Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

ТЕМА 16. ВАРИАНТЫ СОЦИОТИПОВ ЛИЧНОСТИ Печать

Опыт социодиагностики и эмпирических наблюдений показывает, что в пределах одного социотипа можно обнаружить наличие двух вариантов, или разновидностей этого типа, которые принято называть подтипами. Различия между ними проявляются во многом: в особенностях поведения, психологии, в походке, жестикуляции, мимике, особенностях телосложения и др.

Разработкой теории подтипов занимались многие соционики, в том числе В.Гуленко, В.Мегедь и А.Овчаров, С.Филимонов. В.Гуленко дал первые краткие описания 32 подтипов [5]. В.Мегедь и А.Овчаров составили более подробные и дифференцированные описания каждого подтипа.

Подтипы, по их мнению, являются столь же устойчивыми образованиями, как и типы, что дает основания считать их врожденными признаками личности.

Подтипы различаются усилением какой-либо одной из двух ведущих функций типа, то есть первой либо второй функции. Например, тип ЕТ (ЭИЭ. Наставник) имеет два варианта: подтип с усиленной первой функцией Е (этический подтип) и подтип с усиленной второй функцией Т (интуитивный подтип). При этом характеристика первого подтипа будет ближе к "чистому" типу, это и понятно: ведь’"первая функция, согласно модели А, сильнее второй Описания 16-ти типов, которые можно встретить в соционической литературе, чаще всего близки к характеристике этого подтипа. Усиление второй функции у второго подтипа относительное, а не абсолютное, в противном случае это был бы уже другой тип.

В результате смещения коммуникативного акцента на вторую функцию мы можем наблюдать "промежуточные", переходные типы, которые по неопытности можно спутать с другим типом. Поскольку первая и вторая функции типа противоположны по шкале экстраверсия-интроверсия (а также рациональность-иррациональность), то мы увидим, что наряду с ярко выраженными экстравертами или интровертами встречаются промежуточные варианты: более сдержанные экстраверты и более активные интроверты. Аналогично с признаком рациональность-иррациональность. В нашем примере ЕТ с усиленной Е действительно будет ярким экстравертом; Т-подтип же более сдержан и задумчив

(поскольку Т — функция интровертная), из-за чего его можно спутать с интровертом.

Интересен подход С.Филимонова к определению рациональности-иррациональности человека в зависимости от его подтипа. Он считает, что именно подтип, в его представлении — доминирование рациональной либо иррациональной функции независимо от места в модели А, — в большей степени определяет этот признак личности в жизнедеятельности человека [8] Тогда, согласно С.Филимонову, ЕТ (рациональный тип) с усиленной Т (иррациональной функцией) будет "в жизни" иррационалом. Такого же мнения придерживается Г.Шульман: "если перед нами в высшей степени рациональный ТИМ ЭСЭ, но подтип у него сенсорный [т.е. иррациональный - М.А.], то предсказать можно только полнейшую непредсказуемость его поведенческих реакций, несмотря на всю его рациональность. Человек логического подтипа СЛЭ [L-подтип. рациональный - М.А.] надежен, как железобетонное укрепление" 10] Однако, я думаю, С.Филимонов и Г.Шульман перегибают папку: при более пристальном и длительном наблюдении можно обнаружить, что усиление второй функции, без сомнений, относительное.

В.Гуленко предложил называть подтип с усиленной первой функцией терминальным, а с усиленной второй — инициальным [5], и дал им следующие характеристики.

Терминальный подтип относительно медленно включается в новую работу, но устойчив и упорен в завершении начатого. Он чаще приводит дела в равновесие, более эффективен на заключительной стадии решения проблемы.

Инициальный подтип переменчив в целеполагании, быстро переходит от размышления к действию, но легко может оставить дело на полдороге. Он легче включается в работу, чем завершает ее; чаще придает делу новый оборот, выводя его из состояния равновесия, и отличается высокой эффективностью деятельности в начале решения какой-либо задачи.

Инициальные экстраверты более самоуглублены и импрессивны, чем их терминальные собратья. А инициальные интроверты — не столь сдержаны и холодны, как терминальные.

В.Гуленко отмечает, что возможности инициаторов шире, чем терминаторов, но эта "несправедливость" устраняется тем, что первые совершают гораздо больше ошибок, чем вторые [5]. Добавлю, что исправление ошибок терминальных типов обходится дороже, чем ошибки инициальных типов.

Терминальным и инициальным подтипам В.Гуленко можно поставить в соответствие типы с акцептной и продуктивной реализацией согласно концепции С.Филимонова. Последний вводит понятие основного состояния (доминирования). Аспекты основного состояния более нагружены, активнее работают, на реализацию именно этих аспектов ориентирован индивид [8].

При акцептной реализации типа выделенными являются акцептные (первая и третья) функции. Такие индивиды менее конфликтабельны, более уверены в себе; их четвертая (болевая, МНС — "место наименьшего сопротивления") функция более защищена, она превращается в зону игнорирования: снижается болезненность самооценки по этому аспекту. Они более "дуализированы".

При продуктивной реализации типа имеет место ориентация на продуктивные функции (вторую и четвертую). Вторая функция используется в роли основной доминанты. Такие индивиды более конфликтабельны, менее уверены в себе, их МНС (четвертая функция) более уязвима.

Единственное, с чем я не могу согласиться, это с тем, что "акцептные" подтипы менее конфликтабельны, чем "продуктивные". Скорее, наоборот, но об этом ниже.

Осталось упомянуть и кратко рассмотреть концепцию подтипов В.Мегедь и А.Овчарова [7]. В соответствии с ней подтипы представляют собой вертикальные типы ИМ (информационного метаболизма) со ступенчатым смещением в нижнем кольце модели А (вследствие компенсаторных механизмов). То есть у подтипа с усиленной первой функцией (терминального, по В.Гуленко) оказываются "выделенными" (усиленными), кроме первой, четвертая (болевая), а также пятая и восьмая функции. Инициальный подтип отличается усиленными второй, третьей, а также шестой и седьмой функциями. На схеме изображены верхние кольца модели терминального (слева) и инициального (справа) подтипов типа ЕТ. В рамках — усиленные функции.

Мы видим, что у терминатора усилен инертный блок верхнего кольца модели А, у инициатора — контактный блок. Исходя из этого хочу предложить различать "инертную" и "контактную" реализации

типа (подобно выделению С.Филимоновым "акцептной" и "продуктивной" реализации). Функционирование инертных функций отличается вязкостью, неповоротливостью, принципиальностью, оно трудноперестраиваемо и стабильно. О.Слинько называет инертные блоки "внутренним стержнем" личности. По инертным функциям человек требует услуг от других и больше накапливает, чем расходует (расход — только плановый).

Контактные же функции пластичные, приспособляемые, их функционирование отличается импульсивностью, реактивностью, изменчивостью, неуверенностью, отсутствием жесткой линии, принципов. По контактным функциям человек склонен делать мелкие услуги (советы, поступки, эмоции) при первом же требовании — для того, чтобы заслужить признательность, уважение, любовь.

Согласно В.Гуленко [4] при коммуникации с первой функции вторгаются в чужие дела с минимальными объяснениями. Партнеры не склонны уступать друг другу, обостряя напряжение за счет того, что предпочитают решать вопрос либо с позиции силы, либо вообще разорвать отношения. Это соционическая аналогия жизненной позиции (по Э.Берну) Я+Ты -положительная оценка себя, отрицательная оценка другого.

При коммуникации со второй функции индивид готов к обсуждениям и уступкам для урегулирования возникающих противоречий. Соционическая аналогия жизненной позиции Я-Ты+.

Помимо всего вышеописанного хочу предложить следующие соответствия различных психологических и социально-психологических дихотомий признаку терминальность-инициальность. Для удобства названия подтипов сокращены: Т и И.

Самооценка. Может быть завышена у Т, и занижена у И. При завышенной самооценке для личности характерны подчеркивание своих достоинств, высокомерие, пренебрежение к другим, категоричность суждений, безапелляционность; чрезмерная обидчивость либо игнорирование даже серьезной критики, острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает представление о себе, при неуспехе — обвинение других, а не себя.

Заниженная самооценка проявляется в чрезмерной зависимости от других, несамостоятельности, робости, неуверенности к себе, заниженном уровне притязаний. Такие индивиды бывают чрезмерно критичны и очень требовательны к себе.

Форма поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу [2]. Т проявляют напористость, в большей степени внимание к своим

интересам, нежели к интересам других людей, склонны к конкуренции. И же более склонны к кооперации и приспособлению — принесению в жертву своих интересов ради интересов другого.

Локус контроля по Дж Роттеру [9]. Для Т характерен в большей степени интернапьный локус контроля — вера в возможность самому контролировать свою судьбу (но может перейти в экстернальный при неуспехе). "И свойствен экстернальный локус контроля: судьбу определяют посторонние силы или случай (может стать интервальным при неудаче).

Поведение в группе по Лири [I]. Т — доминирование, агрессия: навязывание своей позиции, несговорчивость при любых попытках агрессии, конфронтация; большая независимость мнения, упорство в отстаивании собственной точки зрения. И — конформизм, дружелюбие: предпочтение согласования позиций, преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Я-концепция по С.Китаяма, Х.Маркус [б]. Т - независимая Я-концепция: индивидуализм (Запад), значимы личные достижения и успехи, личные права и свободы; не одобряет конформизм; лозунг "Будь верен самому себе". И — взаимозависимая Я-концепция: коллективизм (Восток); значимы групповые цели и солидарность, общественные обязанности и взаимоотношения; не одобряет эготизм; лозунг "Никто из нас не остров".

Стратегия развития личности по В.Васильеву [3]. Т -актуализация: более эффективная самореализация; более уверены в себе, удовлетворены своей деятельностью; внутренние конфликты минимальны, более вероятны внешние конфликты, неуживчивость (зато внутренняя стрессоустойчивость). И — адаптация: приспособление к эффективному общению со всеми окружающими; личность более комфортна по отношению к окружающим, эмоционально сдержанна, склонна к компромиссам, но внешняя устойчивость достигается ценой внутреннего перенапряжения, внутренних конфликтов; дефицит самореализации и, вследствие этого, снижение самоуважения.

Итоговая таблица:

Литература

  1. Альманах психологических тестов. М., 1996. — С.353.
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб, 1996.-С.357-359.
  3. Васильев В.Н., Рамазанова А.П.., Богомаз С.А. Познай других -найди себя (Лекции о психологических типах и их отношениях). Томск, 1996.-С.107-111.
  4. Гуленко В.В, Критерии взаимности. Киев, 15.07.1992.
  5. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск, 1995.-С.73-86.
  1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. — С.71-73.
  2. Мегедь В .В. Совместимость типов на разных уровнях общения. //Соционика, ментология и психология личности. №3, 1996. — С.46.
  3. Филимонов С.В. Признак рациональность-иррациональность в соционике, или о двух типов в типе. // Соционика, ментология и психология личности. №2,1997. — С.36-42.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997, — С.419-421. Ю.Шульман Г. А. Картина интертипных отношений.// Соционика, ментология и психология личности. №1, 1998. — С.53-54
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ ТЕМА 16. ВАРИАНТЫ СОЦИОТИПОВ ЛИЧНОСТИ