Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Виды речи по цели. |
Для того, чтобы в своей деятельности счастливо соединить умение управлять и умение оптимально выстраивать для этого речь, менеджеру необходимы общие представления о создании воздействующей целесообразной речи. И в первую очередь, знания о типах речей по цели или по типу воздействия, которое предполагается оказать на слушателя. Это вызвано не только тем, что нужно ясно представлять себе конечный результат своей деятельности, но и тем, что в теории менеджмента сложилось мнение, что менеджер работает преимущественно с информацией и передает ее в каждой ситуации общения. С этим можно согласиться, если под информацией понимать тот содержательный (аргументативный) материал, который есть в каждой речи. Но речевая деятельность имеет свои законы, поэтому в риторике принято различать разновидности речей по тому результату общения (состоянию), которое говорящий формирует в слушателе, сообщая ему ту или иную информацию. Так, передавая работнику информацию о его должностных инструкциях, менеджер может формировать в нем новые знания (информационная речь), может давать совет придерживаться их (убеждающая речь), может требовать их строго соблюдать (призывающая речь). Собственно информационный блок в этих речах будет в основном одним и тем же, но каждый раз будет «разворачиваться» к слушателю различными сторонами в зависимости от ситуации. Например, информационная речь возможна при введении в должность, убеждающая – в том случае, если работник в чем-то отступает от предписаний, призывающая – когда работник, возможно, в силу своей нерадивости вовсе отказывается их исполнять. И менеджеру каждый раз придется отдавать себе отчет в том, какое именно состояние он хочет сформировать в слушателе, чтобы добиться от него выполнения соответствующего управленческого решения. Поэтому каждому, кто хочет повлиять на людей с помощью речи, надо понимать, какие типы речей по цели есть в арсенале риторики. Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Сегодня в риторике, согласно теории П. Сопера, принято различать речи информационные, эпидейктические, убеждающие, призывающие к действию и развлекательные, причем последняя разновидность не входит в деловое общение, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будет. Информационная речь обращается к любознательности слушателей и ставит целью передачу сведений. Она дает новые знания, новое представление о предмете. К информационным относятся жанры доклад, инструктаж, отчет, обзор и т. д. Предмет информационной речи – все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. В работе менеджера это сведения о планах организации, способах и методах их выполнения, критериях оценки работы, формах контроля, кадровой политике, распределении прибыли и т. п. Постоянное информирование сотрудников о положении дел в организации как бы приближает работников всех категорий к участию в управлении ею, что ведет, как показывает практика, к ее процветанию. Тезис информационной речи – это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому при изобретении тезиса следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна привлекать внимание, но при этом быть доступной для понимания и восприятия. Важной категорией для информационной речи является интерес. Интересная речь - это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей. Для большинства информационных жанров деловой речи именно новизна и полезность информации являются тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждения интереса. Чем меньше связи между сегодняшними интересами аудитории и темой предполагаемой речи, тем меньше надежды на то, что ее содержание будет усвоено слушателями. Поэтому следует начинать такую информационную речь с объяснения того, где, когда, при каких обстоятельствах слушателям пригодится предлагаемая информация. Основной принцип построения информационной речи – последовательное и ясное изложение содержания. Эпидейктическая речь обращается к эмоциям человека и ставит целью возбуждение конкретного чувства. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать гнев, любовь к ближнему, патриотические чувства, благодарность, восторг, преданность, воздавать хвалу и т. п. Так, большинство речей на презентациях, выступления на юбилеях и при подписании важных документов являются эпидейктическими. Предметом эпидейктической речи Аристотель называл прекрасное или постыдное. Прекрасное в человеке – это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения. Таким образом, в речах, имеющих главной целью доставить удовольствие адресату (похвальное слово, комплимент, поздравительная речь), предметом являются его достоинства, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т. п. – все то, что вызывает положительную оценку окружающих и заслуживает похвалы. К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях отрицательного эмоционального отношения к событиям или явлениям. Однако сегодня эти речи не очень актуальны. Содержание эпидейктической речи – это информация особого рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи – это оценочное суждение, отражающее личностное положительное отношение говорящего к предмету речи и ценности общающихся. Традиционно убеждение сводится к логическому воздействию на аудиторию не только в учебниках по логике, но и в произведениях психологов: «Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это, в известной мере, - логическая задача, решение которой, как нам кажется, может не представлять особого труда». Однако в риторике «убедить» и «доказать» не считаются синонимами, поскольку имеют разную природу. В риторических целях используются три самостоятельные (разные) формы воздействующей речи. Внушение - понятие преимущественно психологическое. Это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание. Тем самым задача внушения - создать у адресата ощущение добровольности восприятия чужого мнения, его актуальности, привлекательности. При построении внушения оратор использует эмоциональные (риторические) аргументы: психологические, образные, ссылки на авторитеты и т. п. Эти аргументы строятся на оценках и нормах, должны казаться правдоподобными, опираться на мнения и обращаться к личности. Призывающая речь обращается к поступкам аудитории и ставит целью побудить к совершению конкретного физического действия самими слушателями. Фактически это самая распространенная разновидность речей. Сюда относятся приказ, просьба, предложение, рекламная речь и т. д. |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |