Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Новая парадигма обучения Печать

Новое учебное пособие профессора Ю.Д. Красовского, ставшее учебником в преподавательской практике специалистов по поведенческим наукам, оказалось востребованным для тех из них, кто понимает необходимость развития отечественных подходов в обучении. Эти преподаватели высоко оценивают учебное пособие профессора Ю.Д. Красовского как по содержанию, так и по форме, особенно те, кто работает или работал консультантом в отечественных фирмах. Учебное пособие глубоко по содержанию и доступно по форме изложения материала, а поэтому студенты и слушатели с большим интересом его читают, осваивая новые подходы автора к моделированию управленческих ситуаций.

Во-первых, учебное пособие создано в Государственном университете управления на кафедре социологии и психологии управления, апробировано автором на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в подготовке магистров в течение трех лет, а также на факультете международного бизнеса и делового администрирования МГИМО(У) при МИД РФ в рамках программы магистратуры.

Во-вторых, оно существенно обновлено и систематизировано под новые жизненные требования. Улучшена его композиция, внутренняя логика. Его разделы перекомпонованы так, чтобы раскрывать содержание материала более убедительно, с опорой на новый консалт-обучающий опыт автора.

В-третьих, оно дополняется развернутым учебным практикумом "Архитектоника организационного поведения", в котором предлагается решение реальных задач.

В-четвертых, профессором Ю.Д. Красовским разработаны новейшие методы изучения организационного поведения: методика КРАБ, фиксирующая проявления управленческих отношений руководителя; методика РОП, отслеживающая рыночные ориентации персонала как субкультурные феномены; методики "Временные ресурсы личности" и "Временные ориентации руководителя"; методика выбора "Я"-позиции в комплексе установок "хочу — могу — надо — стремлюсь"; методика, изучающая синдром "неповоротливого бегемота", по которой оценивается степень бюрократизации разрастающейся компании и др. Им скорректирована техника измерений и содержание методики американского психолога С. Деллингер "Психогеометрия".

Учебное пособие сильно отличается от американских интерпретаций организационного поведения.

Первое отличие. Профессор Ю.Д. Красовский анализирует этот феномен как управленческий, где предметом деятельности руководителей является труд исполнителей, а сама эта деятельность может

оцениваться только по конечным результатам всего персонала подразделения, поэтому организация рассматривается автором как совместное поведение работников, которое изначально организуется руководителями. От того, как руководители организуют поведение работников, зависят те или иные способы этого поведения. Перед руководителями всегда стоит центральная задача: как перевести свои собственные управленческие усилия в эффекты трудовой деятельности работников? В организации постоянно возникают определенные управленческие отношения, так или иначе способствующие или не способствующие решению данной задачи. Эти управленческие отношения проявляются как взаимосвязь поведения руководителей и поведения подчиненных ему по статусу работников. Такой дуализм организационного поведения является специфическим признаком деловых организаций.

Второе отличие. Автор анализирует организационное поведение с точки зрения формирования имиджевой идеологии фирмы, предлагая эффективные методы управления этим процессом. Тем самым интерпретация организационного поведения приобретает четкие маркетинговые координаты. Профессор Ю. Д. Красовский убедительно показывает, что организационное поведение как внутренний феномен организации сильно зависит от того, каково положение фирмы на рынке. И наоборот, положение фирмы на рынке во многом зависит от того, как проявляются особенности поведения ее работников: главы фирмы, высшего управленческого звена, среднего и низового управленческого персонала, а также специалистов. Сбалансированность отношений "извне — вовнутрь" является главным условием формирования такого организационного поведения персонала, которое оказывается адекватно рыночным условиям. Многие просчеты и ошибки на рынке являются результатом неумелого руководства поведением работников. Более того, именно характер управленческих отношений внутри подразделений и на "их" стыках зачастую становится главной причиной успехов или неудач фирмы. И это убедительно раскрыто в учебном пособии.

