III. Ценности четырех групп социотипов Печать

Социон можно разделить на малые группы по различным основаниям (мотивация, профессиональная специализация, социальные роли, стили коммуникабельности и аргументации и т.д.). Особую важность представляет разделение на четыре группы, объединяющие социотипы по общности взглядов, глубинных жизненных ценностей, установок и мировоззрения. Ценностные группы представляют собой R — подсистему социона. Она структурируется в ходе отделения от своей диалектической противоположности — L — подсистемы или кольца ревизии [7, 13].

1. Просветители (IL, SE, ES, LI)

Основные социальные ценности первой группы социотипов:

  • — ориентация на естественную модель человека и социальной системы;
  • — стремление к переменам, взгляд в будущее, отказ от диктата догм и традиций;
  • — установка на бытие;
  • — социальные инновации и теоретичность;
  • — конструктивный продукт;
  • — добровольная кооперация;
  • — семейно-познавательные ценности;
  • — авторитет старших по возрасту;
  • — экономика семейного типа;
  • — стремление к справедливости;
  • — неприятие силового принуждения и наказания, временных и моральных ограничений;
  • — заботливость;
  • — свобода слова;
  • — демократичность и коллегиальность;
  • — умеренный индивидуализм;
  • — личная инициатива.

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Просветителей":

  • — замена понятия мораль понятиями общественной совести и справедливости;
  • — комфорт, наслаждение;
  • — стремление избегать неприятностей;
  • — романтизм;
  • — открытое выражение чувств;
  • — самостоятельность и независимость;
  • — рассудительность;
  • — ориентация на малые группы;
  • — научная информация, перспективные идеи;
  • — познание нового;
  • — любознательность, любопытство;
  • — предпочтение науки перед религией;
  • — культ знаний;
  • — фундаментальная наука, универсальные законы;
  • — свобода самовыражения и волеизъявления;
  • — хороший эстетический вкус;
  • — гармония;
  • — поиск истины;
  • — общечеловеческие интересы и вечные ценности.

Группа социотипов "Просветители" эффективно функционирует при решении задач, требующих новых нестандартных подходов, при создании новых товаров и услуг. Такая группа оптимально подходит для решения проблем, носящих инновационный характер, для пропаганды новых форм деятельности.

Страны, где доминируют ценности первой группы социотипов: Франция, Швейцария, Австрия, Голландия, Древняя Греция, скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания). Так, Франция на протяжении многих столетий является бессменной законодательницей мод и хранителем богатейших эстетических традиций. Именно в этих странах зародилась демократия, как изначально гуманная и прогрессивная форма политического устройства. Идеи всеобщей справедливости и благоденствия нашли

свое воплощение в Швеции и других скандинавских странах, где действует реальная модель социоанализа.

Помимо преимуществ, у каждой группы социотипов есть проблемы и слабые стороны. Так, социотипы первой группы, ориентируясь на "вечность", могут запаздывать с принятием важных решений, совершать несвоевременные поступки (функция Т). Они отрицают любую жестокость и авторитарность, незыблемые, кем-то и когда-то заданные авторитеты (F). Проблемы возможны и с действием функции Р, что проявляется в нехватке прагматизма и практицизма, в нелюбви к монотонной, рутинной работе. Отказ от волевых методов преодоления препятствий и опора на методы убеждения не во всех группах и ситуациях приносит успех.

2. Воплотители (ЕТ, LF, FL, ТЕ)

Основные социальные ценности второй группы социотипов:

  • — активная гражданская позиция;
  • — государственные интересы;
  • — преданность коллективу и социальной системе;
  • — иерархия (иерархическая организация);
  • — уважение к чинам и старшинству;
  • — организованность и порядок;
  • — приоритет жесткой дисциплины и секретности перед прибылью;
  • — идейная убежденность;
  • — приоритет инструкций над экономическими расчетами;
  • — борьба за власть, карьера;
  • — умение использовать выгоды текущего момента;
  • — культ силы и презрение к слабости;
  • — борьба за выживание;
  • — коллективизм;
  • — идеологизированность (идеология светлого будущего);
  • — миссионерство;
  • — принудительная кооперация;
  • — государственная собственность;
  • — мобилизационная экономика;
  • — ведомственное управление;
  • — ориентация на большие группы;
  • — образ врага, поиск виноватых;
  • — неприятие инакомыслия;
  • — личное — в жертву общественному;
  • — справедливость и уравнительность;
  • — установка на обладание;
  • — борьба за нравственность;
  • — учет формальных социальных признаков (национальность, социальное происхождение и т.д.);
  • — ориентация на рациональную модель человека и социальной системы ("человек — инструмент достижения цели").

