В поведении работников могут раскрываться его организационные ресурсы, но они же могут и подавляться организационной средой. Это зависит от того, в какие управленческие ситуации он попадает и как справляется с ними. Особенно это касается руководителя подразделения. Его поведение в таких ситуациях может быть сильно блокировано дезорганизующими факторами. Зачастую он не может решить проблему до конца: "дезорганизаторы" поведения "крадут" его рабочее время. И они же "крадут" рабочее время его сотрудников. И все оказываются виноватыми из-за "каких-то других", поэтому организационный порядок часто становится несбыточной мечтой работников фирмы.
Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или работник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: "деятельность — перенапряжение — отрицательные эмоции". Психологически это проявляется в перенапряжения системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает "под высоким напряжением". Стресс на работе возникает в результате повышенных требований к личности (лимит времени, расширение фронта работ, внедрение новшеств и др.), но проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" — для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика" — кто избегает его; "стресс льва" — кого такие ситуации мобилизуют (см. рис. 20.1).
Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.
Фаза мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально-познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию — цифровую, слуховую, графическую, а также
свободой ассоциирования и оригинальностью мышления. В этой фазе и руководителю и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное "могу".
Рис. 20. 1. Поведенческие реакции на стресс
Фаза дезадаптации появляется вслед за фазой мобилизации, если стресс длится долго, усиливается и "зашкаливает". Возникает реакция запредельного торможения. Это проявляется прежде всего в снижении качества исполнения. В поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения, теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, "выпадающие" из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации его стадий.
Фаза дезорганизации возникает тогда, когда "запредельность" стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции поведения личности. В этой фазе появляются "прерывы" в осознании ситуации. Это разрушает поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие "точки" торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения Их становится все больше и больше, что и приводит
личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.
Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интервального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального — снизиться. У личности может измениться структура потребностей и иерархия ценностных ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку уходить-то некуда).
Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности ("цель — средство — результат") и профессионального общения ("поступки — нормы — оценки"). Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь их распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические "стрессоры", а есть и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себе, плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и др.).
Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Этот опыт бесценен. Хотелось бы продемонстрировать результаты одного из первых социологических исследований по изучению методов борьбы со "стрессорами", которое было проведено еще в 1979 г. учеными Американской ассоциации по менеджменту1.
Исследователи разослали 6 тыс. анкет в фирмы: половину — лицам, занимающим высшие управленческие должности, половину — руководителям среднего звена. Были получены 1422 заполненные анкеты от руководителей фирм и 1297 — от руководителей подразделений (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Методы борьбы со "стрессорами"
№ п/п |
Методы |
Частота использования, % |
Высшее руководство |
Руководители среднего звена |
1 |
Делегирование полномочий |
90,3 |
86,1 |
2 |
Анализ стрессовых ситуаций |
84,6 |
84,7 |
3 |
Установка ежедневных целей и приоритетов в выполнении заданий |
81,0 |
83,3 |
4 |
Выявление причин, приводящих к стрессу |
75,7 |
74,4 |
5 |
Общение с коллегами, другими работниками, посетителями |
73,5 |
77,5 |
6 |
Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы) |
71,4 |
74,2 |
7 |
Физические оздоровительные занятия (вне работы) |
68,9 |
65,7 |
8 |
Переключение на активный отдых (вне работы) |
64,8 |
70,0 |
9 |
Следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома) |
62,0 |
53,9 |
10 |
Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе) |
50,4 |
55,1 |
11 |
Более интересная, увлекающая работа |
49,9 |
54,4 |
12 |
Ежедневные временные интервалы для коротких передышек |
42,2 |
45,0 |
13 |
Разбивка отпуска на несколько этапов: два, три, четыре |
41,3 |
36,9 |
14 |
Чтение специальных книг |
17,9 |
24,0 |
15 |
Аутогенная самостоятельная тренировка |
7,7 |
10,2 |
16 |
Участие в специализированных тренингах |
4,9 |
6,5 |
17 |
Психотерапевтическое лечение |
3,5 |
4,2 |
Многочисленные авторские опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами:
- бросить курить, чаще общаться ,с природой;
- время от времени уезжать на рыбалку;
- регулярно делать утреннюю гимнастику;
- разгружать себя эмоционально;
- находить новые увлечения;
- рационализировать рабочий день;
- планировать работу по своим возможностям;
- систематически изыскивать время для отдыха с семьей;
- относиться ко всему философски;
- переключаться на другие виды деятельности;
- общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;
- переменить привычную обстановку;
- сменить мебель, переставить ее;
- на работу и с работы ходить пешком;
- до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;
- комбинировать работу в кабинете и на местах;
- в течение дня несколько раз послушать музыку;
- чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;
- не затягивать рабочий день для себя и других;
- активно отдыхать в свободные дни;
- организовать систему самоконтроля;
- научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;
- всегда быть готовым к неожиданностям;
- находить интересных помощников;
- разгружать себя, делегируя полномочия.
Все это можно назвать профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но "стрессоры" могут возникнуть неожиданно, и тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такого состояния, другие медленнее. Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после "разноса": "Иду и делаюсь с теми, кому я доверяю"; "Ищу пути исправления ошибок"; "Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!"; "Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения"; "Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть"; "Успокаиваюсь только с коллегами"; "Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю"; "А я прихожу и делаю 10—20 приседаний"; "Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее"; "А у меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине"; "А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть"; "Думаю: как бы я поступил на его месте?"; "Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка"; "А я иду в баню с друзьями". Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок: "У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну"; "А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю
вязать. Очень помогает успокоиться"; "Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация"; "Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне"; "Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы"; "Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос"; "Мне помогает общение с детьми"; "А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует"; "Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы"; "Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи".
От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать фрустративные состояния личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: "потребности — блокировка — отрицательные эмоции" (рис. 20.2). Как показывает график, у одного из сотрудников фирмы возникла потребность в трех важных деловых встречах, назначенных на вечер следующих трех дней, но все они сорвались по следующим причинам: информация о первой встрече была получена незадолго до нее; во втором случае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой; в третьем он получил информацию о том, что встреча не состоится, заранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее — в третьем.
Рис. 20.2. Фрустративные состояния личности:
В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс "без вины виноватый"). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.
Фрустрация обнаруживает специфические изменения в поведении, по которым она и определяется как таковая: личность сталкивается с неразрешимой проблемой; она не имеет возможности выйти из возникшей ситуации, поэтому сильно реагирует на нее, либо обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд (агрессивная реакция), либо усматривая "злой умысел" в сложившихся обстоятельствах (депрессивная реакция). Реакция личности может быть и интернальной, когда признается и своя вина. Однако это исключение: самообвинение — характерный признак не фрустрации, а выхода из нее, но в том случае, если личность видит причины неудач прежде всего в себе.
Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизиологической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать Фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения. Это могут быть способы психологической самозащиты: "Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней". Данный тезис может включать следующие варианты защитной мотивации:
Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее. Но этот "веер" самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора. На рис. 20.3 показан один из вариантов преодроления фрустрации путем последовательного "включения" самозащитной мотивации.
Рис. 20.3. Самоорганизация поведения личности в преодолении фрустрации: 1—10 — способы психологической самозащиты, выбор которых происходит по степени значимости
|