Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Особенности познавательной сферы личности клиента и ее влияние на организацию делового общения |
Познавательная сфера личности предназначена для того, чтобы обеспечить полное и адекватное восприятие информации об окружающем мире и внутренних процессах, происходящих в человеке, осмысливать ее, а также запоминать, хранить и воспроизводить в необходимый момент.
Формирование субъективного образа объективно существующей реальности происходит посредством восприятия (перцепции) окружающей действительности. Восприятие обладает некоторыми особенностями.
К основным ошибкам восприятия следует отнести упрощение воспринимаемых объектов; галло-эффект (перенесение частных свойств на целостную характеристику предметов и явлений); стереотипность (нивелировка индивидуальных черт под воздействием однажды сложившегося образа). Внимание — это направленность и сосредоточенность человека на каком-либо объекте. Внимание осуществляет своеобразный осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку осмотр сразу всей среды невозможен, выделяется ее часть — поле внимания. Внимание проявляется в трех видах: непроизвольное (естественное, генетически обусловленное) — имеет пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к целям деятельности объектами; произвольное — осуществляется при сознательных намерениях человека и требует с его стороны волевых усилий. Практика свидетельствует, что большие способности и талантливость тесно связаны с эффективной организацией произвольного внимания; постпроизвольное — возникает в результате автоматизации деятельности. При нем сохраняется направленность деятельности на сознательно поставленные цели, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. Внимание характеризуется концентрацией (степень сосредоточенности человека на объекте восприятия); объемом (число одно-временно отчетливо осознаваемых объектов, обычно это 5...7 объектов); оптимумом объема внимания (он наступает к 33 годам); устойчивостью (период, в течение которого человек может быть сосредоточен на интересующем его объекте); зависимостью от мотивации и возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание; оптимумом развития (он наступает к 34 годам); распределением (возможность человека одновременно осуществлять несколько различных действий посредством удерживания в поле зрения нескольких объектов деятельности); переключаемостью (способность последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на нем; максимум приходится на 29 лет). При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно. Внимание ослабевает при монотонности, шаблонности, стереотипности выполняемых действий, ритмическом воздействии раздражителей. Развитие внимания осуществляется посредством формирования сознательности, ответственного отношения к делу, заинтересованности в осуществлении того или иного вида деятельности, внесения новизны и неожиданности в восприятие, исключения монотонности и шаблонности. Память представляет собой процессы организации и сохранения приобретаемого опыта, делающие возможным его повторное использование в последующей деятельности. Память предстает в различных видах (моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) и формах (мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная). Особенности видов памяти:
Лучше всего запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек переживает впервые. Чем выше концентрация внимания на информации, тем быстрее происходит ее запоминание. Повторение — единственная относительная гарантия надежности запоминания. Логически связанные или взаимообусловленные данные запоминаются и воспроизводятся гораздо легче, чем нелогичные. Обычно забывается та информация, которую требуется удерживать в сознании без изменений. Механизм памяти проявляется в процессах запоминания и воспроизведения. Под запоминанием понимается название процессов, связанных с закреплением материала в памяти. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания объекта (материала). Оно определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. К числу обычно используемых способов произвольного запоминания относятся: составление плана, схемы материала; представление его в виде наглядного зрительного образа (серии образов — мультфильма); соотнесение с уже имеющимися знаниями; выделение смысловых опорных пунктов; семантическая и пространственная группировка материала; образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; ритмизация — перевод информации в стихи, в строки, связанные с определенным ритмом или рифмой; запоминание длинных терминов при помощи созвучных слов; «размещение» информации в пространстве и др. Воспроизведение заключается в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. Воспроизведение может выступать в произвольной и непроизвольной формах. Произвольное воспроизведение вызывается возникшей задачей. В ходе подготовки человека к выполнению новых действий следует помнить, что число ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность воспроизведения зависит и от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем лучше воспроизведение. К основным факторам, влияющим на извлечение информации из памяти, относятся: осмысленность информации; близость информации по смыслу или по форме к решаемой задаче; неожиданность при восприятии; промежуток времени между предъявлением информации и извлечением ее из памяти; продолжительность работы с данной информацией при запоминании и др.Продуктивность является одной из основных характеристик памяти и проявляется в объеме запоминаемого материала, быстроте запоминания и воспроизведения, точности воспроизведения и длительности хранения информации. Мышление представляет собой процесс обработки смысловой, образной и знаковой информации и ее использование для п р о -гнозирования возможностей получения желаемого результата и принятия тех или иных решений. Итогом мыслительной деятельности является понимание смысла и значений. Мышление характеризуется следующими параметрами:
К основным видам мышления относятся: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Словесно - логическое мышление характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений. В понятии отражается суть рассматриваемого явления. Суждение представляет собой утверждение или отрицание связи между предметами, яатениями. процессами (понятиями, образами). Умозаключение — это логическое построение определенного вывода на основе нескольких суждений. Индуктивное суждение заключается в построении вывода при движении мысли от частного к общему. Дедуктивное мышление есть построение вывода в процессе мышления от общего к частному.Наглядно - образное мышление проявляется в представлении практических ситуаций и изменении их. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, явления или процесса. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. Плодотворность наглядно-образного мышления обеспечивается развитием представлений и воображения. Представления — это образы предметов, явлений, событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации. Сущность воображения состоит в отражении реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Значение воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для логических операций. Однако в данном случае пути решения проблемы могут быть недостаточно точны, нестроги. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:
По степени активности различают активное и пассивное воображение. Пассивное воображение характеризуется созданием таких образов, которые не могут быть воплощены в жизнь, таких программ, которые неосуществимы. Воображение выступает в данном случае как замена деятельности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных результатах деятельности. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию предмета или явления. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности. Наглядно - действенное мышление сопровождает решение задачи с помощью реального, физического преобразования ситуации, которая воспринимается непосредственно. Как правило, оно сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением. Процесс мышления может быть очень быстрым и в то же время достаточно плодотворным. Такое мышление называется интуитивным. Результат такого мышления может выразиться в инсай-те (озарении), т.е. внезапном понимании существенных отношений и структуры ситуации в целом, благодаря чему достигается осмысленное решение проблемы. Следует отметить, что момент нахождения решения обычно является неожиданностью для самого решающего. В то же время в процессе решения творческой задачи, как правило, выделяется фаза инкубации — перерыв в деятельности после длительных безуспешных попыток решения сложной задачи. В этот момент требуется переключиться на какой-нибудь другой вид деятельности, отдохнуть или лечь спать. Данная фаза инкубации определена последействием фона, означающего, что человек нашел решение задачи в процессе своих напряженных поисков, но не осознал его. Это решение заведомо было отвергнуто или как невозможное, или как бессмысленное, т.е. стало фоном. То, что не осознается, имеет тенденцию и впредь не осознаваться. В таком случае попытки продолжать решать задачу не будут эффективными. После фазы инкубации фон из-за смены задачи неожиданно заменяет фигуру и в сознании всплывает решение, которое находилось ранее в фоне. В ходе мышления могут осуществляться следующие операции:
Процесс мышления является дискретным, разделенным на системные фрагменты (кванты), каждый из которых формируется той или иной потребностью и завершается различной степенью ее удовлетворения. Системные «кванты» мыслительной деятельности включают в себя формирование соответствующей потребности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную мыслительную деятельность по удовлетворению данной потребности, этапные и конечные результаты деятельности и их оценку человеком. «Квантование» является важным, но не единственным принципом системной организации мышления. Другим таким принципом выступает голографический принцип интеллектуальной деятельности. Дело в том, что голографический принцип обеспечивает возможность хранения (кодирования) информации обо всем объекте отображения и последующего извлечения (декодирования) этой информации, когда любая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте. Особую роль в мышлении играет речь. Она является не только средством общения, но и орудием мышления, а также средством регуляции собственного поведения и поведения других. Мозг воспринимает внешний мир посредством определенных операторов (категорий, логических правил), которые и моделируют мир. В языке (как системе этих операторов) все элементы связаны друг с другом по значению и отношению, что позволяет глубоко анализировать действительность, даже не зная ситуации. Особенности интеллектуального развития человека могут проявляться в склонности к теоретическому (понятийно-логическому) мышлению, сопровождающемуся стремлением обязательно доходить до сути того или иного явления, или в склонности к наглядно-практическому мышлению. Все особенности познавательной сферы личности клиента могут проявиться в ходе делового общения. |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |