Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

2. Тип личности и интегральный тип социума. Печать

Понятие "социальный тип" имеет два толкования. В узком понимании это отражение социально-психологической структуры отдельной личности. В широком толковании социальный тип — устойчивая структура информационных систем разного уровня — от индивида до макросоциума. Под этим углом зрения можно говорить о социальном типе малых и больших групп, организаций, государства, жителя конкретного города (деревни). Взаимодействие индивидуальных типов с интегральным типом социума может быть благоприятным, нейтральным или напряженным. Тоже относится и к взаимодействию обобщённых типов микро- и макрогрупп. Нетрудно предположить, что индивиды и группы определённых типов находятся в дискомфортных условиях и получают более низкую степень социального признания, чем заслуживают в соответствии с количеством и качеством своего труда, с реальным вкладом в духовный и экономический потенциал общества.

Нахождение в социальной среде, не дающей должного одобрения и поддержки, негативно сказывается на психосоматическом здоровье человека. Придирчивость и критичность окружающего социума ещё более опасны для индивидуальной психики и препятствуют реализации личностного потенциала. Наиболее типичное следствие обозначенного социального конфликта — низкая самооценка индивида, подсознательное ожидание критики со стороны всех, с кем бы он ни вступал в контакт. Хотя самооценка формируется и складывается в семье и других микрогруппах, влияние макрогрупп достаточно велико.

Влияние социальных стереотипов можно показать на большом числе фактов. Допустим, в обществе существует стереотип: дети должны подчиняться родителям, а в семье должна быть строгая дисциплина, власть отца. Дети определённых типов отличаются спонтанностью поведения, им трудно даётся порядок в доме и дисциплина в школе. Родитель данного ребёнка может считать себя неполноценным, ибо "взбалмошное" дитя порождено им. Низкая самооценка родителей оказывает пагубное воздействие на самооценку ребёнка. Возникает напряжённость, ибо родитель, как правило, будет выражать своё недовольство, стремиться установить в семье режим строгости с целью изменить "ненормального" ребёнка, перевоспитать его. Результат часто бывает обратным ожидаемому и неизбежно проявляется в ожесточении сторон, усугублении их слабых качеств.

Другой факт связан со стереотипами "мужественности" и "женственности". Если индивид имеет структуру личности, несовместимую со стереотипным представлением о мужчине (женщине), то он испытывает определённые неудобства. Мужчина вынужден зачастую подавлять естественные для себя качества, такие, как нежность, заботливость, сочувствие, чтобы выглядеть "настоящим мужчиной", а женщина, напротив, стремится подчеркнуть свою женственность, надевает на себя маску, скрывающую её подлинное лицо.

На уровне мегаобщества ("человеческого сообщества в целом") имеет место бессознательное подражание народам тех стран, которые лидируют по объёму экономического и военного потенциала. Однако повторить достижение в разных сферах жизни невозможно, ибо для этого нужна, как минимум та же степень финансовых возможностей. Так, европейское кино попыталось скопировать американское и проиграло. Сегодня тот же соблазн владеет частью российских кинематографистов и деятелей других видов искусства. Соревноваться в техническом обеспечении киносъёмки с Америкой бессмысленно.

Нужно делать упор на свои национальные духовные ценности, свои проблемы — именно это привлечёт не только отечественного, но и зарубежного зрителя.

Неразумное подражательство проявляет себя не только в культуре, но и в экономике. Достаточно напомнить, о том, что реформы Ельцина-Гайдара базировались исключительно на американской экономической концепции, а теории экономистов других стран были проигнорированы.

Разделение всех стран на богатые и бедные, на развитые и развивающиеся даёт повод для разделения народов на "передовые" и "отсталые". Российскому менталитету всегда была свойственна некая смесь самовозвеличивания и самобичевания. Объяснить двойственность самосознания можно из того факта, что наша страна состоит из двух противоположных сущностей: Москва и остальная Россия. Москва — это не просто государство в государстве, но и чрезмерное сосредоточение власти, богатства, культурного и человеческого потенциала в ущерб другим областям и регионам. Поэтому Москва концентрирует и во многом сама инициирует социальные мифы об особой миссии России в истории, утопических представлений о превосходстве над другими народами, о праве повелевать или вершить их судьбу. В советскую эпоху именно из столицы инициировались представления о скором пришествии "светлого будущего коммунизма", а сегодня мы слышим обещания о том, что в недалёком будущем нас ждёт "капиталистический расцвет" или возврат в мифический "золотой век". Чем дальше от Центра, тем менее претенциозными выглядят проекты будущего.

Поскольку Москва неразрывна с Россией, а последняя воплощает и отличные от Москвы представления о себе, то "комплекс превосходства" сплетён воедино с "комплексом неполноценности". Гибрид богатой Москвы и бедной России порождает социальные прожекты о построении коммунизма за 20 лет и военной авантюры, подобной чеченской. Кремлёвские стратеги невольно отождествляли уровень жизни в столице с уровнем жизни в остальной части страны. Бремя же военных авантюр всегда несли на себе прежде всего нестоличные жители, а московская политическая и экономическая элита издавна умела перегонять кровь в рубли и доллары.

Таким образом, в современном расколотом мире господствует мировоззрение, согласно которому только военно-экономическое могущество обеспечивает достоинство нации. Нетрудно заметить, что только США могут ощущать себя в современном мире подлинно

самоценной нацией. Самолюбие западно-европейских наций ущемлено присутствием американских войск, преобладанием американских товаров и культурно-информационным империализмом, при котором даже индустриально развитые народы не в состоянии противостоять американскому молоху. Положение России в геополитическом плане после распада СССР и в связи с расширением НАТО является ещё менее завидным. Политическая элита стран Восточной Европы, бывшего СССР и России не считает свои народы самоценными. Отсюда и стремление спрятаться под натовский ядерный зонтик, и попытки восстановить российскую империю, и вестернизация культуры, и "кокаколизация" потребительского рынка, и назойливые сравнения с американскими жизненными стандартами.

Взаимодействие самосознания больших и малых социальных групп и индивида можно представить в виде следующего ряда: самоценность человеческого рода — самоценность общества (народа) — самоценность организации — самоценность микрогруппы — самоценность социотипа — самоценность личности. В этом ряду частное зависит от особенного и общего. Человечество как самоценность, как системное гармоничное образование пока не сформировано. Различия между "Севером" и "Югом", "Западом" и "Востоком" достаточно велики, а наличие военных блоков и нескончаемых международных конфликтов только подтверждает высказанную мысль. Это самая глубинная и самая общая причина постоянного воспроизводства людей с низкой, самооценкой. Было бы методологически неверным эту проблему рассматривать только на уровне малой группы и, тем более, на уровне индивида. На личностном уровне эта проблема не решается, хотя популярная психологическая литература уверяет нас в обратном.

Применительно к России надо заметить: до тех пор, пока у нас будет "одна Пугачёва", "один Кобзон", на которых мы должны равняться и которым должны подражать все остальные, мы не обнаружим уважения прав и достоинства личности. Итак во всех областях жизни глобальная экономическая монополия Москвы перманентно порождает массу более мелких и частных монополий на местах и во всех сферах социальной действительности. Самый ходовой приём современных манипуляторов сознанием — утверждение о том, что "у нас нет альтернативы". В этих словах — развенчание ценности не только отдельных людей, но и целых больших групп. Такая социально-политическая позиция конфликтна по своей внутренней сути и противоречит общемировой тенденции развития массового общества. Монополия сковывает экономическое развитие и рождает

социальные конфликты.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ 2. Тип личности и интегральный тип социума.