Страница 1 из 2 Собственно на неосознаваемом уровне действуют:
- природно обусловленные и переданные по наследству базовые побудители деятельности;
- бессознательные и подсознательные регуляторы выбора целей, поведенческих реакций и принятия решений:
- все, что было ранее вытеснено из сознания человека и что может реально переживаться заново: инстинктивные влечения, вытесненные переживания и воспоминания, подсознательные запреты, подавленные желания;
- комплексы;
- переживания, которые испытал человек во время рождения;
- наследуемые предрасположенности к жизненным проблемам;
- система психологической защиты;
- эмоциональные состояния — аффекты, страсти, эмоции, настроение, стресс;
- темпераментные особенности.
Природно обусловленные и переданные по наследству базовые побудители деятельности Как правило, сфера потребностей личности очень велика, но свое начало она берет от природно обусловленных и переданных по наследству базовых побудителей деятельности — потребностей человека и как отдельной личности, и к а к представителя своего рода, которые включают в себя потребности существования и потребности развития (табл. 5.2). Все эти базовые потребности требуют своего обязательного удовлетворения, блокируют при отсутствии удовлетворенности проявление других потребностей (потребностей более высокого уровня) и заставляют человека искать всевозможные способы их реализации. Стремление воспрепятствовать реализации базовых побудителей к активности человека может привести к невротиза-ции личности или вызвать ее сопротивление (часто отчаянное). Бессознательные и подсознательные регуляторы выбора целей, поведенческих реакций и принятия решений З.Фрейд считал, что каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину и определяются предшествующим событием. Существуют скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим. Роль таких скрытых связей выполняют инстинктивные влечения, вытесненные переживания и воспоминания, подсознательные запреты, подавленные желания. Будучи вытесненными в бессознательное, они представляют собой бурлящий котел психических явлений, все время стремящихся вырваться наружу и влияющих не только на поведение, но и на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств — депрессий, тревожности, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени и т.д.
Иногда, чтобы защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», поведение и мышление человека «соскальзывают» на более примитивный уровень (регрессирует). При этом поведение принимает парадоксальный характер: человек может напиваться, портить вещи, рискованно водить автомобиль и делать многие другие «глупости».
Под комплексами понимаются скрытые в глубине бессознательного неразрешенные жизненные проблемы. Ядро каждого комплекса составляют конкретные архетипы. Они представляют собой форму без собственного содержания, которая и направляет психические процессы. Архетипов очень много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главными из них являются: архетип матери, архетип отца, архетип Я. Например, архетип матери определяет собирательный образ женщины. Это может быть не только положительный, но и отрицательный образ (Ведьма, Баба Яга). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Мудрый старец, Деспот и т.д.). Архетип усваивается личностью и начинает влиять на ее развитие и проявления. В частности, человек осуществляет подсознательную оценку представителей противоположного пола, которая лежит в основе влечения, исходя из имеющегося архетипа.
Следует иметь в виду, что между внутренней сущностью человека и требованиями общества, как правило, имеется разрыв, противоречие. В структуре психики защитным образованием от этого противоречия является, по мнению К. Юнга, Персона. Персона — это та маска, которую надевает человек в ответ на требования общества для сокрытия от него своего истинного Я (общеизвестно, что наедине с собой человек ведет себя иначе, чем на людях). Маска представляет собой лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Ее предназначение — произвести соответствующее впечатление на других людей путем сокрытия своего собственного лица. И очень часто случается так, что сам человек начинает отождествлять свою сущность с Персоной. На поведение человека влияют и переживания, которые испытывает человек во время рождения. Эти переживания на различных стадиях рождения наполнены своим специфическим содержанием: от чувства безопасности, комфорта, единения с матерью, удовлетворенности до тревоги и надвигающейся смертельной опасности, безнадежности, одиночества, беспомощности и отчаяния, чувства полного уничтожения (физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, мгновенного уничтожения всех опорных точек в жизни человека). Тот факт , что на перинатальном уровне происходит смешение страха, смертельной угрозы, сексуального возбуждения и биологического материала (кровь, слизь, моча), может явиться ключом к пониманию сексуальных отклонений, садизма, склонности к суициду, агрессивности и др. Ученые считают, что опыт рождения определяет фундаментальное отношение человека к своему существованию, его мировоззрение, расположенность к другим людям, соотношение оптимизма и пессимизма, всю стратегию жизни и даже такие специфические черты, как доверие к себе и способность успешно справляться с возникающими проблемами. Если ситуация рождения прошла без эксцессов и истощения, а постнатальный уход был правильным и чутким, то человек остается с ощущением веры в себя в ходе борьбы с препятствиями и веры в возможность их преодоления. Те же, кто рождался в условиях тяжелой общей анестезии или с применением щипцов, мануального вмешательства, нередко отмечают, что они способны мобилизовать достаточно энергии на ранних стадиях любого начинания, но потом теряют сосредоточенность и чувствуют, что энергия рассеивается и исчезает. Кроме того, продолжение травматизации в детстве (отсутствие матери или ее холодность, голод, холод, семейные ситуации подавления ребенка и др.) усиливает и закрепляет негативные эмоции, накопленные на перинатальном уровне, и влияет на процесс последующего личностного развития человека. Наукой установлено, что молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но и код, определяющий поведение человека, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в Д Н К с о х р а н я е т -ся информация об опыте и жизненных ролях предков (архетипы), в соответствии с которой он движется по жизни, получает опыт, играет свои роли (жертвы, преследователя и т.д.). Человек невольно повторяет ошибки и встречается с нерешенными проблемами своих предков. Осознание своего опыта, нежелательных повторяемых способов поведения (например, повторяющегося алкоголизма мужской половины) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих способов позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему. На неосознанном уровне формируется и проявляется у человека система психологической защиты. По своей сути роль защитных механизмов состоит в устранении или сведении к минимуму чувства тревоги, стыда, угрызений совести или других отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в ответ на критическое рассогласование позитивных представлений человека о самом себе (или лично значимом в окружающем мире) и новой негативной информации. Механизм психологической защиты действует так: получив неприятную информацию, человек может: исключить из рассмотрения факты, которые ему не нравятся (механизмы отрицания, подавления, вытеснения, отчуждения); исказить, подменить, фальсифицировать данную информацию в целях оправдания самого себя (механизм рационализации) или повышения своей значимости (механизм проекции); перенести реакцию воздействия с недоступного объекта на доступный (механизм замещения); изменить ценности посредством переживания эмоциональных потрясений (катарсис); перевести «избыточную» энергию в русло другой деятельности (механизм сублимации). Каждый из этих механизмов действует специфическим образом. Отрицание — это игнорирование информации, не совместимой со сложившимися представлениями человека о себе. П р и действии механизма «отрицания» человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями и могут травмировать. Подавление направлено на блокирование переживаний страха, собственной слабости, неблаговидных поступков и тому подобных явлений. Действие подавления проявляется, как правило, в описках, оговорках, навязчивых состояниях и других симптомах. Вытеснение связано с активным выключением из сознания неприемлемых мотивов поведения в целях избежания неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Отчуждение — изоляция, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Человек получает возможность наблюдать за самим собой как бы со стороны. Крайними проявлениями отчуждения могут явиться состояния деперсонализации, галлюцинирования и даже бреда. Преодоление раздвоения и обретение внутреннего единства связаны с осознанием вины. Рационализация — оправдание самого себя в целях создания постфактум гармонии между желаемым и реальным положением и предотвращения потери самоуважения. При этом гармония достигается двумя способами: либо повышением ценности совершенного поступка и полученного результата, либо понижением как ценности поступка, который совершить не удалось, так и результата, который не достигнут. Проекция — приписывание для ослабления чувства своей вины собственных пороков и слабостей другим людям. Ключевым звеном, формирующим механизм проекции, является низкая самооценка, которая ведет к тому, что человек хронически недоволен собой вследствие конфликта между желаемым и реальным «Я». Особенностью механизма проекции является то, что в случае оказания помощи другому человеку к этому другому испытывается и большая симпатия; а нанесенная обида, жестокое и несправедливое отношение к другому человеку снижает его привлекательность в глазах обидчика. Иногда проекция проявляется в расширении объема «Я» и «захвате» того, что принадлежит другим — идентификации, т.е. возвышении себя до другого (поэтому важно, чтобы человека окружали такие люди, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества). Замещение — перенос реакции с «недоступного» объекта на «доступный» или замена неприемлемого действия на приемлемое. На практике это проявляется в специфических реакциях разрядки: «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу» и др. Если р е ч ь идет об агрессии, то она выплескивается на человека, который не может дать отпор. Причем в стрессовых ситуациях, в обстановке кризиса подобные агрессивные формы «замещения» учащаются. Объектом разрушительных воздействий может быть как неодушевленный, так и одушевленный предмет. Проявлением замещения служит инверсия, при которой человек, не достигнув желаемого результата, начинает негативно относиться к тому, к чему он так страстно стремился. Другой распространенный способ замещения проявляется в том, что, исчерпав аргументацию в дискуссии и не достигнув поставленной цели, человек может прийти в ярость, сорваться на крик, пустить в ход оскорбления. При прочих равных условиях замещение одного действия другим более эффективно, чем замена действия словом. На практике «стандартной» формой замещения грубой силы, как правило, служат брань и словесные оскорбления. Замещение может реализоваться также не только переходом на другой объект или к другому действию, но и переводом их в другой план — из реального мира в мир утешительных фантазий, замещающих реальность и позволяющих «реализовать» свои планы. Особую роль в замещении играют сновидения, в которых происходит перенос недоступного действия в иной, «доступный» план. При этом происходит превращение понятий, не зрительных по своей природе, в динамику зрительных образов. Страх, например, реализуется в бегстве. Доброта — в стремлении оказать помощь, выручить кого-либо и т.д.
|