Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

ТЕМА 15. СОЦИОТИПЫ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ Печать

16 социотипов различным образом воспринимают действительность, что определяется различным расположением психологических функций в социомодели личности. В каждом из четырех горизонтальных блоков социомодели по две функции, первая из которых является информационным входом, вторая — информационным выходом. Все первые (т.е. 1-я, 3-я, 5-я и 7-я в социомодели) функции в блоках Аушра Аугустинавичюте назвала акцептными, вторые (2-я, 4-я, 6-я и 8-я) — продуктивными. В [1] она дает их сравнительную характеристику.

Акцептный элемент модели А (социомодели) "отражает, фотографирует, репродуцирует действительность". Продуктивный "выдает продукцию, т.е. субъективную реакцию на объективное, отражаемое акцептным элементом" [1], это не отражение объективного мира, а мнение, проекция, это отклик, реакция на информацию с акцептного элемента. "Акцептные элементы в основном используются для сбора информации, а продуктивные для ее обработки" [2].

Однако, продуктивные элементы не только продуцируют, но и, в меньшей степени, отражают действительность. Каждый элемент и репродуцирует, и продуцирует, но в акцептном элементе преобладает восприятие, репродукция, в продуктивном — продукция, творчество.

По одному из определений, "восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [11]. Чаще всего говорят о пяти органах чувств, или пяти сенсорных системах (каналах): это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. На разных уровнях сознания участвуют все сенсорные системы, но какая-то одна доминирует.

Согласно социомодели личности, функции верхнего кольца сознательные, функции нижнего — в большей степени бессознательные. Тогда 1-я и 3-я функции социомодели оказываются сознательными информационными входами, а 5-я и 7-я — бессознательными. По сознательным функциям человек удерживает процесс или объект в центре, а не на периферии своего внимания, отдает себе отчет в том, что происходит [3].

Акцептные функции рациональных социотипов — дробные, дискретные (расчлененные): Р, L, E, R. Националы лучше

воспринимают информацию, если она "подается" дискретно, последовательно, порциями, в частности, это речь -последовательность следующих друг за другом слов и предложений. Акцептные функции иррационалов — целостные (континуальные): I, Т, F, S. Естественный для них режим восприятия — целостный. Поэтому иррационалам очень трудно воспринимать речь без дополнительных раздражителей зрительного или кинестетического сенсорного канала [5].

Р.К. Седых предложил названия 16 социотипов в соответствии с их НЛП — характеристиками [12]. Это четыре группы типов: "визуалы" — IL, FL, FR, IR, "аудиалы" — LI, LF, RF, RI, "кинетики" (двигательная кинестетика) — ES, ET, PT, PS и "тактилы" (тактильная кинестетика) -SE, ТЕ, ТР, SP. А.В. Букалов замечает, что все эти наименования основаны на непроверенных гипотезах Н.Р. Якушиной и опровергнуты другими исследователями [14].

Предполагаю, что несоответствие обнаружено было вследствие ошибочного отождествления "визуалов", "аудиалов" и т.д. в системе Н.Р. Якушиной с "визуалами", "аудиалами" и т.д., описываемыми в НЛП. В последнем речь идет, как правило, о репрезентативных системах, Н.Р. Якушина имела в виду входные каналы. Соотношение между входным каналом и репрезентативной системой такое же, как между акцептной функцией и продуктивной. (В некоторых пособиях по НЛП входной канал и репрезентативная система вообще не разделяются [7, 13]).

По данным В. Гуленко, ментальный процесс у иррационалов построен по схеме "вижу — слышу", т.е. воспринимает информацию визуальный канал, а представляет сознанию и обрабатывает аудиальная репрезентативная система (внутренний диалог). Рационалы воспринимают и представляют информацию по обратной схеме "слышу — вижу": для приема информации используют аудиальную систему, для ее обработки — визуальную репрезентативную систему. "Рационал не вызовет в голове нужную картинку, пока не произнесет внутренне словесную команду, а иррационал не сможет нормально вести внутренний диалог, пока зрительно не представит предмет обсуждения" [5].

В. Гуленко также описывает четыре перцептивные группы социона (или группы восприятия) [6]. Это социотипы с преимущественным АУДИАЛЬНЫМ каналом восприятия (LI, LF, RF, RI), ВИЗУАЛЬНЫМ (IL, ТЕ, ТР, IR), КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ (SE, FL, FR, SP) и РЕЧЕВЫМ (ES, ET, PT, PS).

АУДИАЛЬНО-воспринимающие типы лучше и легче всех воспринимают информацию на слух. В школе это самые дисциплинированные и послушные ученики (рациональные интроверты). При этом, если для логиков (LI и LF) важно, ЧТО сказал человек (слух семантический, смысловой), то для в (RF и RI) важно, КАК сказал (слух эмоционально окрашенный), они всегда обращают внимание на состояние говорящего и не могут долго воспринимать информацию логически от слишком эмоционально говорящего.

"ВИЗУАЛЬЩИКИ" склонны выделять получаемую информацию разного рода подчеркиваниями, цветовыми оформлениями и др. Среди них особенно много любителей чтения, и они часто эрудированы (особенно ТР — "ходячая энциклопедия", а также IL). Для них характерно ассоциативное восприятие: одна деталь воспринимаемой картины вызывает целостный идеальный образ, у них все связано со всем.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ типы лучше воспринимают информацию тогда, когда движутся, манипулируют предметами и вовлечены в практику. Их восприятие коммутативное, предметно-переместительное: они имеют привычку перекладывать предметы с места на место. В быту много вещей, но они слабо упорядочены. Они воспринимают мир наиболее реалистично, четко и конкретно. Для школьников с кинестетическим восприятием сидеть на уроке не ;шелохнувшись — непосильно.е мучение. Им необходимо много двигаться, постоянно переключаться, знакомиться с большим количеством предметов и людей.

"РЕЧЕВИКАМ" важно выговориться, выступить, оспаривать л обсуждать получаемую информацию. Они большие любители поболтать. Сенсорики (PS и ES) более послушные и дисциплинированные (хотя PS бывает очень настроен на спор), чем интуиты (РТ и ЕТ). У PS и ES, кроме того, самая лучшая зрительная память. ЕТ самый "продуктивный" в искусстве, литературе, гуманитарных науках, РТ — в науке (прикладной).

Сопоставляя соционику с НЛП, необходимо отметить, что соционика выделяет 8 (как минимум) каналов восприятия в отличие от 3(4) в НЛП. Восьми социофункциям найти соответствия становится возможным, если учитывать субмодальные различения внутри каждой из трех основных модальностей восприятия: визуальной, аудиальной и кинестетической. Л. Пименова [10] проводит такие параллели:

S — осязание — тактильные ощущения (холодно, горячо, больно,…);

  • F — зрение — цвет (красиво, ярко,…);
  • Т — вибрация — время (быстро, медленно,…);
  • I — обоняние — запах (ароматный, зловонный,…);
  • L — вестибулярный аппарат — положение в пространстве (вверху, справа, …);
  • Р — кинестезия, мышечная система — движение (неподвижно, изменчиво, статично,…);
  • R — скелетный аппарат — давление, вес (легко, тесно, давит,…);
  • Е — слух — звук (громко, тихо,…).
  • У других авторов можно найти иные варианты. Сведем некоторые данные в таблицу:

Как видим, единого мнения нет.

Вопрос о соотношении соционики и НЛП, социофункций и репрезентативных систем требует дальнейшего, более глубокого и тщательного изучения исследователями и практиками процессов восприятия и мышления человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аугустинавичюте А. Социон, или основы соционики / Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. — М.: СПб, 1998.
  2. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-логического экстратима//Соционика, ментология и психология личности. 1997. №1.
  3. Гуленко В.В. Архетипическая трактовка модели психики в

соционике / Соционика, ментология и психология личности.. 1998. № 2.

  1. Гуленко В.В. Насколько прочны основания соционики. Онтология коммуникативных функций // Соционика, ментология и психология личности. 1998. №3.
  2. Гуленко В.В. Типологическая целостность социона. — Киев, 1993.
  3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе //Соционика -межвозрастной педагогике. — Новосибирск, 1997.
  4. Льюис Б.А., Пуселик Р.Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. — СПб., 1995.
  5. Мегедь В.В. Наука общения // Соционика, ментология и психология личности. 1998. №3.
  6. Панченко Т., Панченко А.Л. Эниосгапь.
  7. Пименова Л.В. Сенсорно-логический интроверт глазами сенсорно-логического интроверта // Соционика, ментология и психология личности. 1996. №2.
  8. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  9. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. — М., 1994.
  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.
  11. Филимонов А.В. О соционических тестах, входящих в систему SOCIOTEST 2.1. // Соционика, ментология и психология личности. 1997. №4.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ ТЕМА 15. СОЦИОТИПЫ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