Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Модель риторического жанра. |
Определив для себя, какое именно состояние слушателей он хочет сформировать с помощью речи, говорящий должен приняться за ее создание, для чего ему нужно выполнить некоторые действия в соответствии с правилами построения того или иного жанра. Работа над речью в любом жанре осуществляется по определенной схеме, которая в риторике называется античным риторическим каноном: оратор должен изыскать содержание речи (изобретение), расположить его в пространстве и во времени речи (расположение), отобрать необходимые для воздействия на данную аудиторию слова (выражение), запомнить содержание, его расположение и словесные конструкции (запоминание), произнести речь (произнесение). В результате должна получиться целесообразная речь, которая приведет к запланированному результату. Конечно, это возможно лишь при условии, что все было сделано правильно, а не так, как пелось в веселой песенке: «Сделать хотел грозу, а получил козу…». Сделать все правильно поможет оратору обобщенная модель риторического жанра, представляющая собой совокупность основных элементов (жанровых признаков) речи, с помощью которых и формируется неповторимая специфика каждого жанра. Ситуация. Сначала оратору необходимо проанализировать ситуацию, в которой ему предстоит выступить. Под ситуацией понимается конкретное мероприятие (речевое событие), потребовавшее от автора определенного типа речи (юбилейное собрание поздравительная речь, научная конференция доклад, судебное заседание обвинительная речь и т. п.). Продумывание ситуации помогает автору выбрать наиболее актуальный для нее жанр. Особенно актуальным разграничение конвенциальных и инициативных речей оказывается для информационной речи. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Выступление же с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей. Так, если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается. Задача речи – наиболее важный фактор при выборе риторического жанра. Именно реализуя задачу речи, оратор создает высказывание в определенном жанре. Общая цель: проинформировать…, убедить… конкретизируется по отношению к группам жанров, близким по смыслу: сообщение переработанной (вторичной) информации, добытой из других источников (обзор, резюме, анализ), выражение несогласия с оппонентом (возражение, опровержение, протест). И наконец, каждый жанр имеет свою определенную задачу, наличие которой в первую очередь и помогает различать близкие по значению жанры. Так, задача возражения – указание на несогласие с отдельными словами или действиями оппонента, а также на слабые стороны его позиции; задача опровержения – доказательство концептуальной неверности (неправдоподобия) тезиса оппонента; задача критики – обнаружить и способствовать исправлению недостатков в процессе общественно значимого деяния и т. д. Кроме задачи, в речи может быть сверхзадача - скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто, а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с информационной речью (провозглашаемая задача: «познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном движении»), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу («убедить слушателей в том, что профсоюзное движение играет важную роль в современной общественной жизни») или даже побуждающую («побудить слушателей вступать в профсоюзы»). Такое положение нельзя квалифицировать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача - это то, что декларируется и реализуется в речи открыто - такая задача всегда одна. Сверхзадача - это то, что из ораторской предосторожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Сверхзадача есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь намерения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного восприятия сверхзадачу. Содержание. Далее создается содержание: отбирается предмет речи (он очень часто задается самой жизнью – работа за неделю, нарушения трудовой дисциплины, новые цены на рынке); формулируется тезис и подбирается аргументативный материал. Требование учитывать основную мысль не только отдельной речи, но и больших групп высказываний, восходит к мысли Аристотеля о том, что содержанием эпидейктической речи является прекрасное и постыдное, совещательной речи – польза или вред, судительной речи – справедливое и несправедливое. Так, типичное содержание отчета - анализ своей работы за определенный период или выполнения какого-либо задания; содержание поздравительной речи – похвала виновнику торжества; резюме - заключительная речь, содержащая обобщение сути сказанного в предыдущих выступлениях и т. д. Тезис – это главная мысль речи, которая, в силу того, что является неким утверждением о предмете речи, требует предъявления в тексте развернутого обоснования, для чего и приводятся аргументы. Тезис обычно содержит новую для аудитории мысль, согласие с которой и обеспечивает воздействие речи. А вот аргументы должны быть «узнаваемы» данными слушателями, что и позволит им согласиться принять тезис. Каждому жанру свойственно «свое», типическое содержание, т. е. общее, обязательное, повторяющееся во всех речах данного жанра (например, хронологическая последовательность действий в инструкции, похвала в поздравлении, обоснование способа решения проблемы в предложении и т. д.). Содержание является «видимым» жанрообразующим признаком. По типическому содержанию во многом «опознается» жанр. В отдельной речи типическое воплощается в конкретном содержании. Так, в презентации нового товара следует описывать ему свойственные качества, которые могут привлечь к нему внимание определенной аудитории и побудить приобрести его; в поздравлении конкретному лицу мы хвалим его за присущие ему добродетели или совершенные им добрые дела. Аргументация. Приведение аргументов в речи – дело очень сложное, требующее определенных знаний и умений, ведь именно они создают «тело» речи. Аргументативный материал является наиболее подвижной частью риторического произведения, и во многом именно благодаря ему конкретный текст воспринимается как относящийся к тому или иному жанру, т. к. для многих жанров существуют весьма строгие ограничения на отбор и расположение аргументов. Различают два основных вида аргументов: рациональные и эмоциональные. Именно соотношение этих видов аргументов и определяет специфику воздействия на аудиторию. Чтобы воздействовать на людей, оратор должен воспитывать у себя искренний интерес и уважение к людям. Эта простая мысль стала особенно популярной в трудах, написанных не чистыми теоретиками, а практиками, людьми, чья профессиональная деятельность оказалась тесно связанной с необходимостью частого решения деловых задач с помощью речи: «Присоединение - профессиональный термин психологов. Он означает рекомендацию: говорите с человеком на его языке! Откажитесь от внешних излюбленных штампов и стереотипов! Поймите вашего собеседника и постарайтесь "настроиться на его волну".<...> Подчеркивайте моменты общности. Как известно, нас привлекает в других единство взглядов, общие интересы, схожие судьбы. Поэтому беседу хорошо построить на фундаменте общности. Это отнюдь не значит, что вы не должны оставаться самим собой. Просто, чтобы достичь первичного взаимопонимания с другими, вам нужно сперва поговорить об общем и лишь затем перейти к тому, что может оказаться различным». «Мы изучаем человека не для того, чтобы манипулировать им, а для того, чтобы суметь с ним нормально сосуществовать». Здесь следует обратить внимание на одну особенность эмоциональных аргументов. По сиюминутному воздействию на аудиторию они во много раз превосходят рациональные, однако их воздействие может оказаться гораздо менее стойким. Поэтому если оратор хочет добиться немедленной реакции на свои слова (призывает проголосовать за его кандидатуру, купить именно этот продукт и т. п.), то более эффективны эмоциональные аргументы. Однако если оратор рассчитывает на длительное воздействие, более ценными окажутся рациональные аргументы. Особенности произнесения. Произнесение – этап предъявления речи слушателям, собственно осуществления и завершения её создания, так как здесь к мыслям и словам добавляются интонации, ораторские жесты, весь облик оратора, выражающий его эмоциональное состояние, нравственную позицию, личностное отношение к содержанию речи. Каждая речь имеет «свое» звучание. Так, если совещательная речь произносится равнодушным тоном, то вряд ли слушатели воспримут ее как руководство к действию; если поздравление звучит сухо и официально, без воодушевления, теплоты, трудно надеяться, что «виновник торжества» получит удовольствие; если мнение, речь, в которой автор лишь сообщает о своей точке зрения на предмет, звучит напористо, категорично, то это воспринимается как давление и порождает негативное отношение слушателей. |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |