1.2. Ресурсная концепция организационного поведения Печать

Социология организаций является обширным направлением исследований и разработок прежде всего в трудах западных ученых. Сейчас это направление развивается достаточно интенсивно с точки зрения раскрытия феномена "организационное поведение". Именно исследования и разработки организационного поведения все более оказываются в центре развития социологии организаций, что углубляет это направление и придает ему статус социопсихологической науки, выводя за пределы узкосоциологического подхода. К сожалению, в отечественной науке дисциплина "Социология организаций" еще только складывается. Но и в российских условиях ее становление в рыночных условиях хозяйствования возможно только на основе развития дисциплины "Организационное поведение".

В связи с этим представляется, что наступает новый этап в изучении самого феномена "организационное поведение". С одной стороны, уже совершенно ясна его предметная область, что демонстрируют американские исследования. С другой стороны, эта предметная область разрабатывается в отечественных исследованиях, и она во многом не совпадает с американскими подходами. Оказывается, что феномен "организационное поведение" является гораздо более многогранным. Его нельзя сводить только к американским моделям. Более того, этот феномен необходимо изучать на концептуальном уровне.

Глубинным предметом изучения организационного поведения являются мотивационные ансамбли работников: насколько они эффективны или нет и как ими управлять? Способом изучения этих феноменов может быть социопсихологическое моделирование ситуаций, которые представляют реально отображенные человеческие отношения в организации.

Такой подход возник из жизнедеятельности фирм, в которых я работал и топ-менеджером и консультантом. Работа в фирме помогла по-новому осмыслить то, что сегодня необходимо отечественным менеджерам высшего и среднего звена управления. Им не нужны искусственные и омертвленные знания, которые преподносятся традиционно в качестве научных теорий и рекомендаций, почерпнутых из книг. Им нужны живые, работающие модели организационного поведения. А для того чтобы эти модели заработали, их надо им "открыть" визуально. Поэтому разработка содержания организационного поведения осуществляется как серия "открытии" таких моделей слушателям. И делать это важно вместе с ними.

Но обучение таким "открытиям" предполагает использование определенной методики, т.е. "инструментария", который помогает

осуществлять "прорывы" в субъективный мир слушателей и вызывать живые отклики их сознания на те визуальные модели поведения, которые преподаватель демонстрирует им на доске. Именно эти модели видения и становятся для слушателей личностно-значимыми, поскольку их определенный набор помогает им понять, что же на самом деле происходит у них в фирме. Эта обратная связь постоянно подтверждается опросами слушателей, когда я предлагаю им письменно ответить на вопрос, в какой мере курс "организационное поведение" помог им осознать, осмыслить и переосмыслить поведенческие ситуации в фирмах на основе предложенных визуальных моделей.

Фрагменты опроса слушателей MBI Государственного университета управления помогают это понять.

"…Этот курс помог мне осознать наличие реального рабочего инструментария, эффективно диагностирующего состояние дел в организации. Во-первых, это экспресс-диагностика различных уровней руководства. Во-вторых, это возможность визуально отобразить происходящие процессы в организации для их обсуждения. В-третьих, это возможность эффективно прогнозировать развитие различных способов поведения в организации с целью их корректировки. Курс помог мне осмыслить понимание организационной модели лидерства в связке "руководитель — предприниматель — владелец", а также понимание того, как разграничивать эти роли с точки зрения компетенции, обязанностей и ответственности. Курс помог также переосмыслить реальную ситуацию в моей организации с позиции прогноза достижения поставленных целей".

Комаров Л. К. (2001)

"…Курс помог мне осознать, что знания по организационному поведению можно классифицировать, представляя в определенных блок-схемах, которые дают нам возможность реально оценивать ситуации в фирме, прогнозировать их, минимизировать неопределенность и искать пути дальнейшего управления ими. Курс помог осмыслить то, насколько важно знать эту методику и уметь оперировать ею, чтобы понимать природу организационного поведения. Он также помог переосмыслить основные подходы к управлению организацией, т.е. увидеть ее человеческие ресурсы".

Пшеничникова Е.Р. (2001)

Сущность ресурсной концепции организационного поведения состоит в следующем (см. рис. В.4).

Ресурсная концепция организационного поведения (РКОП) отрабатывалась прежде всего на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в процессе обучения трех групп будущих магистров (1999—2001). Обратная связь со слушателями, обучающимися в магистратуре, фиксировалась с точки зрения поэтапно-нарастающего процесса рефлексии: "ознакомление — осознание — осмысление — переосмысление". Мне важно было понять, что дает им мой курс "Организационное поведение" и как его можно улучшить на основе их оценок. Наиболее развернутые самоописания слушателей таковы (2001).

Рис. В. 4. Ресурсная концепция организационного поведения

Самоописание 1

"…На этапе ознакомления я обнаружила, что учебный материал подается в совершенно новой форме. Не предлагаются рекомендации по организационному поведению, а дается некий посыл, чтобы взглянуть на знания, которые мы приобретали ранее, по-новому: как на их основе развиваться самой и развивать других.

