Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 7. РАВНОЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ Печать

В современном обществе сложилась объективная ситуация господства — одних социальных типов над другими. Это проявляется в навязывании ценностей, стереотипов, поведения, определенных социальных типов всем остальным и в состоянии объективной униженности последних, выраженным в форме подавления естества собственного социального типа, его ценностей, потребностей и моделей поведения. Эту ситуацию необходимо постепенно изменять, приводя ее в соответствие с последними достижениями научной мысли и социальной практики.

Ещё со времён Великой Французской революции в развитых странах политически закреплены права человека быть равным другим независимо от своего социального положения. Сословные титулы, перегородки и привилегии были заменены на классовую дифференциацию, складывающуюся в зависимости от трудолюбия, способностей и экономических успехов индивида. Касты, системы рабства и феодальных сословий идеологически обосновывались концепцией врождённого неравенства людей.

Классовые отношения, отражая экономическое неравенство, утверждали изначальное равенство личностей. Теории о естественных правах олигархов постепенно вытесняются теориями естественных прав всех людей на равную долю материальных и духовных благ.

Гуманистические направления в социологии, социальной философии, иных социальных науках пронизаны утверждениями о равноценности людей, имеющих разные экономические и культурные возможности. Однако действительное положение и реальная политика властных структур доказывают обратное.

Социальное расслоение имеет естественную природу: биологические, физические и психические различия людей. Дифференциация склонностей, способностей и потребностей закономерно ведёт к функциональному различию между социальными группами и побуждает индивида к самосовершенствованию. Человек сам делает свой выбор, несёт ответственность за свою судьбу, за своё место на социальной пирамиде.

Вместе с тем стартовые социально-экономические возможности людей неодинаковы. П.Сорокин еще в 1927 году обнаружил, что возможности быстрого восхождения в США более ограничены, чем

об этом говорится в американском фольклоре, провозглашающем мечту о равных возможностях. Западные социологи, опираясь на данные объективных исследований, утверждают, что самый надежный путь стать богатым — родиться богатым. В современной России, "чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагает. Происходит как бы закрытие высшего класса, он принимает законы, которые затрудняют получение другими нужного образования" (10, с. 138).

В странах с доминирующей восточной культурой преобладает этократическая система стратификации. В ней дифференциация между группами происходит, главным образом, по привилегиям, которые они способны извлекать из своих властных позиций, из факта приближенности к правящей бюрократии и обслуживания ее интересов, в том числе и в идеологической форме. Объемы властных полномочий, распределение ресурсов и собственности находится под контролем государственной бюрократии. Если на Западе богатство и собственность обеспечивают политическую власть, то на Востоке, напротив, наличие власти гарантирует финансовое и материальное процветание. Чрезмерная зависимость от государства свидетельствует о наличии феодально-сословных остатков в социальной системе, об авторитарных чертах в государственном правлении. Социальная ценность индивида определяется его должностью, формальным рангом, деятельностью, направленной на укрепление авторитета, престижа и благосостояния лиц, выполняющих управленческие функции в обществе. При этом государственные интересы отождествляются с общественными, а труд и заслуги людей, не работающих на государственный заказ и не получивших правительственной протекции, недооценивается, а сами работники подвергаются прямой или косвенной дискриминации. Таким образом, лица, не стремящиеся к высокому положению во властно-государственных иерархиях, имеют меньший доступ к материальным и духовным благам, их творческий потенциал не получает должного вознаграждения.

В культурно-символической системе неравенства дифференциация отражает различия в доступе к социально значимой информации. Речь идет о монополии научного знания и о монополии на средства массовой информации. Страны третьего мира остаются духовно зависимыми от США, ибо не имеют финансовых и технических возможностей отбирать и интерпретировать информацию в выгодном для себя свете. США имеют возможность навязывать свои культурно-идеологические

стандарты и проводить свои политико-экономические интересы не только в СНГ, но даже и в развитых странах Запада. Финансовые и культурные возможности Москвы позволяют манипулировать сознанием и действиями жителей России и осуществлять своеобразный культурный империализм.

Господство Москвы (или США) ставит в привилегированное положение лица и группы, социальный тип которых тождествен или близок московскому (американскому) интегральному типу. Однако вкусы и интересы большинства людей удовлетворяются не в полной мере. В данном случае культурно-символическая власть дополняется культурно-нормативной. Иначе говоря, политические и культурные элиты Москвы (США) диктуют свои стандарты потребительских вкусов и привычек, свои способы ранжирования групп на более или менее престижные. Личностное, социальное и национальное многообразие подвергается унификации со стороны господствующих групп.

Высшие группы в мега- и макросистемах стремятся не только закрепить свое монопольное господство, но и передать его по наследству. Идеологическое оправдание и идеализация высших классов рождает массовое стремление продвинуться вверх по социальной лестнице, часто вопреки своему призванию и способностям. Социальные конфликты имеют не только объективные причины, но и субъективные, в частности, неосознанность в массовом сознании одинаковой значимости разных типов людей и групп в обществе, а не только тех, кто связан с богатством и властью. Гармония социальных отношений создается "сверху", то есть созданием системы достойного вознаграждения труда, которая не была бы связана с выполнением только управленческих, государственных или коммерческих функций и "снизу" — стремлением каждого заниматься своим делом и заполнять социальную нишу в соответствии со своим духом и призванием.

Значимость профессии, занятия, должности в нашей стране во многом определяется государством. Система ценностей господствующих сил влияет на расположение слоев в иерархической лестнице. Ценности высших групп получают юридическое оформление в принимаемых законах. Существует реальное противоречие различных ценностных систем, ибо государство закрепляет не весь спектр интересов в обществе, а потребности части общества, имеющей политическую и экономическую власть.

Социальное положение человека не всегда коррелирует с его

реальным трудовым вкладом, с его творческим потенциалом, с уровнем его профессионализма и качеством его деятельности. Работники сфер образования, науки, культуры находятся в условиях рынка в явно невыгодном положении. Способности и умения работников производственной сферы в должной мере сегодня не востребованы. Почему труд диктора телевидения оценивается значительно выше, нежели труд преподавателя? Почему отдельные группы получают льготы в своей деятельности? Почему, начиная с первых классов школы, вознаграждаются прежде всего "теоретики", а "практики", умелые "ремесленники" считаются неполноценными членами общества, а профессионально-технические училища поглощают лишь тех, кто не приживается в современной системе образования? Оправданно ли всегда связывать более важные функции и виды деятельности с умственным трудом и высшим образованием, а более ценимые качества связывать исключительно с интеллектом, а не с ручными навыками? И не связаны ли недооценка физического труда с ростом числа аварий, поломок, катастроф, низким качеством изделий?

Поощрение мастерства, профессионализма, редких умений, лучших работников, высококвалифицированных и высокообразованных лиц — это признак развитого общества. Искусственные привилегии на основе субъективно-престижных соображений и формальных признаков — это признак отсталого, закрытого общества. Однако даже в самых индустриально-передовых странах одни сферы деятельности ценятся и вознаграждаются лучше, чем другие. Иначе говоря, в теории и на практике не признается самоценность каждой человеческой личности, а одни социальные типы изначально получают большее материальное вознаграждение, чем другие. Иерархия социальных функций существует объективно, следовательно, речь может идти только об устранении чрезмерных форм несправедливости и неравенства, о приведении ценностных представлений в соответствие с последними научными достижениями.

Общество влияет на отдельную личность опосредованно, через микрогруппу. Ориентируясь на систему вознаграждения в социальной макросистеме, родители с дошкольного возраста ориентируют детей на престижные специальности, внушают, что они должны стать юристами, банкирами, коммерсантами, менеджерами, журналистами, записывают их в модные спортивные секции, художественные школы, лицеи с углубленным изучением иностранного языка и т.п. Взрослые, не зная истинного социального призвания, часто насилуют личность

ребенка, вынуждая его выполнять чужую роль. "Вместо того, чтобы формировать индивида постепенно и не нарушая его равновесия, эти воздействия подавляют его до такой степени, что он кажется не самим собой, позируя безо всякой неудобности… Когда человек быстро растет, с рвением учится, поглощенный чужими идеалами, ему грозит опасность этой потери равновесия …" (11,с.329).

В результате в обществе объективно складывается ситуация, когда значительное число детей с внутренним опасением вступают в социальные контакты, ибо подсознательно чувствуют, что их сущность, внутреннее ядро не получает внешнего одобрения. Социум в лице родителей, учителей, отчасти и сверстников унижает в подростке чувство собственного "я" и стремится превратить его в адаптированную к себе иллюзию. Проявления гнева и злости по отношению к своей личности подросток воспринимает так же, как и рукоприкладство.

Неуважение ядра личности растущего человека неизбежно ведёт к ухудшению межличностных отношений. Если подросток переживает свою никчёмность, то корни следует искать не в психологии, а в социуме, в котором создаётся соответствующая среда/Уровень достижений человека определяется не только его усилиями, знаниями, способностями, умениями и даже не исключительно самооценкой. Многое зависит от отношения к нему других людей из микро и макро среды.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 7. РАВНОЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