Третье отличие. Организационное поведение, с точки зрения автора, необходимо изучать в определенных временных границах, поскольку события "завязываются", происходят и завершаются во времени. В жизнедеятельности фирм проявляются три временных процесса:

1) нарастание темпа жизненных перемен, что требует ориентировки в потоках новизны и ее быстром осмыслении;

2) учащение ритма жизни, т.е. убыстряется размеренность жизнедеятельности, что требует оперативных реакций на события;

3) уплотняются во времени разнообразные процессы, события, явления. А это значит, что увеличивается цена времени как энергетического ресурса организационного поведения в конкурентной

борьбе. Профессор Ю.Д. Красовский уделяет этому ресурсу много внимания в учебном пособии, предлагая методики оценки временнóго потенциала работника.

Четвертое отличие. Анализируя мотивы поведения персонала фирмы, автор исходит из ансамблевой природы мотивации, а поэтому рассматривает мотивационные комплексы на примере реальных исследований. Он предлагает вниманию читателей два мотивационных ансамбля: "Имидж" и "Удовлетворенность". Эти ансамбли являются теми моделями, которые помогают объяснять процессы переживаний работников. Такие ансамбли могут иметь двухкольцевую и трехкольцевую структуру, а это означает, что в учебном пособии автор предлагает новую методологию и новую методику изучения мотивационных комплексов, которые в целом и составляют ансамблевую природу мотивации. В этой связи американские трактовки проблем мотивов и стимулов оказываются малоубедительными.

Пятое отличие. Организационное поведение анализируется профессором Ю.Д. Красовским в широкой контексте. В учебном пособии вниманию читателей предлагаются как отечественные, так и зарубежные исследования и разработки (американские, немецкие, финские). Это очень обогащает содержание учебного пособия. Разрабатывая собственную концепцию организационного поведения, автор опирается на использование лучших достижений мировой науки и практики в этой области. В то же время он адаптирует зарубежные находки, методики и методы применительно к российской действительности, критикуя тех, кто не может или не хочет понять сложность этого адаптационного процесса. Поэтому он выступает не только как Методолог, Теоретик и Практик, но и как Преподаватель, использующий свой двадцатилетний опыт Консультанта и шестилетний опыт Руководителя.

Шестое отличие. Обладая таким уникальным сочетанием ролей, профессор Ю.Д. Красовский излагает учебный материал, широко используя управленческие и консалтинговые ситуации, которые он или лично пережил, или был их свидетелем. Именно поэтому содержание его книги воспринимается с таким интересом. Учебный материал очень богат инструментарием, который предлагается студентам и слушателям. И этот инструментарий используется ими в анализе визуальных графических моделей (двумерных, трехмерных, четырехмерных и многомерных). Эта визуализация учебного материала является исходной: студенты и слушатели осмысливают организационное поведение не столько в управленческих и консалтинговых ситуациях, сколько в моделях видения организационного развития, деформации, застоя или кризиса фирмы. Эти "модельные знания" и являются для них базовыми.

Седьмое отличие. Разработка предметных сфер организационного поведения в таком многомерном ракурсе методологически означает

уход от пересказывания американских научных достижений, что характерно, например, для учебника Ф. Лютенса. В учебном пособии демонстрируется принципиально новый научно-практический поворот и к пониманию особенностей организационного поведения, и к способам преподнесения этого курса студентам и слушателям, и к методам овладения курсом. Это означает "сдвиг" парадигмы его изучения от американских подходов к новым конструктивным разработкам на основе иного концептуального видения его специфики: так, как подсказывает отечественная практика. Эту парадигму можно назвать неореалистической, так как она принципиально отличается от той, которая принята в американской традиции компоновки учебников.

Все перечисленное означает, что на кафедре социологии и психологии управления Государственного университета управления создана такая учебная дисциплина, которая не имеет аналогов даже в американской теории и практике. В этой связи кафедра объективно оказывается научно-практическим центром развития организационного поведения на отечественных материалах, тем более что на кафедре вот уже 10 лет готовятся социологи и психологи по менеджменту и маркетингу на основе постоянных социопсихологических исследований персонала в фирмах.

Доктор психологических наук, профессор В. Н. Князев, заведующий кафедрой социологии и психологии управления Государственного университета управления

 
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Красовский Ю.Д. Организационное поведение Новая парадигма обучения