Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

III. Ценности четырех групп социотипов Печать

Социон можно разделить на малые группы по различным основаниям (мотивация, профессиональная специализация, социальные роли, стили коммуникабельности и аргументации и т.д.). Особую важность представляет разделение на четыре группы, объединяющие социотипы по общности взглядов, глубинных жизненных ценностей, установок и мировоззрения. Ценностные группы представляют собой R — подсистему социона. Она структурируется в ходе отделения от своей диалектической противоположности — L — подсистемы или кольца ревизии [7, 13].

1. Просветители (IL, SE, ES, LI)

Основные социальные ценности первой группы социотипов:

  • — ориентация на естественную модель человека и социальной системы;
  • — стремление к переменам, взгляд в будущее, отказ от диктата догм и традиций;
  • — установка на бытие;
  • — социальные инновации и теоретичность;
  • — конструктивный продукт;
  • — добровольная кооперация;
  • — семейно-познавательные ценности;
  • — авторитет старших по возрасту;
  • — экономика семейного типа;
  • — стремление к справедливости;
  • — неприятие силового принуждения и наказания, временных и моральных ограничений;
  • — заботливость;
  • — свобода слова;
  • — демократичность и коллегиальность;
  • — умеренный индивидуализм;
  • — личная инициатива.

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Просветителей":

  • — замена понятия мораль понятиями общественной совести и справедливости;
  • — комфорт, наслаждение;
  • — стремление избегать неприятностей;
  • — романтизм;
  • — открытое выражение чувств;
  • — самостоятельность и независимость;
  • — рассудительность;
  • — ориентация на малые группы;
  • — научная информация, перспективные идеи;
  • — познание нового;
  • — любознательность, любопытство;
  • — предпочтение науки перед религией;
  • — культ знаний;
  • — фундаментальная наука, универсальные законы;
  • — свобода самовыражения и волеизъявления;
  • — хороший эстетический вкус;
  • — гармония;
  • — поиск истины;
  • — общечеловеческие интересы и вечные ценности.

Группа социотипов "Просветители" эффективно функционирует при решении задач, требующих новых нестандартных подходов, при создании новых товаров и услуг. Такая группа оптимально подходит для решения проблем, носящих инновационный характер, для пропаганды новых форм деятельности.

Страны, где доминируют ценности первой группы социотипов: Франция, Швейцария, Австрия, Голландия, Древняя Греция, скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания). Так, Франция на протяжении многих столетий является бессменной законодательницей мод и хранителем богатейших эстетических традиций. Именно в этих странах зародилась демократия, как изначально гуманная и прогрессивная форма политического устройства. Идеи всеобщей справедливости и благоденствия нашли

свое воплощение в Швеции и других скандинавских странах, где действует реальная модель социоанализа.

Помимо преимуществ, у каждой группы социотипов есть проблемы и слабые стороны. Так, социотипы первой группы, ориентируясь на "вечность", могут запаздывать с принятием важных решений, совершать несвоевременные поступки (функция Т). Они отрицают любую жестокость и авторитарность, незыблемые, кем-то и когда-то заданные авторитеты (F). Проблемы возможны и с действием функции Р, что проявляется в нехватке прагматизма и практицизма, в нелюбви к монотонной, рутинной работе. Отказ от волевых методов преодоления препятствий и опора на методы убеждения не во всех группах и ситуациях приносит успех.

2. Воплотители (ЕТ, LF, FL, ТЕ)

Основные социальные ценности второй группы социотипов:

  • — активная гражданская позиция;
  • — государственные интересы;
  • — преданность коллективу и социальной системе;
  • — иерархия (иерархическая организация);
  • — уважение к чинам и старшинству;
  • — организованность и порядок;
  • — приоритет жесткой дисциплины и секретности перед прибылью;
  • — идейная убежденность;
  • — приоритет инструкций над экономическими расчетами;
  • — борьба за власть, карьера;
  • — умение использовать выгоды текущего момента;
  • — культ силы и презрение к слабости;
  • — борьба за выживание;
  • — коллективизм;
  • — идеологизированность (идеология светлого будущего);
  • — миссионерство;
  • — принудительная кооперация;
  • — государственная собственность;
  • — мобилизационная экономика;
  • — ведомственное управление;
  • — ориентация на большие группы;
  • — образ врага, поиск виноватых;
  • — неприятие инакомыслия;
  • — личное — в жертву общественному;
  • — справедливость и уравнительность;
  • — установка на обладание;
  • — борьба за нравственность;
  • — учет формальных социальных признаков (национальность, социальное происхождение и т.д.);
  • — ориентация на рациональную модель человека и социальной системы ("человек — инструмент достижения цели").

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Воплотителей":

  • — тяга к пространственным ограничениям;
  • — постоянное напряжение;
  • -страх;
  • — жертвенность;
  • — принципиальность и беспринципность;
  • — романтико-силовая система ценностей;
  • — бодрость, энтузиазм, праздничное воодушевление;
  • — энергия и юношеский задор;
  • — решительность;
  • — настойчивость;
  • — бескомпромиссность;
  • — самоотверженность и героизм;
  • — комплекс "шестерки"
  • — страх признания собственной слабости;
  • — субъективизм в понимании законов;
  • — вера в судьбу;
  • — мистицизм.

Целесообразность формирования рабочей группы на основе второй группы социотипов возникает там и тогда, когда необходимо преодолеть трудности во внедрении новых форм. Миссия группы "Воплотителей" — смелые социальные эксперименты и их испытание на себе. Ее социальная роль — внедрение новых структур и новых порядков в условиях сопротивления окружающей среды. С любой экстремальной ситуацией лучше справятся именно представители второй квадры.

Социальная структура второй квадры — закрытая, централизованная, иерархическая система. Главным критерием социальной стратификации выступает власть (традиционное общество).

Представители группы "Воплотителей" внесли огромный вклад в развитие искусства и в сокровищницу мировой культуры.

Представители второй группы отличаются иногда настолько завышенным чувством личной ответственности, что сами же от этого

устают (со всеми вытекающими отсюда последствиями: попустительством, бесхозяйственностью, разгильдяйством и т.д.). Во второй квадре принципиальность очень хорошо уживается с беспринципностью — одно является продолжением другого [16,184].

Вторая квадра дала человечеству наибольшее число выдающихся деятелей искусства, художников, композиторов.

Писатели и поэты: Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Гоголь и Т. Драйзер, Е. Евтушенко и Стендаль.

Композиторы: Бетховен, Бах….

Артисты: А. Баталов и В. Тихонов, С. Юрский и 3. Гердт, Л. Гурченко и Н. Мордюкова.

Певцы: Александр Серов и Элтон Джон, Майя Кристаллинская и Эдуард Хиль, Земфира и Алсу, Ренат Ибрагимов и Радик Гареев…

  • Эпиграмма
  • (Эдуарду Хилю)
  • Говорят, что в некотором царстве
  • Медики, все аргументы взвесив
  • Применяют как лекарство
  • От неврастении и депрессий

Заряд бодрости, праздничности, воодушевления, юношеского задора и молодости души, способность глубоко пережить и передать всю гамму драматических и трагикомических чувств — это визитная карточка талантливых представителей второй квадры.

Несмотря на наличие демократически-массовых и народных элементов в произведениях искусства, дух второй квадры в большей мере соответствует элитарной культуре.

Слабость функции I проявляется в неприятии индивидуализма, инакомыслия, оригинальности мышления, раскованности поведения.

Слабость функции R проявляется, в частности в том, что "жалость унижает человека". Милосердие и человеколюбие здесь понимаются как забота государства о человеке.

Слабость функции S выражается в невысоком уровне эстетического вкуса, в пренебрежительном отношении к комфорту, уюту и прочим "обывательским" радостям. Эстетика во многом подчиняется идеологии и выполняет пропагандистские функции. Вытесненной ценностью оказался и секс: наблюдаются крайности от платонических отношений до извращений (S как уязвимая функция). Из-за этого же — нездоровое питание или крайности в образе жизни.

Слабость функции Р выражается в том, что экономика подчиняется идеологии, моральному осуждению подвергается частное

предпринимательство. Уязвимая деловая логика проявляется в том, что вместо экономической целесообразности господствует целесообразность политическая (или бюрократическая). Слабость финансового мышления приводит к тому, что деньги оцениваются как зло, для добычи которых пригодны любые средства, ибо истинная цель и ценность — власть и сила (F).

Господствует идеология, которая изображает рыночную экономику как сферу тотальной несправедливости, где успех достается на долю лишь носителям отрицательных, моральных качеств (а практика "прихватизации" и криминальных форм первоначального накопления только укрепила позиции данной идеологии).

Яркая иллюстрация слабых сторон второй квадры — экономическая система советского государства. Из нее выпал потребитель, ибо товар производился не для продажи, а для плана, извлечение выгоды всячески осуждалось, да и достижение ее было возможно только в теневой сфере. Это касалось как коллективных экономических субъектов — заводов, колхозов, которым приписывалось, кому и за какую цену обязаны они передавать — слово продавать кажется здесь неуместным — свою продукцию ("покупатель" при этом не имел права отказаться от сделки), так и отдельных людей. Желание заработать всячески осуждалось официальной пропагандой, хорошему человеку следовало не думать о деньгах, предпочитать работать бесплатно и, разумеется, не интересоваться заранее, сколько ему заплатят за работу. Если сбор металлолома как бесплатная работа всячески одобрялся, то к примеру, помощь матери в торговле на рынке считалась для ребенка делом позорным и могла стать предметом обсуждения на педагогическом совете школы или на пионерском собрании [4, 347].

И в царской России, и в современной, в несколько измененной форме, названные явления имеют место. Мало перемен в массовом сознании. Так, по данным ВЦИОМ (середина 90-х годов) 72% россиян считают, что к богатству ведет нечестность; способность и таланты -42%, предприимчивость — 7%. Решительно против миллионеров настроены 34% россиян, ничего не имеют против лишь 18%. Правда, 40% не против миллионеров, если деньги заработаны честно. Надо ли доказывать, сколько субъективизма, произвола и идеологизированности присутствует в оценке "честности -нечестности" (достаточно указать на частую смену законов и инструкций в 90-х годах). И, наконец, на вопрос "Кто, по-вашему, в последнее время имеет более благоприятные условия для увеличения своих доходов, заработков?", 66% ответили: "Жулики, махинаторы".

На результатах социологических исследований сказалась как реальная практика становления нового богатого слоя нашего общества, так и отношение массового сознания к деньгам как к источнику всех зол. Другие факты: слабое развитие малого и среднего предпринимательства, бюрократические и криминальные препоны на пути их развития, отсутствие сильного среднего класса, страх общества перед идеей частной собственности на землю и участием иностранного капитала в российской экономике ("распродажа национальных богатств"), массовая неприязнь к негосударственным (частным), платным формам среднего и высшего образования… Низкий уровень экономического мышления российского социума неизбежно проявляется и в политической элите. Примеры на макросоциальном уровне — яростное сопротивление процессам демонополизации и реструктуризации "Газпрома" и РАО "ЕЭС". В обществе, уже перешедшем на рельсы рыночной экономики, идет дискуссия: платить или не платить за электроэнергию? Как в театре абсурда, экономические критерии подменяются моральными декларациями и идеологическими заклинаниями. К сожалению, у руля российской экономики зачастую находятся люди, не умеющие мыслить в категориях цивилизованной рыночной экономики.

Помимо России, ценности группы "Воплотителей" доминируют в Японии, Германии, Прибалтике, Испании, Польше, Западной Украине, в большинстве стран Азии и Африки, а ранее — в Древнем Риме, Спарте.

Бюрократизм, жестокое обращение с детьми, религиозное принуждение, национализм, аскетизм, преданность фирме или государству — все это и многое другое, что соответствует глубинным ценностям второй группы социотипов, имеет место в названных странах. Здесь мы опускаем вопрос об исторической эволюции и различиях между отдельными общностями.

3. Реформеры (FR, TP, PT, RF)

Основные социальные ценности третьей группы социотипов:

  • — ориентация на естественную природу человека и социума;
  • — общественные интересы;
  • — индивидуализм;
  • -деловитость;
  • — приоритет экономического расчета перед инструкцией;
  • — власть;
  • — сила;
  • — прибыль;
  • — прагматизм;
  • — модернизация и реформирование социальных систем;
  • — миссионерство;
  • — идеология "сегодняшнего дня";
  • — борьба с пороками социальной системы;
  • — свободная рыночная экономика;
  • — конкуренция без монополизма и криминалитета;
  • — экономика открытого типа;
  • — свобода выбора;
  • — демократическая власть;
  • — динамизм социальной жизни;
  • — "общество потребления";
  • — либерально-прагматическая система ценностей;
  • — терпимость к инакомыслию.

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Реформеров":

  • — динамичность;
  • — борьба;
  • — эгоизм;
  • — установка на обладание;
  • — смешение половозрастных ролей;
  • — комплекс "связанных рук";
  • — самодеятельность и инициатива;
  • — решительность;
  • — конкурентность;
  • — здоровый образ жизни.

Целесообразность формирования коллектива на основе третьей группы социотипов состоит в реформировании, профилактическом ремонте социальной системы, открытии перспектив для самодеятельности и проявления инициативы. Деятельность их приводит к бурной эволюции общественного развития. Во многом третья квадра сориентирована нате же ценности, что и первая. Однако начинают преобладать интересы дела над трудовым энтузиазмом и эмоциональным подъемом, на первый план выходят целесообразность и эффективность труда, достойная оплата за качество и профессионализм. Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных" началах" рассматривается как

беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. Всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. В третьей квадре предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособиям пайки. Самое нежелательное — это ограничение деловой активности.

Вместо военных переворотов в обществе "Реформеров" предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ, морального оздоровления социума. В этом обществе ведется поиск новых форм в промышленности и экономике, осуществляется переориентация на альтернативные экономические ценности, нацеленность на всестороннее реформирование и оздоровление социальной жизни [16, 298-300].

Слабые функции в структуре социотипов третьей группы — L, I, E, S. Это выражается в недооценке фундаментальной науки и теоретических исследований, в отрицании универсальных закономерностей, в недостатке эмоциональности и воодушевления, в некотором пуританизме в отношении секса…

Ценности третьей квадры наиболее прочно укоренились в США, кроме того, они получили распространение в Италии, Грузии, Израиле, Восточной Украине, Сибирском регионе России.

Главный критерий социальной стратификации — доход, богатство, собственность, экономический успех (индустриальное общество).

4. Перфекторы (Совершенствователи) (PS, RI, IR, SP)

Основные социальные ценности четвертой группы социотипов:

  • — трудолюбие;
  • — ориентация на естественную модель человека и социума;
  • — отзывчивость к моральным аспектам социальной жизни;
  • — стабильность;
  • — потребности конкретного человека;
  • — консерватизм;
  • — ориентация на традицию;
  • — добровольная кооперация;
  • — умеренный коллективизм;
  • — корпоративная собственность;
  • — территориальное управление;
  • — власть старейшин (меритократия);
  • — гуманно-трудовая система ценностей;
  • — экологическое общество;
  • — следование букве закона и протокола.

Интеллектуальные ц психофизические ценности группы "Перфекторов":

  • — заботливость;
  • — "обывательские" ценности;
  • — установка на бытие;
  • — страх пространственных ограничений;
  • — ориентация на жизнь в группах среднего уровня;
  • — трезвый реализм;
  • — рассудительность;
  • — реальный гуманизм;
  • — согласие;
  • — доброжелательность;
  • — альтруизм;
  • — любознательность;
  • — предпочтение науки перед религией;
  • — предпочтение нравственности перед наукой;
  • — культ знаний.

Целесообразность формирования коллектива на основе социотипов четвертой группы состоит прежде всего в существующей потребности в стабилизации, устойчивости и гармонизации отношений. Это достигается за счет приверженности старым, испытанным временем принципам и консервативной ориентации в сочетании с гуманизмом. Их миссия: доведение реформированной социальной системы до совершенства и стабильности. Этим "Перфекторы" готовят почву для зарождения новых социальных отношений [13].

Критериями социальной стратификации в сообществе "Совершенствователей" начинают выступать образование, мастерство, профессионализм. В зрелом социуме "Перфекторов" отчетливо видны черты информационного общества. Консервативная составляющая наиболее ярко выражена в деревенском сообществе.

Слабые функции в моделях социотипов четвертой квадры — Т, F, Е, L. Конкретные проявления: недоверие к инновациям, отставание в процессе внедрения новых форм (Т), недостаток принуждения и пробивных качеств (F), нехватка энтузиазма и веры в новое (Е),

недостаточная поддержка науки (L).

Ценности "Перфекторов" преобладают в Уральском регионе России, особенно в Башкирии, а также в Белоруссии, Англии, Австралии.

Социологическое и соционическое исследования проведенное Ассоциацией "Социон" в 2000 году в поселке Раевка и Альшеевском районе Башкирии подтвердили корреляцию между политическими ориентациями и доминирующими ценностями. Интегральный тип данных социальных субъектов соответствует консервативной и традиционной 4 квадре.

Таблица

Политические ориентации и квадральные ценности

Как видим, сила, власть и деньги для жителей Альшеевского района не являются доминирующими ценностями.

Итак, объединение из четырех социотипов, имеющих общие глубинные ценности, получило в соционике название квадры. В этой малой группе социона существует высокая степень внутреннего комфорта, поддерживается баланс социотемпераментов и царит согласие относительно коммуникативных приоритетов.

4. Группы социального прогресса

Квадры центральные (2 и 3) и квадры периферийные (1 и 4) движутся неодинаковыми стимулами. Центральные квадры имеют такие преобладающие стимулы как власть (преимущественно II квадра) и деньги (III). Периферийные интегрируются на основе ценностей познания (преимущественно I квадра) и гуманных отношений (IV).

  1. Правый центр: ЕТ, LF, FR, ТР. Группа отладки социальных систем. Стабильность и порядок.
  2. Левый центр: FL, ТЕ, РТ, RF. Группа реформ, развития бизнеса.
  3. Правая периферия: PS, RI, IL, SE: Общество будущего, информатизация и гуманизация.
  4. Левая периферия: IR, SP, ES, LI. Дает взгляд со стороны, осуществляет связь с другими соционами [9].

закон сменяемости квадр

А. Букалов и В. Гуленко открыли законы эволюции структуры обществ и этносов как информационных социальных систем. Ядром выступает закон сменяемости квадр (1988), который позволяет адекватно описывать и прогнозировать исторические и социально-политические процессы, происходящие в обществе.

Квадры как социально-политические группировки выполняют исторически различные миссии в обществе. Первая квадра (альфа) отличается наибольшим интеллектуальным и познавательным потенциалом, ее миссия — зарождение и распространение инноваций. Вторая группировка (бета) осуществляет внедрение и организационное обеспечение новых проектов. Третья (гамма) — ее социальная миссия заключается в критике и реорганизации

общественной системы на прагматических началах. Четвертая квадра (дельта) — завершает социальную эволюцию доведением реформированной системы до совершенства и стабильности [5].

В. Гуленко пишет: "Квадра — это устойчивая темпоральная группа социона, являющаяся носителем духа и основных ценностей той или иной исторической эпохи. Это значит, что входящие в нее социотипы проявляют однонаправленную социальную активность в один и тот же промежуток времени. Квадралы могут проявлять синхронную социальную активность, находясь на совершенно различных участках социума [8].

В любом социуме происходит объективный процесс структурирования времени — сменяемость квадр по определенной схеме:

Эта тенденция наиболее четко проявляется на большом временном масштабе социума. Примеры. Кризис боярского правления и распространение западноевропейского влияния в XVII в.? создание Российской империи Петром I ? эпоха дворцовых переворотов ? "золотой" век российского дворянства при Екатерине II.

Второй факт, приводимый В. Гуленко, вызывает возражение. Он выделяет такие фазы истории: распространение идей марксизма в Российской империи ? большевизм и создание советского государства ? перестройка и распад СССР ? ? Однако в истории СССР можно выделить 4 классических периода:

  1. Распространение идей марксизма;
  2. Установление диктатуры ВКП(б) — КПСС — 1917-1953;
  3. Реформы Н.С. Хрущева — 1953 — 1964;
  4. Стабилизация советской системы (эпоха "застоя" (1964-1985).

Иначе говоря, если бы инструмент социоанализа был бы известен в науке к середине 60-х годов, то можно было бы прогнозировать закат советского государства, то есть вступление его в последнюю, четвертую стадию своего развития. Что касается эпохи перестройки и гласности в период нахождения на Олимпе власти М.С. Горбачева, то до конца 80-х годов ее можно квалифицировать как этап доминирования 1 квадры (символ — А.Д. Сахаров). На границе 80-90-х годов наступило время группы социотипов "Воплотителей". С 1992

года начался процесс рыночных реформ ("Реформеры"). В 2000 году избрание президентом России В. Путина ознаменовало вступление постсоветской России в стадию гармонизации, консервации и стабилизации (аналог брежневской эпохи). Однако в недрах российского общества подспудно накапливается энергия отрицания, критики и недовольства. Дух четвертой квадры готовит наше общество к радикальным переменам, адаптирующим социальную систему к новым реалиям. Это произойдет через 10-15 лет (сроки могут меняться в зависимости от времени нахождения нынешней команды у власти).

В связи с этим я не согласен с точкой зрения В. Гуленко, которую, независимо от него развивает уфимский социоаналитик М. Адиев, что во всем мире и, в частности, в России, реально господствует социально-политическая группировка "Воплотителей", ненадолго уступающая власть группу "Реформёров". Здесь, как мне представляется, смешиваются два разных явления. Первое: степень социального влияния социотипов квадры Бета и их преобладание в политической элите. Второе: само развитие социума имеет свою неумолимую логику развития, которая неподвластна не; только личности вождя, но и мощным правящим группировкам, наподобие советской номенклатуры.

Пессимизм В. Гуленко и М. Адиева имеет под собой историческое обоснование: действительно, до сих пор человечество развивалось на базе ценностей второй квадры, причем с упором в отрицательный полдос. С другой стороны, в социальном развитии преобладают прогрессивные тенденции. Поэтому в чистом виде ценности второй квадры уже не действуют в современных индустриальных обществах, не говоря уже о тех, которые стоят на пороге перехода в информационную цивилизацию.

Импульс к качественным изменениям социальной системы возникает не только в результате внутриквадрой борьбы, но и вследствие воздействий со стороны трех других социально-политических группировок социона. Постепенно в развитых странах центр тяжести переходит на ценности 1,3 и 4 квадр. Кроме того, сам факт спиралевидного развития социума свидетельствует о прохождении всех четырех фаз развития.

И еще одно обстоятельство. Развитие таких стран как Германия, Испания или Япония доказывает, что, несмотря на то, что глубинные ценности интегральных социальных субъектов (типов) соответствуют жестким, закрытым централизованным социальным структурам, в жизни данных сообществ все более укореняются принципы

демократии, свободы слова и рыночной конкуренции, гуманизма и милосердия, открытого движения товаров, услуг, информации и людей. В условиях, когда множатся очаги информационной цивилизации, развитие социума ускоряется и все быстрее распространяются альтернативные идеи и ценности.

Наконец, сам В. Гуленко сформулировал обобщенный генетический закон: чередование квадральных ценностей как частный случай глобального закона четырех фаз. Любое явление структурно-хронологически может быть сведено к четырем фазам: зарождение — распространение — предельное напряжение — угасание [7, 22]. Следовательно, объективная потребность состоит в существовании не 1-2, а всех четырех основных ценностных групп в соционе и социуме.

Квадра Воплотителей раскалывается в условиях товарно-денежных отношений и нестабильности свободного рынка, порождаемых квадрой Реформеров. Весь патриотизм, героика и рыцарская романтика второй квадры рассеивается под натиском денег, бесконтрольной свободы [10, 51]. Ведущие социотипы второй социально-политической группировки (FL, ЕТ) приспособились к ценностям! новой эпохи — деловитость, прибыльность, динамичность, либерализм, индивидуализм. Поэтому в России рыночные реформы осуществляются под руководством социотипов группы Воплотителей (Б. Ельцин, В. Черномырдин, Ю. Лужков, Б. Березовский, Р. Вяхирев, Р. Абрамович, В. Путин…). Эту ситуацию В. Гуленко метко обозначил так; Воплотители среди Реформеров [10].

И представители группы Воплотителей, и социотипы группы Реформеров в 90-е годы допустили общую ошибку: недооценка степеней свободы человеческого поведения. Свободную волю человека игнорировали как сторонники жесткой власти, так и рыночные реформаторы.

Цикл реформы — контрреформы в Российской империи показывает, что позитивные преобразования у нас всегда блокировались сторонниками возврата в прошлое. В массовой психологии нет различий между Б. Березовским и В. Гусинским. Однако, лучше всего заметил существенное отличие сам Березовский: "К сожалению, Гусинского интересуют бизнес и предпринимательство, а не политика. Поэтому мы не нашли с ним общий язык".

Сегодня России остро необходимы люди дела, а не политиканы. Есть опыт, достойный подражания: в Китае компартия вводит рыночную экономику централизованными методами. Это дало высокие темпы экономического и социального роста.

Выход, таким образом, обозначен: объединить усилия II и III квадры ради прогрессивных преобразований, что расчистит путь для прихода IV квадры — эпохи совершенствования и стабилизации социально-экономической системы.

Итак, закон сменяемости социально-политических группировок постулирует неизбежность смены приоритетных ценностей и вскрывает основные направления объективного движения социума.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ III. Ценности четырех групп социотипов