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Воплотителей":

  • — тяга к пространственным ограничениям;
  • — постоянное напряжение;
  • -страх;
  • — жертвенность;
  • — принципиальность и беспринципность;
  • — романтико-силовая система ценностей;
  • — бодрость, энтузиазм, праздничное воодушевление;
  • — энергия и юношеский задор;
  • — решительность;
  • — настойчивость;
  • — бескомпромиссность;
  • — самоотверженность и героизм;
  • — комплекс "шестерки"
  • — страх признания собственной слабости;
  • — субъективизм в понимании законов;
  • — вера в судьбу;
  • — мистицизм.

Целесообразность формирования рабочей группы на основе второй группы социотипов возникает там и тогда, когда необходимо преодолеть трудности во внедрении новых форм. Миссия группы "Воплотителей" — смелые социальные эксперименты и их испытание на себе. Ее социальная роль — внедрение новых структур и новых порядков в условиях сопротивления окружающей среды. С любой экстремальной ситуацией лучше справятся именно представители второй квадры.

Социальная структура второй квадры — закрытая, централизованная, иерархическая система. Главным критерием социальной стратификации выступает власть (традиционное общество).

Представители группы "Воплотителей" внесли огромный вклад в развитие искусства и в сокровищницу мировой культуры.

Представители второй группы отличаются иногда настолько завышенным чувством личной ответственности, что сами же от этого

устают (со всеми вытекающими отсюда последствиями: попустительством, бесхозяйственностью, разгильдяйством и т.д.). Во второй квадре принципиальность очень хорошо уживается с беспринципностью — одно является продолжением другого [16,184].

Вторая квадра дала человечеству наибольшее число выдающихся деятелей искусства, художников, композиторов.

Писатели и поэты: Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Гоголь и Т. Драйзер, Е. Евтушенко и Стендаль.

Композиторы: Бетховен, Бах….

Артисты: А. Баталов и В. Тихонов, С. Юрский и 3. Гердт, Л. Гурченко и Н. Мордюкова.

Певцы: Александр Серов и Элтон Джон, Майя Кристаллинская и Эдуард Хиль, Земфира и Алсу, Ренат Ибрагимов и Радик Гареев…

  • Эпиграмма
  • (Эдуарду Хилю)
  • Говорят, что в некотором царстве
  • Медики, все аргументы взвесив
  • Применяют как лекарство
  • От неврастении и депрессий

Заряд бодрости, праздничности, воодушевления, юношеского задора и молодости души, способность глубоко пережить и передать всю гамму драматических и трагикомических чувств — это визитная карточка талантливых представителей второй квадры.

Несмотря на наличие демократически-массовых и народных элементов в произведениях искусства, дух второй квадры в большей мере соответствует элитарной культуре.

Слабость функции I проявляется в неприятии индивидуализма, инакомыслия, оригинальности мышления, раскованности поведения.

Слабость функции R проявляется, в частности в том, что "жалость унижает человека". Милосердие и человеколюбие здесь понимаются как забота государства о человеке.

Слабость функции S выражается в невысоком уровне эстетического вкуса, в пренебрежительном отношении к комфорту, уюту и прочим "обывательским" радостям. Эстетика во многом подчиняется идеологии и выполняет пропагандистские функции. Вытесненной ценностью оказался и секс: наблюдаются крайности от платонических отношений до извращений (S как уязвимая функция). Из-за этого же — нездоровое питание или крайности в образе жизни.

Слабость функции Р выражается в том, что экономика подчиняется идеологии, моральному осуждению подвергается частное

предпринимательство. Уязвимая деловая логика проявляется в том, что вместо экономической целесообразности господствует целесообразность политическая (или бюрократическая). Слабость финансового мышления приводит к тому, что деньги оцениваются как зло, для добычи которых пригодны любые средства, ибо истинная цель и ценность — власть и сила (F).

Господствует идеология, которая изображает рыночную экономику как сферу тотальной несправедливости, где успех достается на долю лишь носителям отрицательных, моральных качеств (а практика "прихватизации" и криминальных форм первоначального накопления только укрепила позиции данной идеологии).

Яркая иллюстрация слабых сторон второй квадры — экономическая система советского государства. Из нее выпал потребитель, ибо товар производился не для продажи, а для плана, извлечение выгоды всячески осуждалось, да и достижение ее было возможно только в теневой сфере. Это касалось как коллективных экономических субъектов — заводов, колхозов, которым приписывалось, кому и за какую цену обязаны они передавать — слово продавать кажется здесь неуместным — свою продукцию ("покупатель" при этом не имел права отказаться от сделки), так и отдельных людей. Желание заработать всячески осуждалось официальной пропагандой, хорошему человеку следовало не думать о деньгах, предпочитать работать бесплатно и, разумеется, не интересоваться заранее, сколько ему заплатят за работу. Если сбор металлолома как бесплатная работа всячески одобрялся, то к примеру, помощь матери в торговле на рынке считалась для ребенка делом позорным и могла стать предметом обсуждения на педагогическом совете школы или на пионерском собрании [4, 347].

И в царской России, и в современной, в несколько измененной форме, названные явления имеют место. Мало перемен в массовом сознании. Так, по данным ВЦИОМ (середина 90-х годов) 72% россиян считают, что к богатству ведет нечестность; способность и таланты -42%, предприимчивость — 7%. Решительно против миллионеров настроены 34% россиян, ничего не имеют против лишь 18%. Правда, 40% не против миллионеров, если деньги заработаны честно. Надо ли доказывать, сколько субъективизма, произвола и идеологизированности присутствует в оценке "честности -нечестности" (достаточно указать на частую смену законов и инструкций в 90-х годах). И, наконец, на вопрос "Кто, по-вашему, в последнее время имеет более благоприятные условия для увеличения своих доходов, заработков?", 66% ответили: "Жулики, махинаторы".

На результатах социологических исследований сказалась как реальная практика становления нового богатого слоя нашего общества, так и отношение массового сознания к деньгам как к источнику всех зол. Другие факты: слабое развитие малого и среднего предпринимательства, бюрократические и криминальные препоны на пути их развития, отсутствие сильного среднего класса, страх общества перед идеей частной собственности на землю и участием иностранного капитала в российской экономике ("распродажа национальных богатств"), массовая неприязнь к негосударственным (частным), платным формам среднего и высшего образования… Низкий уровень экономического мышления российского социума неизбежно проявляется и в политической элите. Примеры на макросоциальном уровне — яростное сопротивление процессам демонополизации и реструктуризации "Газпрома" и РАО "ЕЭС". В обществе, уже перешедшем на рельсы рыночной экономики, идет дискуссия: платить или не платить за электроэнергию? Как в театре абсурда, экономические критерии подменяются моральными декларациями и идеологическими заклинаниями. К сожалению, у руля российской экономики зачастую находятся люди, не умеющие мыслить в категориях цивилизованной рыночной экономики.

Помимо России, ценности группы "Воплотителей" доминируют в Японии, Германии, Прибалтике, Испании, Польше, Западной Украине, в большинстве стран Азии и Африки, а ранее — в Древнем Риме, Спарте.

Бюрократизм, жестокое обращение с детьми, религиозное принуждение, национализм, аскетизм, преданность фирме или государству — все это и многое другое, что соответствует глубинным ценностям второй группы социотипов, имеет место в названных странах. Здесь мы опускаем вопрос об исторической эволюции и различиях между отдельными общностями.

3. Реформеры (FR, TP, PT, RF)

Основные социальные ценности третьей группы социотипов:

  • — ориентация на естественную природу человека и социума;
  • — общественные интересы;
  • — индивидуализм;
  • -деловитость;
  • — приоритет экономического расчета перед инструкцией;
  • — власть;
  • — сила;
  • — прибыль;
  • — прагматизм;
  • — модернизация и реформирование социальных систем;
  • — миссионерство;
  • — идеология "сегодняшнего дня";
  • — борьба с пороками социальной системы;
  • — свободная рыночная экономика;
  • — конкуренция без монополизма и криминалитета;
  • — экономика открытого типа;
  • — свобода выбора;
  • — демократическая власть;
  • — динамизм социальной жизни;
  • — "общество потребления";
  • — либерально-прагматическая система ценностей;
  • — терпимость к инакомыслию.

