Известно, что люди, принадлежащие к разным этническим группам, отличаются друг от друга нравами, обычаями, поведением. И это не случайно. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, способы поведения как образцы действий, отношение к окружающему миру — все это факторы, определяющие психологический портрет того или иного народа.
В этническом портрете находят свое отражение национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства, настроения и устремления, национальные традиции. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий. Национальный характер может быть описан по таким параметрам, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм, деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.
История народов, в особенности больших современных наций, сложна и противоречива. Каждый этап исторического развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее его национальный характер. Национальный темперамент имеет свои особенности. Его своеобразие объясняется влиянием климатической среды, образа жиз-н и , рода занятий этнофоров (конкретных представителей этнической группы), специфической этнической культурой. Принято считать, например, что жители средней полосы России по темпераменту — сангвиники, представители кавказских народов — холерики. Прибалтийские народы отличаются некоторой флегматичностью. Однако это не исключает наличия среди этих наций людей других темпераментов. Национальные чувства выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности. К ним причисляются чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям, достояниям. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Действия и поступки людей, совершаемые во благо своей социальной группы, осуществляемые в совместной деятельности и во взаимоотношениях с членами группы, регулируются чувством национального достоинства при осознании этносубъектами значимости и смысла деятельности в общественно полезном труде, в решении проблем первостепенной важности, направленных на развитие и воспроизводство своего этноса. Национальное настроение выполняет функцию, регулирующую психическую активность людей, функцию установки воспринимать и действовать определенным образом. Настроение этнофора детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономическими условиями функционирования этноса, устремлениями этноса и возможностями для их реализации. Национальные традиции — это сложившиеся на основе длитель- ; ного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоренившиеся в 1 повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных деталях. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.
Рассмотрим в качестве примера несколько ситуаций, в которых проявляются традиции различных народов. Мужчина-христианин, входя в церковь, снимает головной убор, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно неприличным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или другой безделушкой, то хозяин просто доволен. Но если европеец в доме китайца начнет восторгаться какой-либо вещицей, то хозяин обязательно подарит ему ее — того требует вежливость и т.д. Недостаточное знание национальных традиций нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этносов. Таким образом, те черты, которые проявляются в поведении разных народов, воспринимаются нами как специфические национальные особенности. Например, представители некоторых этнических групп выглядят, по мнению россиян, следующим образом: англичанин: чопорный, спокойный, рассудительный, критичный, умный; немец: практичный, организованный, трудолюбивый, пунктуальный, результативный; русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, добрый, непрактичный, доверчивый, миролюбивый; грузин: себялюбивый, импульсивный, боевитый, агрессивный; татарин: гордый, самоуверенный, сметливый, трудолюбивый, хитрый, вспыльчивый.
Понимание психологии этнического мира человека связано прежде всего со знанием механизмов регуляции социального поведения, среди которых центральное место отводится самосознанию. В самосознании обычно выделяют три основных компонента — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Когнитивный компонент самосознания характеризует содержание представлений этнофора о себе. В него включается все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность со своим народом, другими этническими группами, объединять себя с ними, а с другой — отличать себя от всех, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Для развития человека, его взаимоотношений с другими людьми очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, неизменная самооценка при изменившихся условиях препятствует нормальному осуществлению деятельности, взаимоотношениям с другими людьми. Сильная неустойчивость в самооценке порождает в ней колебания, своеобразные «качели» — от очень высокого до очень низкого представления о себе.
Трагические страницы истории человечества связаны с этими понятиями. Так, после поражения в Первой мировой войне униженное самолюбие немцев стало одной из причин того, что немецкая нация поддержала идеологию фашизма. Бесчисленные войны между народами и государствами за ресурсы ведутся под стягом своей национальной (этнической) исключительности и «второсортности» своих противников. Оптимальным для развития личности этнофора является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Человек с высоким уровнем самоуважения — это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий. Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуются ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Поведенческий компонент определяет возможность саморегуляции, способность этнофора принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Все эти компоненты тесно связаны с механизмом идентификации этнофора. Этническая идентичность личности — это осознание себя представителем определенного этноса, переживан#е человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства (или меньшинства) принадлежит человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства, но порой в детстве представители меньшинства предпочитают не свою группу, а хотят быть в группе этнического большинства. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнически* меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». Таким образом, установки этнофора по отношению к другим группам могут выступать как способ разрешения внутриличност-ных конфликтов и противоречий. При этом агрессивное поведение по отношению к членам других групп сочетается с признанием и любовью по отношению к «своим», т. е. к группам идентификации. Очень важным является признание другими людьми принадлежности человека к данной этнической группе, особенно когда наблюдаются заметные различия во внешности человека и группы. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо общности (идентифицироваться), часто оказываются чужими для нее. Когда явных межгрупповых различий во внешности нет, существует высокая степень согласия между внешними и собственными критериями идентичности: группа примет человека, даже если он по крови «чужой». Такой легкий и свободный выбор своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских, украинцев, культура и облик которых во многом близки. Следует отметить, что человек, хотя и с разной степенью интенсивности, может идентифицировать себя одновременно с двумя этническими группами. Данный факт обусловлен тем, что этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, поэтому внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности, особенно в случае межэтнического брака родителей. Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Так, русский, живущий в многонациональной Москве, быстрее осознает свою этническую принадлежность, чем житель Вологды, города с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности. Выделяют три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую. Этноцентрическая идентичность обозначает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу. Все свое, «наше» является самым лучшим, превосходит все остальное. Но бывают случаи, когда люди не только не считают свою культуру, нравы, обычаи самыми лучшими, но, напротив, обнаруживают нечто вроде комплекса неполноценности, благоговея перед всем чужеземным. Полиэтническая идентичность характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Этот тип этнической идентичности исконно характерен для жителей Швейцарии и актуален в США. Трансэтнизм проявляется тогда, когда личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем Я как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира). Примером может служить такая историческая личность, как Лев Толстой. К механизмам регуляции поведения этнофора следует также отнести этнические диспозиции, этнические стереотипы и этнические экспектации (ожидаемое поведение). Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений, установок); в их основе лежат определенные потребности, которые могут быть подразделены на уровни.