На этапе осознания я поняла, что все подходы к освоению этого курса очень практичны и гибки. Они идеально соотносятся с практикой и с моей работой в частности.

На этапе осмысления стала обнаруживаться концепция организационного поведения, хорошо сбалансированная теоретически, практически и методически на основе жизненного материала, полученного опытным путем. Я тогда поняла, как можно применять на практике ту управленческую теорию, которой я обладала. Курс "Организационное поведение" позволил настроиться на творческий подход к управлению. Методика курса четко определяет проблемы и "предлагает" способы выхода из проблемных ситуаций. В этом курсе самое ценное то, что он основан на российской традиции управления фирмами с учетом опыта российских менеджеров. Это ценно вдвойне.

Этап переосмысления проявился как соотнесение полученных базовых знаний с личным опытом их применения на практике. В курсе прекрасно представлены способы управления поведением работников в организациях.

В своей фирме я стала замечать то, что раньше интуитивно чувствовала, но не могла сформулировать из-за отсутствия инструментария".

Бантышева М.Б.

Самоописание 2

"…На этапе ознакомления с курсом "Организационное поведение" учебный материал вызвал заинтересованность методами изучения положения дел в фирме. Этот учебный материал существенно отличается от стандартных подходов к управлению. Мне стало интересно, как эти методики применяются на практике, какое влияние оказывают на эффективность работы, возможны ли какие-либо дополнения к этим методикам, как от них переходить к действиям.

На этапе осознания стало возникать понимание технологий реализации методик: на что направлены, какой аспект измеряется. Понравилось наглядное изображение техники измерений ситуаций организационного поведения. Стало более или менее понятно, как делать выводы, анализируя эти ситуации на конкретном материале, и как на основании этих выводов научиться переходить к действиям.

На этапе осмысления стало формироваться понимание того, как методики могут соотноситься с другими областями знаний. Прояснилось и то, каким образом можно увязывать методики видения с изменениями в различных областях организации.

На этапе переосмысления, я, наконец, осознал, что в центре организационного управления — живые люди со всем многообразием их качеств. И это изменяет все понимание происходящих процессов в организации. Получается, что предложенный инструментарий не противоречит другим взглядам, а органично переплетается с ними. Стандартные взгляды на управление во многом определяются получением конечных результатов деятельности на основе выполнения определенных задач работниками. Поэтому к ним относятся как к активу организации. В поведенческом подходе

акцентируется внимание на человеке: все задачи решаются на основе активизации "человеческого фактора". Таким образом, возможен двунаправленный анализ, позволяющий объемно представить жизнь компании".

Тарасов А. В.

Самоописание 3

"Мои впечатления от курса.

1. Ознакомление

На этапе ознакомления с курсом (первое летнее занятие) мне показался очень интересным сам подход к рассматриваемой проблеме. Более того, я никогда не полагала, что дисциплина "Организационное поведение" включает такие обширные проблемные области.

Подход к решению проблем выглядел простым, наглядным и в то же время действенным, эффективным.

2. Осознание

На данном этапе (после прочтения книги) произошло осознание того, что представленные подходы и модели имеют серьезные основы в области психологии, социологии и управления.

Осознание глубинности достаточно простых моделей еще больше убедило меня в том, что именно такой подход к решению проблем организационного поведения является наиболее эффективным.

3. Осмысление

После прочтения книги, а также после выслушивания комментариев лектора по поводу каждой модели, многообразных критериев оценки различных величин, отражающих ситуацию в организации, помимо интереса (который был вызван к ним на этапе осознания), их захотелось попробовать самой на практике, чтобы посмотреть, как они работают.

4. Переосмысление

Переосмысление произошло после того, как я применила модели и методы, описанные в книге "Организационное поведение", к анализу организационного поведения компании, в которой я работаю (ООО "госэкспертиза").

Именно тогда я наглядно убедилась в эффективности такого подхода. Подсознательно я и коллеги чувствовали определенные проблемы, но только теперь мы смогли в этом убедиться. И только теперь мы выяснили, что именно следует изменить.

А также хотелось бы отметить несомненную практичность курса. Его можно применять сразу же, не прорабатывая многих томов теории менеджмента.

Я бы хотела сказать, что считаю курс "Организационное поведение" необходимым для всех, кто обучается по специальности "Менеджмента, очень полезным, практичным. А также следует отметить возможность изменения моделей для каждой конкретной ситуации. То есть данный подход достаточно гибкий, что идеально подходит для консалтинга".

Гусева А. В.

Концепцию организационного поведения важно было понять и с тючки зрения ее приемлемости слушателями. Поэтому второй "сеанс" обратной связи с ними происходил на основе оценивания моего курса.

Слушатели отделения магистерской подготовки отвечали и на такие четыре вопросы: "В какой мере курс "Организационное поведение" оказался для Вас интересным? Насколько этот курс является практичным в применении предложенных методик? В какой мере он доступен для

понимания? Насколько этот курс необходим Вам для управленческого саморазвития?". Сводные результаты опроса группы по специальности "Деловое администрирование" (2001) показаны на рис. В.5.

Рис. В. 5. Оценка приемлемости курса "Организационное поведение" учебной группой: