Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
III. Ценности четырех групп социотипов |
Социон можно разделить на малые группы по различным основаниям (мотивация, профессиональная специализация, социальные роли, стили коммуникабельности и аргументации и т.д.). Особую важность представляет разделение на четыре группы, объединяющие социотипы по общности взглядов, глубинных жизненных ценностей, установок и мировоззрения. Ценностные группы представляют собой R — подсистему социона. Она структурируется в ходе отделения от своей диалектической противоположности — L — подсистемы или кольца ревизии [7, 13]. 1. Просветители (IL, SE, ES, LI) Основные социальные ценности первой группы социотипов:
Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Просветителей":
Группа социотипов "Просветители" эффективно функционирует при решении задач, требующих новых нестандартных подходов, при создании новых товаров и услуг. Такая группа оптимально подходит для решения проблем, носящих инновационный характер, для пропаганды новых форм деятельности. Страны, где доминируют ценности первой группы социотипов: Франция, Швейцария, Австрия, Голландия, Древняя Греция, скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания). Так, Франция на протяжении многих столетий является бессменной законодательницей мод и хранителем богатейших эстетических традиций. Именно в этих странах зародилась демократия, как изначально гуманная и прогрессивная форма политического устройства. Идеи всеобщей справедливости и благоденствия нашли свое воплощение в Швеции и других скандинавских странах, где действует реальная модель социоанализа. Помимо преимуществ, у каждой группы социотипов есть проблемы и слабые стороны. Так, социотипы первой группы, ориентируясь на "вечность", могут запаздывать с принятием важных решений, совершать несвоевременные поступки (функция Т). Они отрицают любую жестокость и авторитарность, незыблемые, кем-то и когда-то заданные авторитеты (F). Проблемы возможны и с действием функции Р, что проявляется в нехватке прагматизма и практицизма, в нелюбви к монотонной, рутинной работе. Отказ от волевых методов преодоления препятствий и опора на методы убеждения не во всех группах и ситуациях приносит успех. 2. Воплотители (ЕТ, LF, FL, ТЕ) Основные социальные ценности второй группы социотипов:
Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Воплотителей":
Целесообразность формирования рабочей группы на основе второй группы социотипов возникает там и тогда, когда необходимо преодолеть трудности во внедрении новых форм. Миссия группы "Воплотителей" — смелые социальные эксперименты и их испытание на себе. Ее социальная роль — внедрение новых структур и новых порядков в условиях сопротивления окружающей среды. С любой экстремальной ситуацией лучше справятся именно представители второй квадры. Социальная структура второй квадры — закрытая, централизованная, иерархическая система. Главным критерием социальной стратификации выступает власть (традиционное общество). Представители группы "Воплотителей" внесли огромный вклад в развитие искусства и в сокровищницу мировой культуры. Представители второй группы отличаются иногда настолько завышенным чувством личной ответственности, что сами же от этого устают (со всеми вытекающими отсюда последствиями: попустительством, бесхозяйственностью, разгильдяйством и т.д.). Во второй квадре принципиальность очень хорошо уживается с беспринципностью — одно является продолжением другого [16,184]. Вторая квадра дала человечеству наибольшее число выдающихся деятелей искусства, художников, композиторов. Писатели и поэты: Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Гоголь и Т. Драйзер, Е. Евтушенко и Стендаль. Композиторы: Бетховен, Бах…. Артисты: А. Баталов и В. Тихонов, С. Юрский и 3. Гердт, Л. Гурченко и Н. Мордюкова. Певцы: Александр Серов и Элтон Джон, Майя Кристаллинская и Эдуард Хиль, Земфира и Алсу, Ренат Ибрагимов и Радик Гареев…
Заряд бодрости, праздничности, воодушевления, юношеского задора и молодости души, способность глубоко пережить и передать всю гамму драматических и трагикомических чувств — это визитная карточка талантливых представителей второй квадры. Несмотря на наличие демократически-массовых и народных элементов в произведениях искусства, дух второй квадры в большей мере соответствует элитарной культуре. Слабость функции I проявляется в неприятии индивидуализма, инакомыслия, оригинальности мышления, раскованности поведения. Слабость функции R проявляется, в частности в том, что "жалость унижает человека". Милосердие и человеколюбие здесь понимаются как забота государства о человеке. Слабость функции S выражается в невысоком уровне эстетического вкуса, в пренебрежительном отношении к комфорту, уюту и прочим "обывательским" радостям. Эстетика во многом подчиняется идеологии и выполняет пропагандистские функции. Вытесненной ценностью оказался и секс: наблюдаются крайности от платонических отношений до извращений (S как уязвимая функция). Из-за этого же — нездоровое питание или крайности в образе жизни. Слабость функции Р выражается в том, что экономика подчиняется идеологии, моральному осуждению подвергается частное предпринимательство. Уязвимая деловая логика проявляется в том, что вместо экономической целесообразности господствует целесообразность политическая (или бюрократическая). Слабость финансового мышления приводит к тому, что деньги оцениваются как зло, для добычи которых пригодны любые средства, ибо истинная цель и ценность — власть и сила (F). Господствует идеология, которая изображает рыночную экономику как сферу тотальной несправедливости, где успех достается на долю лишь носителям отрицательных, моральных качеств (а практика "прихватизации" и криминальных форм первоначального накопления только укрепила позиции данной идеологии). Яркая иллюстрация слабых сторон второй квадры — экономическая система советского государства. Из нее выпал потребитель, ибо товар производился не для продажи, а для плана, извлечение выгоды всячески осуждалось, да и достижение ее было возможно только в теневой сфере. Это касалось как коллективных экономических субъектов — заводов, колхозов, которым приписывалось, кому и за какую цену обязаны они передавать — слово продавать кажется здесь неуместным — свою продукцию ("покупатель" при этом не имел права отказаться от сделки), так и отдельных людей. Желание заработать всячески осуждалось официальной пропагандой, хорошему человеку следовало не думать о деньгах, предпочитать работать бесплатно и, разумеется, не интересоваться заранее, сколько ему заплатят за работу. Если сбор металлолома как бесплатная работа всячески одобрялся, то к примеру, помощь матери в торговле на рынке считалась для ребенка делом позорным и могла стать предметом обсуждения на педагогическом совете школы или на пионерском собрании [4, 347]. И в царской России, и в современной, в несколько измененной форме, названные явления имеют место. Мало перемен в массовом сознании. Так, по данным ВЦИОМ (середина 90-х годов) 72% россиян считают, что к богатству ведет нечестность; способность и таланты -42%, предприимчивость — 7%. Решительно против миллионеров настроены 34% россиян, ничего не имеют против лишь 18%. Правда, 40% не против миллионеров, если деньги заработаны честно. Надо ли доказывать, сколько субъективизма, произвола и идеологизированности присутствует в оценке "честности -нечестности" (достаточно указать на частую смену законов и инструкций в 90-х годах). И, наконец, на вопрос "Кто, по-вашему, в последнее время имеет более благоприятные условия для увеличения своих доходов, заработков?", 66% ответили: "Жулики, махинаторы". На результатах социологических исследований сказалась как реальная практика становления нового богатого слоя нашего общества, так и отношение массового сознания к деньгам как к источнику всех зол. Другие факты: слабое развитие малого и среднего предпринимательства, бюрократические и криминальные препоны на пути их развития, отсутствие сильного среднего класса, страх общества перед идеей частной собственности на землю и участием иностранного капитала в российской экономике ("распродажа национальных богатств"), массовая неприязнь к негосударственным (частным), платным формам среднего и высшего образования… Низкий уровень экономического мышления российского социума неизбежно проявляется и в политической элите. Примеры на макросоциальном уровне — яростное сопротивление процессам демонополизации и реструктуризации "Газпрома" и РАО "ЕЭС". В обществе, уже перешедшем на рельсы рыночной экономики, идет дискуссия: платить или не платить за электроэнергию? Как в театре абсурда, экономические критерии подменяются моральными декларациями и идеологическими заклинаниями. К сожалению, у руля российской экономики зачастую находятся люди, не умеющие мыслить в категориях цивилизованной рыночной экономики. Помимо России, ценности группы "Воплотителей" доминируют в Японии, Германии, Прибалтике, Испании, Польше, Западной Украине, в большинстве стран Азии и Африки, а ранее — в Древнем Риме, Спарте. Бюрократизм, жестокое обращение с детьми, религиозное принуждение, национализм, аскетизм, преданность фирме или государству — все это и многое другое, что соответствует глубинным ценностям второй группы социотипов, имеет место в названных странах. Здесь мы опускаем вопрос об исторической эволюции и различиях между отдельными общностями. 3. Реформеры (FR, TP, PT, RF) Основные социальные ценности третьей группы социотипов:
Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Реформеров":
Целесообразность формирования коллектива на основе третьей группы социотипов состоит в реформировании, профилактическом ремонте социальной системы, открытии перспектив для самодеятельности и проявления инициативы. Деятельность их приводит к бурной эволюции общественного развития. Во многом третья квадра сориентирована нате же ценности, что и первая. Однако начинают преобладать интересы дела над трудовым энтузиазмом и эмоциональным подъемом, на первый план выходят целесообразность и эффективность труда, достойная оплата за качество и профессионализм. Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных" началах" рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. Всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. В третьей квадре предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособиям пайки. Самое нежелательное — это ограничение деловой активности. Вместо военных переворотов в обществе "Реформеров" предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ, морального оздоровления социума. В этом обществе ведется поиск новых форм в промышленности и экономике, осуществляется переориентация на альтернативные экономические ценности, нацеленность на всестороннее реформирование и оздоровление социальной жизни [16, 298-300]. Слабые функции в структуре социотипов третьей группы — L, I, E, S. Это выражается в недооценке фундаментальной науки и теоретических исследований, в отрицании универсальных закономерностей, в недостатке эмоциональности и воодушевления, в некотором пуританизме в отношении секса… Ценности третьей квадры наиболее прочно укоренились в США, кроме того, они получили распространение в Италии, Грузии, Израиле, Восточной Украине, Сибирском регионе России. Главный критерий социальной стратификации — доход, богатство, собственность, экономический успех (индустриальное общество). 4. Перфекторы (Совершенствователи) (PS, RI, IR, SP) Основные социальные ценности четвертой группы социотипов:
Интеллектуальные ц психофизические ценности группы "Перфекторов":
Целесообразность формирования коллектива на основе социотипов четвертой группы состоит прежде всего в существующей потребности в стабилизации, устойчивости и гармонизации отношений. Это достигается за счет приверженности старым, испытанным временем принципам и консервативной ориентации в сочетании с гуманизмом. Их миссия: доведение реформированной социальной системы до совершенства и стабильности. Этим "Перфекторы" готовят почву для зарождения новых социальных отношений [13]. Критериями социальной стратификации в сообществе "Совершенствователей" начинают выступать образование, мастерство, профессионализм. В зрелом социуме "Перфекторов" отчетливо видны черты информационного общества. Консервативная составляющая наиболее ярко выражена в деревенском сообществе. Слабые функции в моделях социотипов четвертой квадры — Т, F, Е, L. Конкретные проявления: недоверие к инновациям, отставание в процессе внедрения новых форм (Т), недостаток принуждения и пробивных качеств (F), нехватка энтузиазма и веры в новое (Е), недостаточная поддержка науки (L). Ценности "Перфекторов" преобладают в Уральском регионе России, особенно в Башкирии, а также в Белоруссии, Англии, Австралии. Социологическое и соционическое исследования проведенное Ассоциацией "Социон" в 2000 году в поселке Раевка и Альшеевском районе Башкирии подтвердили корреляцию между политическими ориентациями и доминирующими ценностями. Интегральный тип данных социальных субъектов соответствует консервативной и традиционной 4 квадре. Таблица Политические ориентации и квадральные ценности Как видим, сила, власть и деньги для жителей Альшеевского района не являются доминирующими ценностями. Итак, объединение из четырех социотипов, имеющих общие глубинные ценности, получило в соционике название квадры. В этой малой группе социона существует высокая степень внутреннего комфорта, поддерживается баланс социотемпераментов и царит согласие относительно коммуникативных приоритетов. 4. Группы социального прогресса Квадры центральные (2 и 3) и квадры периферийные (1 и 4) движутся неодинаковыми стимулами. Центральные квадры имеют такие преобладающие стимулы как власть (преимущественно II квадра) и деньги (III). Периферийные интегрируются на основе ценностей познания (преимущественно I квадра) и гуманных отношений (IV).
закон сменяемости квадр А. Букалов и В. Гуленко открыли законы эволюции структуры обществ и этносов как информационных социальных систем. Ядром выступает закон сменяемости квадр (1988), который позволяет адекватно описывать и прогнозировать исторические и социально-политические процессы, происходящие в обществе. Квадры как социально-политические группировки выполняют исторически различные миссии в обществе. Первая квадра (альфа) отличается наибольшим интеллектуальным и познавательным потенциалом, ее миссия — зарождение и распространение инноваций. Вторая группировка (бета) осуществляет внедрение и организационное обеспечение новых проектов. Третья (гамма) — ее социальная миссия заключается в критике и реорганизации общественной системы на прагматических началах. Четвертая квадра (дельта) — завершает социальную эволюцию доведением реформированной системы до совершенства и стабильности [5]. В. Гуленко пишет: "Квадра — это устойчивая темпоральная группа социона, являющаяся носителем духа и основных ценностей той или иной исторической эпохи. Это значит, что входящие в нее социотипы проявляют однонаправленную социальную активность в один и тот же промежуток времени. Квадралы могут проявлять синхронную социальную активность, находясь на совершенно различных участках социума [8]. В любом социуме происходит объективный процесс структурирования времени — сменяемость квадр по определенной схеме: Эта тенденция наиболее четко проявляется на большом временном масштабе социума. Примеры. Кризис боярского правления и распространение западноевропейского влияния в XVII в.? создание Российской империи Петром I ? эпоха дворцовых переворотов ? "золотой" век российского дворянства при Екатерине II. Второй факт, приводимый В. Гуленко, вызывает возражение. Он выделяет такие фазы истории: распространение идей марксизма в Российской империи ? большевизм и создание советского государства ? перестройка и распад СССР ? ? Однако в истории СССР можно выделить 4 классических периода:
Иначе говоря, если бы инструмент социоанализа был бы известен в науке к середине 60-х годов, то можно было бы прогнозировать закат советского государства, то есть вступление его в последнюю, четвертую стадию своего развития. Что касается эпохи перестройки и гласности в период нахождения на Олимпе власти М.С. Горбачева, то до конца 80-х годов ее можно квалифицировать как этап доминирования 1 квадры (символ — А.Д. Сахаров). На границе 80-90-х годов наступило время группы социотипов "Воплотителей". С 1992 года начался процесс рыночных реформ ("Реформеры"). В 2000 году избрание президентом России В. Путина ознаменовало вступление постсоветской России в стадию гармонизации, консервации и стабилизации (аналог брежневской эпохи). Однако в недрах российского общества подспудно накапливается энергия отрицания, критики и недовольства. Дух четвертой квадры готовит наше общество к радикальным переменам, адаптирующим социальную систему к новым реалиям. Это произойдет через 10-15 лет (сроки могут меняться в зависимости от времени нахождения нынешней команды у власти). В связи с этим я не согласен с точкой зрения В. Гуленко, которую, независимо от него развивает уфимский социоаналитик М. Адиев, что во всем мире и, в частности, в России, реально господствует социально-политическая группировка "Воплотителей", ненадолго уступающая власть группу "Реформёров". Здесь, как мне представляется, смешиваются два разных явления. Первое: степень социального влияния социотипов квадры Бета и их преобладание в политической элите. Второе: само развитие социума имеет свою неумолимую логику развития, которая неподвластна не; только личности вождя, но и мощным правящим группировкам, наподобие советской номенклатуры. Пессимизм В. Гуленко и М. Адиева имеет под собой историческое обоснование: действительно, до сих пор человечество развивалось на базе ценностей второй квадры, причем с упором в отрицательный полдос. С другой стороны, в социальном развитии преобладают прогрессивные тенденции. Поэтому в чистом виде ценности второй квадры уже не действуют в современных индустриальных обществах, не говоря уже о тех, которые стоят на пороге перехода в информационную цивилизацию. Импульс к качественным изменениям социальной системы возникает не только в результате внутриквадрой борьбы, но и вследствие воздействий со стороны трех других социально-политических группировок социона. Постепенно в развитых странах центр тяжести переходит на ценности 1,3 и 4 квадр. Кроме того, сам факт спиралевидного развития социума свидетельствует о прохождении всех четырех фаз развития. И еще одно обстоятельство. Развитие таких стран как Германия, Испания или Япония доказывает, что, несмотря на то, что глубинные ценности интегральных социальных субъектов (типов) соответствуют жестким, закрытым централизованным социальным структурам, в жизни данных сообществ все более укореняются принципы демократии, свободы слова и рыночной конкуренции, гуманизма и милосердия, открытого движения товаров, услуг, информации и людей. В условиях, когда множатся очаги информационной цивилизации, развитие социума ускоряется и все быстрее распространяются альтернативные идеи и ценности. Наконец, сам В. Гуленко сформулировал обобщенный генетический закон: чередование квадральных ценностей как частный случай глобального закона четырех фаз. Любое явление структурно-хронологически может быть сведено к четырем фазам: зарождение — распространение — предельное напряжение — угасание [7, 22]. Следовательно, объективная потребность состоит в существовании не 1-2, а всех четырех основных ценностных групп в соционе и социуме. Квадра Воплотителей раскалывается в условиях товарно-денежных отношений и нестабильности свободного рынка, порождаемых квадрой Реформеров. Весь патриотизм, героика и рыцарская романтика второй квадры рассеивается под натиском денег, бесконтрольной свободы [10, 51]. Ведущие социотипы второй социально-политической группировки (FL, ЕТ) приспособились к ценностям! новой эпохи — деловитость, прибыльность, динамичность, либерализм, индивидуализм. Поэтому в России рыночные реформы осуществляются под руководством социотипов группы Воплотителей (Б. Ельцин, В. Черномырдин, Ю. Лужков, Б. Березовский, Р. Вяхирев, Р. Абрамович, В. Путин…). Эту ситуацию В. Гуленко метко обозначил так; Воплотители среди Реформеров [10]. И представители группы Воплотителей, и социотипы группы Реформеров в 90-е годы допустили общую ошибку: недооценка степеней свободы человеческого поведения. Свободную волю человека игнорировали как сторонники жесткой власти, так и рыночные реформаторы. Цикл реформы — контрреформы в Российской империи показывает, что позитивные преобразования у нас всегда блокировались сторонниками возврата в прошлое. В массовой психологии нет различий между Б. Березовским и В. Гусинским. Однако, лучше всего заметил существенное отличие сам Березовский: "К сожалению, Гусинского интересуют бизнес и предпринимательство, а не политика. Поэтому мы не нашли с ним общий язык". Сегодня России остро необходимы люди дела, а не политиканы. Есть опыт, достойный подражания: в Китае компартия вводит рыночную экономику централизованными методами. Это дало высокие темпы экономического и социального роста. Выход, таким образом, обозначен: объединить усилия II и III квадры ради прогрессивных преобразований, что расчистит путь для прихода IV квадры — эпохи совершенствования и стабилизации социально-экономической системы. Итак, закон сменяемости социально-политических группировок постулирует неизбежность смены приоритетных ценностей и вскрывает основные направления объективного движения социума. |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |