ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Печать

1. ИО Мираж

На пикнике

Первые функции находятся в отношениях погашения. В результате — недопонимание мотивов поступков. Целевая функция одного партнера взаимодействует с критической функцией другого (г-7), что приводит к блокированию деловых замыслов. Партнер часто не одобряет дел, которыми другой занимается с душой.

4-я функция партнеров эффективно поддерживается рабочей, операциональной функцией (4-8), причем это происходит в нужном дискретном режиме и в необходимой форме — делом.

Суггестируются манипулятивной функцией (3-5). Поэтому первоначальный интерес может смениться некоторым недоверием. Функция активации и физической поддержки обеспечивается решательной функцией партнера (2-6). Мобилизация происходит в необходимой, деловой форме и в комфортном, дискретном режиме.

При спокойном характере коммуникации партнеры ощущают комфортность. Общение не столько интересное, сколько полезное. Несогласие и споры могут возникнуть совершенно внезапно. Партнер может вмешиваться в дела без предупреждения. Дискуссии непродуктивны.

Информация партнера может развлечь, но редко годится для практики. В общении миражников демонстрируются элементы артистизма (спектакль). В этой паре партнеры не могут удовлетворить сущностные потребности друг друга. Взамен — суррогат: оптимистические подбадривания. Поведение другого воспринимается как задиристое, провоцирующее. При выполнении совместной работы партнеры могут делать друг другу большое количество критических замечаний, что снижает производительность их труда.

Миражные отношения расслабляют и расхолаживают партнеров. С партнером приятно отдыхать или обсуждать посторонние темы. Человек как бы расплывается, деконцентрируется, превращается в зыбкий мираж. Поэтому заниматься делами не хочется. Партнеры как будто играют в испорченный телефон. Такое общение со стороны может выглядеть весьма смешно.

Оба настроены критически к способностям друг друга, но размолвки непродолжительны.

Отношения проникнуты любопытством и тревожными предчувствиями, внутреннее состояние колеблется от чувства гармонии до злости к партнеру.

2. ИО Обратный заказ

Я помню чудное мгновение

Подзаказный поначалу преувеличивает способности заказчика, его функцию поведения (2), умение легко сделать то, к чему он стремится сам (3-8), стиль изложения его мыслей (1-8).

Приемник (контрактор) получает недостаточную поддержку от заказчика. Постоянно находится в ожидании помощи, против своей воли начинает заискивать перед заказчиком все больше и больше. Активация к действию недостаточна (3-6).

Контрактор преувеличивает достоинства заказчика. Со временем приемник начинает избегать заказчика или игнорировать его. В случае открытой конфронтации пострадавшей стороной может стать заказчик.

Общение тонизирует и мобилизует. Приемник критически относится к мнению и поведению заказчика.

Приемник готов быть полезным заказчику, но не знает, как это сделать^ чтобы не задеть самолюбие партнера, его этику.

Любые эмоциональные проявления со стороны заказчика мобилизуют волю приемника. В случае негативного развития отношений это может проявиться и как неприятие эмоций заказчика.

Когда контрактор видит, что заказчик занимается общественно-полезной деятельностью, ему хочется поддержать того в его начинаниях и посвятить себя делу заказчика.

Для заказчика существенным является переход от одной идеи к другой, а высказывание идеи — самодостаточным. Именно в лице контрактора заказчик обретает благодарного слушателя. С точки зрения приемника это взаимодействие является источником эмоциональной и творческой энергии.

Однако контрактору непонятно обычно, что надо конкретно делать. Выдаваемый заказ является не индивидуальным, а социальным. Со временем отношения могут перерасти в почти полное игнорирование

приемником заказчика. Переход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный. Как правило, в этот период заказчик и приемник становятся взаимозаменяемыми, одинаково представляют диаду во внешнем мире.

3. ИО Прямая социальная ревизия

Все на нервах

Контролера принципиально не устраивают идеи подконтрольного и его жизненные позиции. После установления контакта у контролера появляются существенные замечания и мысли, которые он сообщает подконтрольному.

В делах контролер находит понимание подконтрольного (2-1). Однако при обсуждении проблем сталкивается с непониманием и попытками уйти от обсуждения. Это связано, с тем, что целевая функция ревизора бьет в болевую точку партнера, причем в режиме изнуряющей постоянной загрузки и в словесной форме (1-4). Чем больше старается быть понятым, чем больше наносит ударов. Ответный удар наносится со стороны поведенческой функции, которая менее творческая и социально стереотипная, что несколько раздражает ревизора.

Взаимная связь скрепляется действием подревизного по своей 8-й функции на внушаемую функцию ревизора (8-5). Хотя форма и режим не вполне устраивают контролера, но эффект релаксации все же ощущается.

Инициатива контакта и его продление принадлежит .ревизору. Контролер — честь и совесть для партнера, кумир, к голосу .которого прислушиваются, так как он может решить проблемы "младшего", может их заострить или ослабить. Однако ревизор позволяет себе обсуждать вслух те темы, которые являются для другого больными, требует того, в чем партнер слаб, придирается к тому, в чем есть

потребность в свободе. Слова контролера воспринимаются подконтрольным как очень важные, в которых либо одобрение либо осуждение. Ревизор как бы постоянно следит за партнером, фиксируя внимание на слабостях и ошибках, поэтому кажется мелочным. Это отношения навязанной опеки или "строгая мать — непослушный ребенок". Неумный контролер сильно давит на нервную систему партнера.

Ревизору это интертипное отношение дает чувство собственной значимости и некоторого превосходства над партнером. Присутствует желание помочь своему подопечному, проявить заботу о нем.

Создается впечатление, что ревизор постоянно хочет выяснить, что и как делает подревизный. У последнего возникает впечатление, что за ним все время наблюдают, как за подопытным кроликом. Ревизор постоянно недооценивает подревизного, мысли и дела которого кажутся ему незначительными. Сначала это стимулирует, а потом выясняется тщетность усилий, ибо поучения и попытки перевоспитания не прекращаются. Ревизор, как правило, не обижается на партнера, а продолжает, несмотря на споры и сопротивление, дальше его воспитывать. На попытки уходить от контакта контролер отвечает тем, что в воспитательных целях пытается вразумить подконтрольного, упрекая его и взывая к его совести. Подревизный по мере возможности пытается вести себя независимо. Но это вызывает негативную реакцию со стороны контролера, поскольку тот .считает, что его требования и критика должны быть учтены. Поведение контролера может стать агрессивным — от ворчания до прямого силового давления.

Если подконтрольный не может уйти от прямого контакта, то оказывается в тяжелом эмоционально-информационном положении. Ему грозит депрессия, утрата оптимизма, снижение или потеря трудоспособности, нарушение душевного равновесия, вплоть до психического расстройства.

Если подревизный усваивает уроки "старшего" и его общественно-значимая работа достигает адекватного уровня (с точки зрения ревизора), тогда последний испытывает удовлетворение. Отношение отличается эмоциональной остротой и напряженностью.

Различают рациоревизию — удерживающую ревизию, и иррациоревизию — отклоняющуюся от планомерных действий ревизию.

4. Интертипное отношение Родственность

Мы с тобой одной крови

Совпадают нечетные функции. Родственные партнеры хорошо понимают образ мыслей друг руга, стремятся к компромиссу. При обсуждении проблем понимание есть, в делах — недопонимание.

Стимуляция консервативной функции происходит в приемлемом дискретном режиме ив подходящей, деловой форме. Обиды взаимны, со стороны кажется, что любят копаться в мелочах, взаимно цепляя друг друга.

Отношения активны, этому способствует действенное воздействие сильной рабочей (8-й) функции на мобилизационную партнера (8-6). Это воздействие не всегда удовлетворяет, ибо 8-й функции не хватает творчества, она действует стереотипно.

При формальном общении создается видимость полного понимания. При близких контактах после обмена информацией становится скучно. Возникает напряженность из-за неумения разрушить установившееся однообразие. В родственных отношениях трудно раскрыть себя. В совместных делах происходит взаимное вмешательство, так как партнеры руководствуются противоположными методами действия. В результате возможно снижение уважения друг у другу.

Отношения далеких родственников, соблюдающих законы вежливости и гостеприимства, но не желающих вникать в подробности ситуации друг друга. С течением времени такие беседы надоедают, так как создается впечатление, что человек берется за решение проблемы не с того конца или не в той последовательности и не желает стать на твою точку зрения. Поэтому партнеры часто стремятся к некоторой средней линии, компромиссу. Взаимное вмешательство в совместных делах.

В компании эти отношения значительно улучшаются, потому что

поведение партнера в контактах с другими людьми обычно очень нравится. В этом отношении "родственникам" есть чему поучиться друг у друга. Шансы на взаимообучение тоже есть, ибо речь идет о тренируемой словесно-поведенческой функции каждого из них.

Партнеры склонны обращаться друг к другу за советом. Друг другу они часто кажутся эгоистами, хотя напрямую таких претензий и не предъявляют.

Партнеры мгновенно улавливают общий ход мыслей друг друга и возможные особенности поведения. Стараются, по мере возможности, развлечь друг друга, научить и научиться у другого.

Партнеры могут вступить в силовую борьбу, но стараются не допускать беспредела. Трудно полностью доверять другому, любые его действия подсознательно настораживают.

"Родственники" считают своим долгом защищать один другого, помогать в структурировании пространства и информации. Однако это получается недостаточно эффективно, поскольку они не могут полностью открыться друг другу. Похожие внешне, внутренне очень различны.

Если эмоциональный настрой одного партнера положительный, то другой может что-то сделать для него. Партнеры стараются вдохновить друг друга, предоставляя один другому информацию о жизненным опыте.