Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Язык общения |
Язык общения — это система слов и выражений, правил их соотнесения с предметами и явлениями действительности и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слово или выражение, общее для всех говорящих на данном языке, связанное для них с одним и тем же предметом, явлением, событием (или совокупностью, классом предметов или явлений), отражающее одно и то же отношение к этому предмету или явлению, одинаковое представление о его роли в деятельности людей, называется знаком. Все знаки связаны между собой в систему. В профессиональном и деловом общении с помощью знаков передаются значение и смысл. Общее содержание, которое вкладывают все носители этого языка в данный знак, называется его значением. Но каждый человек (или группа людей, объединенная единством целей и средств деятельности, условий жизни и т.п.) кроме этого общего содержания вкладывает в знак и особое, специфическое отношение к нему. Так возникает субъективная сторона значений: для любого человека общее значение знака преломляется через призму его собственной деятельности и входит в состав личностного смысла. Смысл — это значение в его «субъективной» форме, т. е. как бы пропущенное через систему собственных мотивов и целей деятельности данного человека или группы людей. Опираясь на то общее, что дано нам в значении, мы способны путем сочетания слов в высказывании, их переносного употребления выражать новую мысль, не совпадающую с содержанием, закрепленным в знаке (мысль, как правило, никогда не равна прямому значению слов). Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Но он не единственное такое средство. Помимо языка для общения могут использоваться другие знаковые системы. Некоторые из них, как и язык, первичны: знаки, входящие в эти системы, используются не только как орудие общения, но и как орудие обобщения. Таков мимический язык глухонемых. Другие знаковые системы вторичны: мы как бы «переводим» на них свою речь, не изменяя ее содержания, а иногда даже звукового строения, и лишь используя другие (неречевые) средства выражения (телеграфная азбука Морзе; огни светофора на перекрестке улиц; математические, физические и химические символы и т.д.). С их помощью осуществляется общение людей, занимающихся специализированной деятельностью. Особняком в обширной совокупности знаковых систем стоят так называемые машинные языки — искусственные образования, созданные для общения человека с электронно-вычислительной машиной. Особенности конкретных знаковых систем не исключают возможности их использования в сочетании друг с другом. В общении специалисты отнюдь не ограничиваются языком символов и формул, когда они обсуждают очередную свою проблему. Они применяют и звуковой язык, могут воспользоваться графиками или знаками еще каких-либо систем. В профессиональном и деловом общении наряду со словесными знаками широко используются жесты. Они, в свою очередь, могут быть условными, т.е. иметь закрепленное за ними значение (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т.е. служить большей выразительности речи, нести смысловую информацию, например, о состоянии работника, его отношении к чему-либо и т.д. Следует отметить, что слушающий может по-разному воспринимать содержание общения. Он может понимать, что ему говорят, осознавать объективное содержание общения, но при этом в системе его отношений к окружающему миру ничего не будет меняться. В этом случае принято говорить о языке дефиниций (определений); они характерны для знакового общения. Он может ставить себя на место собеседника. В этом случае личность слушающего претерпевает некоторое изменение: принимая на себя «роль» другого человека, он усваивает, хотя и частично, систему его отношений к другим людям, явлениям или событиям, новую для него систему ценностей. Это — идентификация, она осуществляется, например, когда новый работник впервые входит в данную организацию как ее равноправный член. Идентификация связана с процессом принятия социальной роли и поэтому является в конечном счете актом вхождения в социальную группу, отнесения себя к ней, социализации. Наконец, сопереживание, или эмпатия, — это такой случай, когда один сотрудник организации живет, действует и переживает вместе с другим сотрудником организации. Сопереживание может привести к дальнейшей идентификации, но не обязательно. Сопереживание имеет место и в обычном смысловом общении, когда работник, необязательно разделяя чувства своего собеседника, тем не менее способен их понять. К факторам, влияющим на возрастание роли профессионального и делового общения в современных условиях, относятся:
|
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |