Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 10. СТИМУЛЬНЫЕ ГРУППЫ Печать

"Все люди с определенного возраста начинают работать, независимо от того, хотят они этого или нет, нравится им работать, или не нравится. Работа необходима людям, для того, чтобы иметь возможность удовлетворять свои материальные и духовные потребности. При этом некоторые всю жизнь работают в одной организации, на одной должности, скромно выполняя свои привычные обязанности, другие, напротив, постоянно меняют место работы, стремятся сделать карьеру, продвинуться по службе, получить более престижную, высокооплачиваемую работу. Чтобы понять столь различное поведение людей в похожих ситуациях, полезно узнать о стимульных группах, или группах мотивации. Стимульные группы объясняют, какие факторы побуждают тех или иных людей к деятельности. Стимульные группы образуются при разбиении социона на экстратимов — интротимов и на сенсориков — интуитов. Таким образом образуются 4 группы: статус, благосостояние, уникальность, самодостаточность.

1. Статус. Это группа мотивируется к работе следующими стимулами: престижное положение в обществе, власть, влияние, успешное продвижение по службе, возможность карьеры, внимание и уважение окружающих. Эти социотипы всегда склонны быть в центре внимания, около половины руководителей предприятий относится именно к этой стимульной группе. Для них очень важны внешние символы успеха — просторные кабинеты с современной офисной мебелью и оргтехникой, шикарные машины, громкие должности. К этой группе относятся Политик (FR), Маршал (FL), Энтузиаст (ES), Администратор (PS).

2. Благосостояние. Для этой группы важными стимулами

являются хорошее материальное положение, комфортные условия работы. При этом в работе для них важно постоянство — неизменный круг общения, постоянные, привычные обязанности. От своей работы они ждут стабильной заработной платы, уверенности в завтрашнем дне. За счет этих социотипов формируется так называемый "средний класс". Еще Аристотель писал, что средний класс — основа стабильности любого общества. Если средний класс достаточно многочисленный и доволен своим материальным положением и жизнью в целом, такому обществу удается избежать конфликтов и социальных потрясений. Эту группу представляют Хранитель (RF), Посредник (SE), Инспектор (LF), Мастер (SP).

3. Уникальность. Стимулируются к работе тем, что ново, необычно, нестандартно, нетрадиционно, оригинально. Увлекаются новыми перспективными направлениями деятельности, науки, религии. В работе их привлекает необычность, увлекательность задачи, ее сложность, далеко идущие и масштабные последствия предлагаемых проектов. Они способны заглянуть в будущее, увидеть отдаленные, невидимые другим перспективы, и, как интуиты, впоследствии оказываются правы. Очень часто они выступают в роли первопроходцев, первооткрывателей, несут миру новые идеи, новые направления мысли. Многие люди не способны их понять, так как представители этой группы видят далеко вперед своего времени. К этой группе относятся Искатель (IL), Предприниматель (РТ), Наставник (ЕТ), Советчик (IR).

4. Самодостаточность. Эта группа включается в работу стимулом самоценности — то есть возможностью заниматься любимым делом. Эти люди не стремятся сделать карьеру, получить хорошую должность или более высокий оклад. Самое важное для них — заниматься тем, что интересно и значимо лично для них, в привычном для них ритме, чтобы их никто не торопил. У этих социотипов очень богатый внутренний мир, для них важно постоянное самосовершенствование, ради этого они готовы тратить свои силы. Их работа обязательно должна быть связана с интересующими их идеями, проблемами, задачами, тогда они будут работать с интересом и хорошими результатами. Конкуренция на работе их не интересует, это как правило скромные труженики, но надо признать, что представители именно этой группы разрабатывают самые глубокие теории и идеи. Это следующие социотипы: Лирик (ТЕ), Аналитик (LI), Критик (ТР), Гуманист (RI).

Социальное неравенство (стратификация) во многом коренится в

социально-типологических индивидуальных различиях. Высший слой (высший класс) главным образом представлен социотипами, которые наиболее чувствительны к стимулам социального престижа. Средний класс чаще всего включает в себя представителей социотипов, которые откликаются на социальные стимулы материального обеспечения, новые информационные технологии и инновации и изобретения. Низшие слои среднего класса и собственно низший класс с наибольшей степенью вероятности составят интуитивные интротимы.

Итак, разделение социона и социума на конкретиков и абстрактиков является биопсихоинформационной основой для вертикального расслоения и деления общества на богатых, средних и бедных. Однако в полной мере такая социальная схема действует только в традиционных и индустриальных обществах. В развитом информационном социуме, где высоко ценятся профессионализм, образование, интеллект и инновации (и соответственно вознаграждаются) интуитивные социотипы все чаще пробиваются на верхние социальные позиции.

Группы мотивации можно сопоставить со стимулами человеческого поведения по А. Маслоу. На физиологические потребности ориентируются сенсорные интротимы (S — типы), на потребность в безопасности — интуитивные интротимы (Т — типы), на потребности в признании и уважении — сенсорные экстратимы (F -типы), на потребность в самоактуализации — интуитивные экстратимы (I — типы)

По мнению В. Гуленко, социальная динамика проявляется, помимо прочего, в движении стимульных групп. Основатель социоанализа обозначил иерархию названных мотивов, которая срабатывает не абсолютно, а лишь в тенденции. В авангарде социального прогресса идут интуитивные экстратимы, от которых исходят основные инновации. За ними следуют интуитивные интротимы, которые поддерживают лишь безопасные инновации. Третьими подключаются сенсорные экстратимы ради социального престижа. И завершают цепочку сенсорные интротимы — наиболее ценящие текущее благосостояние социотипы (субпассионарии в терминах Л. Гумилева). В. Гуленко выстраивает следующий ряд: группа социотипов с доминирующим стимулом уникальность — группа самодостаточность — группа статус — группа благосостояние.

Закон групповой социальной динамики на примере сменяемости стимульных групп действует на микроуровне.

Литература

  1. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. — Новосибирск, 1995. — С. 111-113.
  2. Гуленко В.В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства //Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 2. — С. 25-26.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 10. СТИМУЛЬНЫЕ ГРУППЫ