Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 20. Прессинговые психологические состояния Печать

В поведении работников могут раскрываться его организационные ресурсы, но они же могут и подавляться организационной средой. Это зависит от того, в какие управленческие ситуации он попадает и как справляется с ними. Особенно это касается руководителя подразделения. Его поведение в таких ситуациях может быть сильно блокировано дезорганизующими факторами. Зачастую он не может решить проблему до конца: "дезорганизаторы" поведения "крадут" его рабочее время. И они же "крадут" рабочее время его сотрудников. И все оказываются виноватыми из-за "каких-то других", поэтому организационный порядок часто становится несбыточной мечтой работников фирмы.

Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или работник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: "деятельность — перенапряжение — отрицательные эмоции". Психологически это проявляется в перенапряжения системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает "под высоким напряжением". Стресс на работе возникает в результате повышенных требований к личности (лимит времени, расширение фронта работ, внедрение новшеств и др.), но проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" — для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика" — кто избегает его; "стресс льва" — кого такие ситуации мобилизуют (см. рис. 20.1).

Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.

Фаза мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально-познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию — цифровую, слуховую, графическую, а также

свободой ассоциирования и оригинальностью мышления. В этой фазе и руководителю и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное "могу".

Рис. 20. 1. Поведенческие реакции на стресс

Фаза дезадаптации появляется вслед за фазой мобилизации, если стресс длится долго, усиливается и "зашкаливает". Возникает реакция запредельного торможения. Это проявляется прежде всего в снижении качества исполнения. В поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения, теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, "выпадающие" из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации его стадий.

Фаза дезорганизации возникает тогда, когда "запредельность" стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции поведения личности. В этой фазе появляются "прерывы" в осознании ситуации. Это разрушает поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие "точки" торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения Их становится все больше и больше, что и приводит

личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.

Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интервального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального — снизиться. У личности может измениться структура потребностей и иерархия ценностных ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку уходить-то некуда).

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности ("цель — средство — результат") и профессионального общения ("поступки — нормы — оценки"). Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь их распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические "стрессоры", а есть и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себе, плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и др.).

Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Этот опыт бесценен. Хотелось бы продемонстрировать результаты одного из первых социологических исследований по изучению методов борьбы со "стрессорами", которое было проведено еще в 1979 г. учеными Американской ассоциации по менеджменту1.

Исследователи разослали 6 тыс. анкет в фирмы: половину — лицам, занимающим высшие управленческие должности, половину — руководителям среднего звена. Были получены 1422 заполненные анкеты от руководителей фирм и 1297 — от руководителей подразделений (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Методы борьбы со "стрессорами"


п/п
Методы Частота использования, %
Высшее руководство Руководители среднего звена
1 Делегирование полномочий 90,3 86,1
2 Анализ стрессовых ситуаций 84,6 84,7
3 Установка ежедневных целей и приоритетов в выполнении заданий 81,0 83,3
4 Выявление причин, приводящих к стрессу 75,7 74,4
5 Общение с коллегами, другими работниками, посетителями 73,5 77,5
6 Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы) 71,4 74,2
7 Физические оздоровительные занятия (вне работы) 68,9 65,7
8 Переключение на активный отдых (вне работы) 64,8 70,0
9 Следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома) 62,0 53,9
10 Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе) 50,4 55,1
11 Более интересная, увлекающая работа 49,9 54,4
12 Ежедневные временные интервалы для коротких передышек 42,2 45,0
13 Разбивка отпуска на несколько этапов: два, три, четыре 41,3 36,9
14 Чтение специальных книг 17,9 24,0
15 Аутогенная самостоятельная тренировка 7,7 10,2
16 Участие в специализированных тренингах 4,9 6,5
17 Психотерапевтическое лечение 3,5 4,2

Многочисленные авторские опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами:

  • бросить курить, чаще общаться ,с природой;
  • время от времени уезжать на рыбалку;
  • регулярно делать утреннюю гимнастику;
  • разгружать себя эмоционально;
  • находить новые увлечения;
  • рационализировать рабочий день;
  • планировать работу по своим возможностям;
  • систематически изыскивать время для отдыха с семьей;
  • относиться ко всему философски;
  • переключаться на другие виды деятельности;
  • общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;
  • переменить привычную обстановку;
  • сменить мебель, переставить ее;
  • на работу и с работы ходить пешком;
  • до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;
  • комбинировать работу в кабинете и на местах;
  • в течение дня несколько раз послушать музыку;
  • чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;
  • не затягивать рабочий день для себя и других;
  • активно отдыхать в свободные дни;
  • организовать систему самоконтроля;
  • научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;
  • всегда быть готовым к неожиданностям;
  • находить интересных помощников;
  • разгружать себя, делегируя полномочия.

Все это можно назвать профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но "стрессоры" могут возникнуть неожиданно, и тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такого состояния, другие медленнее. Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после "разноса": "Иду и делаюсь с теми, кому я доверяю"; "Ищу пути исправления ошибок"; "Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!"; "Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения"; "Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть"; "Успокаиваюсь только с коллегами"; "Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю"; "А я прихожу и делаю 10—20 приседаний"; "Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее"; "А у меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине"; "А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть"; "Думаю: как бы я поступил на его месте?"; "Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка"; "А я иду в баню с друзьями". Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок: "У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну"; "А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю

вязать. Очень помогает успокоиться"; "Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация"; "Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне"; "Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы"; "Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос"; "Мне помогает общение с детьми"; "А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует"; "Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы"; "Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи".

От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать фрустративные состояния личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: "потребности — блокировка — отрицательные эмоции" (рис. 20.2). Как показывает график, у одного из сотрудников фирмы возникла потребность в трех важных деловых встречах, назначенных на вечер следующих трех дней, но все они сорвались по следующим причинам: информация о первой встрече была получена незадолго до нее; во втором случае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой; в третьем он получил информацию о том, что встреча не состоится, заранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее — в третьем.

Рис. 20.2. Фрустративные состояния личности:

В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс "без вины виноватый"). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.

Фрустрация обнаруживает специфические изменения в поведении, по которым она и определяется как таковая: личность сталкивается с неразрешимой проблемой; она не имеет возможности выйти из возникшей ситуации, поэтому сильно реагирует на нее, либо обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд (агрессивная реакция), либо усматривая "злой умысел" в сложившихся обстоятельствах (депрессивная реакция). Реакция личности может быть и интернальной, когда признается и своя вина. Однако это исключение: самообвинение — характерный признак не фрустрации, а выхода из нее, но в том случае, если личность видит причины неудач прежде всего в себе.

Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизиологической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать Фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения. Это могут быть способы психологической самозащиты: "Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней". Данный тезис может включать следующие варианты защитной мотивации:

Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее. Но этот "веер" самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора. На рис. 20.3 показан один из вариантов преодроления фрустрации путем последовательного "включения" самозащитной мотивации.

Рис. 20.3. Самоорганизация поведения личности в преодолении фрустрации:
1—10 — способы психологической самозащиты, выбор которых происходит по степени значимости

 
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Красовский Ю.Д. Организационное поведение Тема 20. Прессинговые психологические состояния