, как правило, никогда не равна прямому значению слов).

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Но он не единственное такое средство. Помимо языка для общения мо­гут использоваться другие знаковые системы. Некоторые из них, как и язык, первичны: знаки, входящие в эти системы, использу­ются не только как орудие общения, но и как орудие обобщения. Таков мимический язык глухонемых.

Другие знаковые системы вторичны: мы как бы «переводим» на них свою речь, не изменяя ее содержания, а иногда даже зву­кового строения, и лишь используя другие (неречевые) средства выражения (телеграфная азбука Морзе; огни светофора на пере­крестке улиц; математические, физические и химические симво­лы и т.д.). С их помощью осуществляется общение людей, занима­ющихся специализированной деятельностью.

Особняком в обширной совокупности знаковых систем стоят так называемые машинные языки — искусственные образования, созданные для общения человека с электронно-вычислительной машиной.

Особенности конкретных знаковых систем не исключают воз­можности их использования в сочетании друг с другом. В общении специалисты отнюдь не ограничиваются языком символов и фор­мул, когда они обсуждают очередную свою проблему. Они приме­няют и звуковой язык, могут воспользоваться графиками или зна­ками еще каких-либо систем.

В профессиональном и деловом общении наряду со словесными знаками широко используются жесты. Они, в свою очередь, могут быть условными, т.е. иметь закрепленное за ними значение (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т.е. служить боль­шей выразительности речи, нести смысловую информацию, на­пример, о состоянии работника, его отношении к чему-либо и т.д.

Следует отметить, что слушающий может по-разному воспри­нимать содержание общения. Он может понимать, что ему гово­рят, осознавать объективное содержание общения, но при этом в системе его отношений к окружающему миру ничего не будет меняться. В этом случае принято говорить о языке дефиниций (оп­ределений); они характерны для знакового общения.

Он может ставить себя на место собеседника. В этом случае лич­ность слушающего претерпевает некоторое изменение: принимая на себя «роль» другого человека, он усваивает, хотя и частично, систему его отношений к другим людям, явлениям или событи­ям, новую для него систему ценностей. Это — идентификация, она осуществляется, например, когда новый работник впервые входит в данную организацию как ее равноправный член. Иденти­фикация связана с процессом принятия социальной роли и по­этому является в конечном счете актом вхождения в социальную группу, отнесения себя к ней, социализации.

Наконец, сопереживание, или эмпатия, — это такой случай, когда один сотрудник организации живет, действует и пережива­ет вместе с другим сотрудником организации. Сопереживание может привести к дальнейшей идентификации, но не обязатель­но. Сопереживание имеет место и в обычном смысловом обще­нии, когда работник, необязательно разделяя чувства своего со­беседника, тем не менее способен их понять.

К факторам, влияющим на возрастание роли профессиональ­ного и делового общения в современных условиях, относятся:

  • усиливающаяся специализация, требующая соответствующей кооперации;
  • увеличение объема информации, требующей своего распрост­ранения;
  • усложнение производственных задач и увеличение в связи с этим доли времени, отводимого на общение между работни­ками.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Профессиональное и деловое общение в сфере туризма Язык общения