Интеллектуальные и психофизические ценности группы "Реформеров":

  • — динамичность;
  • — борьба;
  • — эгоизм;
  • — установка на обладание;
  • — смешение половозрастных ролей;
  • — комплекс "связанных рук";
  • — самодеятельность и инициатива;
  • — решительность;
  • — конкурентность;
  • — здоровый образ жизни.

Целесообразность формирования коллектива на основе третьей группы социотипов состоит в реформировании, профилактическом ремонте социальной системы, открытии перспектив для самодеятельности и проявления инициативы. Деятельность их приводит к бурной эволюции общественного развития. Во многом третья квадра сориентирована нате же ценности, что и первая. Однако начинают преобладать интересы дела над трудовым энтузиазмом и эмоциональным подъемом, на первый план выходят целесообразность и эффективность труда, достойная оплата за качество и профессионализм. Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных" началах" рассматривается как

беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. Всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. В третьей квадре предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособиям пайки. Самое нежелательное — это ограничение деловой активности.

Вместо военных переворотов в обществе "Реформеров" предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ, морального оздоровления социума. В этом обществе ведется поиск новых форм в промышленности и экономике, осуществляется переориентация на альтернативные экономические ценности, нацеленность на всестороннее реформирование и оздоровление социальной жизни [16, 298-300].

Слабые функции в структуре социотипов третьей группы — L, I, E, S. Это выражается в недооценке фундаментальной науки и теоретических исследований, в отрицании универсальных закономерностей, в недостатке эмоциональности и воодушевления, в некотором пуританизме в отношении секса…

Ценности третьей квадры наиболее прочно укоренились в США, кроме того, они получили распространение в Италии, Грузии, Израиле, Восточной Украине, Сибирском регионе России.

Главный критерий социальной стратификации — доход, богатство, собственность, экономический успех (индустриальное общество).

4. Перфекторы (Совершенствователи) (PS, RI, IR, SP)

Основные социальные ценности четвертой группы социотипов:

  • — трудолюбие;
  • — ориентация на естественную модель человека и социума;
  • — отзывчивость к моральным аспектам социальной жизни;
  • — стабильность;
  • — потребности конкретного человека;
  • — консерватизм;
  • — ориентация на традицию;
  • — добровольная кооперация;
  • — умеренный коллективизм;
  • — корпоративная собственность;
  • — территориальное управление;
  • — власть старейшин (меритократия);
  • — гуманно-трудовая система ценностей;
  • — экологическое общество;
  • — следование букве закона и протокола.

Интеллектуальные ц психофизические ценности группы "Перфекторов":

  • — заботливость;
  • — "обывательские" ценности;
  • — установка на бытие;
  • — страх пространственных ограничений;
  • — ориентация на жизнь в группах среднего уровня;
  • — трезвый реализм;
  • — рассудительность;
  • — реальный гуманизм;
  • — согласие;
  • — доброжелательность;
  • — альтруизм;
  • — любознательность;
  • — предпочтение науки перед религией;
  • — предпочтение нравственности перед наукой;
  • — культ знаний.

Целесообразность формирования коллектива на основе социотипов четвертой группы состоит прежде всего в существующей потребности в стабилизации, устойчивости и гармонизации отношений. Это достигается за счет приверженности старым, испытанным временем принципам и консервативной ориентации в сочетании с гуманизмом. Их миссия: доведение реформированной социальной системы до совершенства и стабильности. Этим "Перфекторы" готовят почву для зарождения новых социальных отношений [13].

Критериями социальной стратификации в сообществе "Совершенствователей" начинают выступать образование, мастерство, профессионализм. В зрелом социуме "Перфекторов" отчетливо видны черты информационного общества. Консервативная составляющая наиболее ярко выражена в деревенском сообществе.

Слабые функции в моделях социотипов четвертой квадры — Т, F, Е, L. Конкретные проявления: недоверие к инновациям, отставание в процессе внедрения новых форм (Т), недостаток принуждения и пробивных качеств (F), нехватка энтузиазма и веры в новое (Е),

недостаточная поддержка науки (L).

Ценности "Перфекторов" преобладают в Уральском регионе России, особенно в Башкирии, а также в Белоруссии, Англии, Австралии.

Социологическое и соционическое исследования проведенное Ассоциацией "Социон" в 2000 году в поселке Раевка и Альшеевском районе Башкирии подтвердили корреляцию между политическими ориентациями и доминирующими ценностями. Интегральный тип данных социальных субъектов соответствует консервативной и традиционной 4 квадре.

Таблица

Политические ориентации и квадральные ценности

Как видим, сила, власть и деньги для жителей Альшеевского района не являются доминирующими ценностями.

Итак, объединение из четырех социотипов, имеющих общие глубинные ценности, получило в соционике название квадры. В этой малой группе социона существует высокая степень внутреннего комфорта, поддерживается баланс социотемпераментов и царит согласие относительно коммуникативных приоритетов.

4. Группы социального прогресса

Квадры центральные (2 и 3) и квадры периферийные (1 и 4) движутся неодинаковыми стимулами. Центральные квадры имеют такие преобладающие стимулы как власть (преимущественно II квадра) и деньги (III). Периферийные интегрируются на основе ценностей познания (преимущественно I квадра) и гуманных отношений (IV).

  1. Правый центр: ЕТ, LF, FR, ТР. Группа отладки социальных систем. Стабильность и порядок.
  2. Левый центр: FL, ТЕ, РТ, RF. Группа реформ, развития бизнеса.
  3. Правая периферия: PS, RI, IL, SE: Общество будущего, информатизация и гуманизация.
  4. Левая периферия: IR, SP, ES, LI. Дает взгляд со стороны, осуществляет связь с другими соционами [9].

закон сменяемости квадр

А. Букалов и В. Гуленко открыли законы эволюции структуры обществ и этносов как информационных социальных систем. Ядром выступает закон сменяемости квадр (1988), который позволяет адекватно описывать и прогнозировать исторические и социально-политические процессы, происходящие в обществе.

Квадры как социально-политические группировки выполняют исторически различные миссии в обществе. Первая квадра (альфа) отличается наибольшим интеллектуальным и познавательным потенциалом, ее миссия — зарождение и распространение инноваций. Вторая группировка (бета) осуществляет внедрение и организационное обеспечение новых проектов. Третья (гамма) — ее социальная миссия заключается в критике и реорганизации

общественной системы на прагматических началах. Четвертая квадра (дельта) — завершает социальную эволюцию доведением реформированной системы до совершенства и стабильности [5].

В. Гуленко пишет: "Квадра — это устойчивая темпоральная группа социона, являющаяся носителем духа и основных ценностей той или иной исторической эпохи. Это значит, что входящие в нее социотипы проявляют однонаправленную социальную активность в один и тот же промежуток времени. Квадралы могут проявлять синхронную социальную активность, находясь на совершенно различных участках социума [8].

В любом социуме происходит объективный процесс структурирования времени — сменяемость квадр по определенной схеме:

Эта тенденция наиболее четко проявляется на большом временном масштабе социума. Примеры. Кризис боярского правления и распространение западноевропейского влияния в XVII в.? создание Российской империи Петром I ? эпоха дворцовых переворотов ? "золотой" век российского дворянства при Екатерине II.

Второй факт, приводимый В. Гуленко, вызывает возражение. Он выделяет такие фазы истории: распространение идей марксизма в Российской империи ? большевизм и создание советского государства ? перестройка и распад СССР ? ? Однако в истории СССР можно выделить 4 классических периода:

  1. Распространение идей марксизма;
  2. Установление диктатуры ВКП(б) — КПСС — 1917-1953;
  3. Реформы Н.С. Хрущева — 1953 — 1964;
  4. Стабилизация советской системы (эпоха "застоя" (1964-1985).

Иначе говоря, если бы инструмент социоанализа был бы известен в науке к середине 60-х годов, то можно было бы прогнозировать закат советского государства, то есть вступление его в последнюю, четвертую стадию своего развития. Что касается эпохи перестройки и гласности в период нахождения на Олимпе власти М.С. Горбачева, то до конца 80-х годов ее можно квалифицировать как этап доминирования 1 квадры (символ — А.Д. Сахаров). На границе 80-90-х годов наступило время группы социотипов "Воплотителей". С 1992

года начался процесс рыночных реформ ("Реформеры"). В 2000 году избрание президентом России В. Путина ознаменовало вступление постсоветской России в стадию гармонизации, консервации и стабилизации (аналог брежневской эпохи). Однако в недрах российского общества подспудно накапливается энергия отрицания, критики и недовольства. Дух четвертой квадры готовит наше общество к радикальным переменам, адаптирующим социальную систему к новым реалиям. Это произойдет через 10-15 лет (сроки могут меняться в зависимости от времени нахождения нынешней команды у власти).

В связи с этим я не согласен с точкой зрения В. Гуленко, которую, независимо от него развивает уфимский социоаналитик М. Адиев, что во всем мире и, в частности, в России, реально господствует социально-политическая группировка "Воплотителей", ненадолго уступающая власть группу "Реформёров". Здесь, как мне представляется, смешиваются два разных явления. Первое: степень социального влияния социотипов квадры Бета и их преобладание в политической элите. Второе: само развитие социума имеет свою неумолимую логику развития, которая неподвластна не; только личности вождя, но и мощным правящим группировкам, наподобие советской номенклатуры.

Пессимизм В. Гуленко и М. Адиева имеет под собой историческое обоснование: действительно, до сих пор человечество развивалось на базе ценностей второй квадры, причем с упором в отрицательный полдос. С другой стороны, в социальном развитии преобладают прогрессивные тенденции. Поэтому в чистом виде ценности второй квадры уже не действуют в современных индустриальных обществах, не говоря уже о тех, которые стоят на пороге перехода в информационную цивилизацию.

Импульс к качественным изменениям социальной системы возникает не только в результате внутриквадрой борьбы, но и вследствие воздействий со стороны трех других социально-политических группировок социона. Постепенно в развитых странах центр тяжести переходит на ценности 1,3 и 4 квадр. Кроме того, сам факт спиралевидного развития социума свидетельствует о прохождении всех четырех фаз развития.

И еще одно обстоятельство. Развитие таких стран как Германия, Испания или Япония доказывает, что, несмотря на то, что глубинные ценности интегральных социальных субъектов (типов) соответствуют жестким, закрытым централизованным социальным структурам, в жизни данных сообществ все более укореняются принципы

демократии, свободы слова и рыночной конкуренции, гуманизма и милосердия, открытого движения товаров, услуг, информации и людей. В условиях, когда множатся очаги информационной цивилизации, развитие социума ускоряется и все быстрее распространяются альтернативные идеи и ценности.

Наконец, сам В. Гуленко сформулировал обобщенный генетический закон: чередование квадральных ценностей как частный случай глобального закона четырех фаз. Любое явление структурно-хронологически может быть сведено к четырем фазам: зарождение — распространение — предельное напряжение — угасание [7, 22]. Следовательно, объективная потребность состоит в существовании не 1-2, а всех четырех основных ценностных групп в соционе и социуме.

Квадра Воплотителей раскалывается в условиях товарно-денежных отношений и нестабильности свободного рынка, порождаемых квадрой Реформеров. Весь патриотизм, героика и рыцарская романтика второй квадры рассеивается под натиском денег, бесконтрольной свободы [10, 51]. Ведущие социотипы второй социально-политической группировки (FL, ЕТ) приспособились к ценностям! новой эпохи — деловитость, прибыльность, динамичность, либерализм, индивидуализм. Поэтому в России рыночные реформы осуществляются под руководством социотипов группы Воплотителей (Б. Ельцин, В. Черномырдин, Ю. Лужков, Б. Березовский, Р. Вяхирев, Р. Абрамович, В. Путин…). Эту ситуацию В. Гуленко метко обозначил так; Воплотители среди Реформеров [10].

И представители группы Воплотителей, и социотипы группы Реформеров в 90-е годы допустили общую ошибку: недооценка степеней свободы человеческого поведения. Свободную волю человека игнорировали как сторонники жесткой власти, так и рыночные реформаторы.

Цикл реформы — контрреформы в Российской империи показывает, что позитивные преобразования у нас всегда блокировались сторонниками возврата в прошлое. В массовой психологии нет различий между Б. Березовским и В. Гусинским. Однако, лучше всего заметил существенное отличие сам Березовский: "К сожалению, Гусинского интересуют бизнес и предпринимательство, а не политика. Поэтому мы не нашли с ним общий язык".

Сегодня России остро необходимы люди дела, а не политиканы. Есть опыт, достойный подражания: в Китае компартия вводит рыночную экономику централизованными методами. Это дало высокие темпы экономического и социального роста.

Выход, таким образом, обозначен: объединить усилия II и III квадры ради прогрессивных преобразований, что расчистит путь для прихода IV квадры — эпохи совершенствования и стабилизации социально-экономической системы.

Итак, закон сменяемости социально-политических группировок постулирует неизбежность смены приоритетных ценностей и вскрывает основные направления объективного движения социума.