Потребности первого уровня в сочетании с условиями окружающей среды создают элементарную этносоциальную установку членов этнической общности в отношении друг друга, что формирует отношение «мы». Таким образом, складывается система отношений внутри этноса. Потребности второго уровня обусловливают формирование отношения к другим этническим общностям: «мы — они». Сочетание потребностей треть его уровня , условий среды и деятельности актуализирует установку на создание социума и приводит этническую общность к иному качественному состоянию. Реализуя потребность этого уровня, этническая общность создает общество, и таким образом складывается новое качественное состояние социальной общности, утверждаются формы и способы самоуправления, появляются государство, социальные институты, законы, территориальный, политический, экономический суверенитет и пр. Создавая общество, социальная общность параллельно создает и личность, давая толчок формированию социальных качеств и ценностей этнофора — четвертый уровень , оставляя как основу базовые этнические установки. На этнические отношения влияют, кроме установки, такие явления, как аттракция и аффилиация. Этническая аттракция — это возникновение симпатии, привлекательности при восприятии одного этнофора другим. По мнению Л.Н.Гумилева, комплиментарны (совместимы) этносы, проживающие в «лесной» и «степной» частях суши, но не комплиментарны этносы «степи» и «леса», с одной стороны, и «горы» — с другой. Этническая аф-филиация указывает на стремление этнофора быть в обществе представителей комплиментарных этносов, ориентацию на их поддержку (примером может служить стремление белорусов к союзу с русскими). Этнический стереотип восприятия — это обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы. В стереотипе выделяют четыре основных параметра: содержание — набор характеристик, приписываемых этнической группе; степень единообразия характеристик, приписываемых этнической группе; модальность — общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования; интенсивность — степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе. Именно в межэтнических контактах на гранях субъект-субъектных отношений ярко проявляется такая особенность этнического стереотипа, как его антропостереотипичность —- связанность с обликом индивида. Внешность действительно часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию о национальности субъекта. Признаки, из которых слагаются и внешний облик, и поведение (в том числе все богатство невербальных коммуникативных средств: жесты, мимика, позы, дистанция при общении и т.д.), могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. На уровне обыденного сознания нередко психологические качества человека связываются с обликом представителей иных народов. Из этого неизбежно вытекает соответствующий набор сценариев, наиболее характерный в отношениях между стереотипизирующей и стереотипизируемой группами. Наличие определенного физического сходства укрепляет мнение об едином происхождении и неизменности этноса в исторически обозримое время.
Следует отметить, что исключительно на внешность обращают внимание в основном лица малообразованные, использующие антропологические признаки как этноконсолидирующие или эт~ нодифференцирующие, в то время как у высокообразованных людей определение этнической принадлежности строится прежде всего на социокультурных параметрах. Важное место в социальном взаимодействии людей занимают этнические экспектации. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает не только обязанностями, но и правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Данные права образуют ожидания, экспектации. Так, русский, проживающий в Вологде, не задумывается о своей роли русского, но, попав в Великобританию, сразу вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского, о чувстве национального достоинства и необходимости поддержания репутации своего народа. Этнические особенности определяют этническое поле поведения индивида. Этническое поле индивида может быть представлено в виде трехуровневой структуры, компонентами которой являются «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства». «Этническое для себя» означает, что, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую принадлежность, этнофор в своем поведении будет исходить из системы этнических диспозиций, стереотипов и экспектации. «Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии. С «этническим для государства» мы сталкиваемся в том случае, когда, например, житель России, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности воспринимается окружающими как «русский». Этническое поле, будучи непосредственно связанным с этносоциальными потребностями, может включать в себя как прогрессивные, так и регрессивные проявления в поведении. Например, стремление эстонцев и латышей к сохранению своей самобытности толкает национальный истеблишмент к ограничению прав и гражданских свобод проживающих в Эстонии и Латвии русских. Другой иллюстрацией могут послужить сравнительно недавние события в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе и т.д. Все это следует учитывать работнику турпредприятия при организации работы с людьми, принадлежащими к различным этническим группам. В целом характеристика этнического субъекта может быть описана через такие параметры, как этноцеленаправленность (устремленность к достижению целей межэтнического и интраэтни-ческого взаимодействия); этномотивированность (заинтересованное отношение к межэтническому взаимодействию); этноэмоци-ональность (избирательное позитивное или негативное отношение к представителям других этнических групп); этнострессоус-тойчивость (способность этнофора быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам); этноорганизованность (способность к самоуправлению и самоорганизации в ходе функционально-ролевого взаимодействия при выполнении профессиональных обязанностей); этноколлективизм (способность этнофора быть активным членом коллектива организации); этнодисциплинированность (соблюдение требований, установленных в организации).
|