Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма |
Страница 1 из 4 Специалисты в области психологии общения отмечают, что, прежде чем сесть за стол переговоров, необходимо выработать четкую стратегию и тактику, осознать возможные трудности и подготовиться к ним, насколько позволяет ситуация. Стратегия включает в себя: внимательное изучение личностных характеристик собеседника по переговорам, его деловых интересов, характерных способов ведения переговоров; создание благоприятной атмосферы для переговорного процесса; высказывание своих предложений и аргументации, применение эффективных приемов воздействия на собеседника; продумывание «путей отступления» и нейтрализации замечаний в свой адрес; подготовку эффектного завершения переговоров (табл. 2.3). При решении стратегических задач необходимо продумывать каждый тактический шаг. В частности, особое значение для реализации стратегии имеет начало переговоров. Именно на начальной стадии необходимо выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, для этого следует: установить контакт с партнером, создать приятную атмосферу общения, пробудить интерес к предлагаемым вами предложениям, выяснить пожелания другой стороны, обеспечить общение в форме диалога. Восприятие партнера по переговорам начинается с анализа его внешности. Причем речь идет не столько об одежде, сколько о личностных качествах: его вкусе, этике, общей культуре. Каким рекомендациям относительно внешнего вида следует придерживаться женщине, готовящейся к переговорам? Правило номер один: умеренность. Правило номер два: аккуратность. Правило номер три: соответствие обстановке и изящность. У деловых мужчин проблем с одеждой меньше, чем у женщин. Однако требования элегантности, опрятности и простоты также необходимо соблюдать. Большое значение в ходе переговоров придается сохранению персонального пространства. Если партнер «вторгается» в него, то это воспринимается «владельцем» как вызов, неуважение, оскорбление со всеми вытекающими отсюда последствиями. У каждого человека персональное пространство имеет свои размеры. Экспериментально доказано: у необщительных собеседников («квадратов»), невротичных («зигзагов»), тревожных и неуверенных в себе («прямоугольников») оно, как правило, больше, а у партнеров общительных и уравновешенных («кругов»), уверенных в себе и своих действиях («треугольников») — меньше. Во время делового разговора помимо дистанции важное значение придают взаимному расположению и углу наклона корпуса собеседников. Для партнерской беседы лучше сидеть не с прямой спиной напротив друг друга, а под углом 60...90°. Кроме того, следует правильно формулировать вопросы, внимательно слушать и анализировать жесты и позы собеседника (за этим кроются настоящие замыслы и смысл передаваемой информации). Как показывает переговорная практика, неподдельный интерес и такт, проявленный к партнеру, как правило, являются самыми значительными условиями, обеспечивающими успех деловой встречи. Особенно важно умение промолчать в момент встречи, когда начинают проявляться эмоции (раздражение или даже гнев). Психологи рекомендуют выдерживать паузу в ходе переговоров в трех основных случаях: если ваш собеседник раздражен; если вы раздражены сами; если ваш монолог продолжался слишком долго и необходимо дать возможность высказаться другой стороне. Умение внимательно слушать позволяет точнее понять собеседника. Практика знает немало случаев, когда человеку кажется, что он говорит четко и ясно, а его все равно не понимают. В этом случае причин может быть несколько:
Сообщение можно представить в виде прямоугольника, где каждая из сторон имеет свое конкретное название: «существо дела » , «отношение», «самопрезентация», «призыв». При этом отсутствие взаимопонимания наступает тогда, когда получатель информации оказывается не в состоянии одновременно расшифровать все четыре ее стороны. Как услышать то, что слушаешь? Практика убеждает: наилучшее взаимопонимание между партнерами в процессе переговоров возникает, если они задают друг другу достаточно много вопросов. Чтобы обратные связи были прочными и устойчивыми, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Добившись понимания со стороны собеседника, постарайтесь, чтобы он принял ваши предложения. Как показывает практика переговоров, в основе неприятия предложений лежит реальная и л и мнимая противоречивость интересов. Пример противоположного отношения к цене тура покупателя и туроператора приведен далее . Позиция покупателя Плата за туруслугу, по-моему, слишком высока. На данный тур следовало бы сделать какие-то скидки. Но ведь ехать надо будет не на поезде, а на автобусе, с длительными перегонами, с ночными проверками на границе. Мои знакомые за подобный тур платили меньше. А почему за трехзвездную гостиницу такие высокие цены? Да... Здесь только и знают, как бы сорвать деньги с покупателя! Позиция туроператора Цена за данный тур никак не может быть ниже. Вам предложена минимальная цена. Нет, здесь уже заложены все возможные скидки. Вслух: такова стоимость автобусного тура. (Про себя: «Он хочет, чтобы его доставили чуть ли не самолетом, а заплатить при этом как за троллейбус».) Вы можете пройти в соседнее турагентство и увидите, что т а м за подобное платят больше. Ниже цен за «три звезды» вы нигде не найдете. Про себя: «Полтора часа с ним возились, предложили самый оптимальный вариант, а он еще и недоволен». Данный пример свидетельствует, что в любом деловом общении все усилия партнеров необходимо направлять прежде всего на то, что их объединяет, на поиск общих интересов. Следовательно , необходимо вырабатывать в себе способность видеть ситуацию такой, какой она представляется оппоненту. Следующим условием, способствующим успеху в переговорах, является умение читать неречевую информацию. Известно, что подделать язык телодвижений практически невозможно, так как здесь мгновенно проявится несоответствие между жестами, микросигналами и сказанными словами. Однако при чтении неречевой информации необходимо сделать две существенные оговорки. Во-первых, самая характерная, типичная ошибка, которую допускают новички, пытаясь «читать» язык тела партнера, заключается в их стремлении выделить один ж е с т и рассматривать его отдельно от других жестов и обстоятельств. Во-вторых, как речевые языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и неречевая информация одной нации отличается от неречевой информации другой. Психологи советуют обращать внимание на характерные позы и жесты, выражающие различные установки собеседников на переговорах. Рука партнера, поданная для приветствия ладонью вверх, характеризует его открытость. К тому же партнер добровольно отдает вам инициативу в беседе. Жест раскрытых рук ладонями вверх подчеркивает открытость натуры. Если человек чувствует свою вину, лжет или напряженно воспринимает обстановку, он, как правил о , прячет руки либо за спину, либо в карманы. Открытые и дружески к вам расположенные партнеры часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии. В это время они перемещаются на край стула, поближе к собеседнику и прямо смотрят в лицо. Такое поведение в большинстве случаев сопутствует известию о возможном соглашении или общему положительному впечатлению от совместной работы. Рука партнера, поданная для приветствия ладонью вниз (необязательно горизонтально), с одной стороны, сообщает вам о стремлении собеседника доминировать в процессе делового общения. С другой стороны, указывает на нерасположенность его к откровенной беседе. К группе закрытых поз относятся также руки, скрещенные на груди. Они обычно отражают защитную реакцию собеседника и его нежелание вести переговоры. Эта поза может сигнализировать также о враждебности и агрессивности партнера — если он не только скрестил руки на груди, но еще и сжал пальцы в кулак. |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |