Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма - продолжение
Индекс материала
Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма
продолжение
продолжение
продолжение
Все страницы

 

В ходе переговоров нередко можно встретиться со спекулятив­ными приемами тактики уловок. К таким приемам относятся:

«Хороший партнер — плохой партнер». Оппоненты на пере­говорах разыгрывают мизансцену, в которой один занимает жест­кую, непримиримую позицию, а его «сотоварищ» изображает некую неловкость, растерянность и даже огорчение и в конце концов вступает в разговор с упреками в адрес своего напарника за такую жесткую, не совсем правильную позицию, а обращаясь к вам, как бы извиняясь за своего партнера, доверительно пред­лагает те же условия, но с мизерной и совершенно несуществен­ной скидкой. Уступка выглядит почти как подарок или вежливое одолжение, которое воспитанный человек просто не имеет права не принять.

«Дискредитация партнера». В том случае, когда оппонент не может опровергнуть проверенную вами аргументацию, он может попытаться поставить под сомнение вашу личность или, по мень­шей мере, сделать так, чтобы вы почувствовали себя уязвленным. Он ждет с вашей стороны импульсивных, непродуманных мер и намеренно выводит вас из равновесия. Набор объектов в этом случае довольно широк: от «невинных» замечаний относительно вашей одежды, внешнего вида или социального происхождения, «со­чувствий» в связи с имеющимися или возникшими у вас пробле­мами и до прямого оскорбления.

«Анекдот». Этот тонкий спекулятивный прием заключается в остроумном суждении или замечании, сказанном оппонентом в удобный для него момент, что может вывести вас из равновесия и разрушить логику проводимых доказательств.

«Стрессовая ситуация». Этот прием направлен на то, чтобы собеседник постоянно чувствовал себя неудобно, испытывал внут­реннее беспокойство и желание как можно быстрее завершить переговоры, даже путем уступок. Для создания такой ситуации собеседника могут поместить в комнату с плохой освещеннос­тью, высокой или, наоборот, низкой температурой, в очень шум­ную комнату, неудобное кресло и вызвать этим ощущение внут­реннего дискомфорта и т.п. В ходе беседы будут избегать встре­чаться (обычные эксперименты подтверждают неприятные ощущения, которые многие испытывают при использовании этого приема, причем некоторые даже не могут установить причину беспокойства).

Как же поступать в этой обстановке? В первую очередь выявите источник напряжения и беспокойства. После этого попытайтесь ответить на вопрос: является ли случайной ситуация, в которой вы оказались, или она преднамеренно создана другой стороной в корыстных целях? Когда вы сделаете вывод, что окружающие об­стоятельства могут нанести ущерб переговорам, не колеблясь, скажите об этом оппонентам. Вам следует настоять на том, чтобы перейти в другую комнату или собраться в другое время.

«Рассчитанная отсрочка». В этом случае пытаются создать препятствия для успешного ведения переговоров и затягивают при­нятие решения. Довольно часто одна из сторон пытается отложить соглашение, пока для нее не наступит более благоприятный мо­мент. Она начинает просто тянуть время, задавая уже отработан­ные вопросы и требуя разъяснения по мелочам. Затем проявляет видимую активность и предлагает встречные предложения. Тут же могут произноситься лишенные всякого смысла речи (кстати, их готовят, как правило, заранее). Существуют и целые процедурные методики затягивания принятия решения. Одна из них представ­лена в табл.

«Вопросы-капканы». Прием сводится к применению предпо­сылок, направленных на одностороннее рассмотрение проблемы и «закрытие горизонта» для выбора различных вариантов ее реше­ния. Многие из них носят эмоциональную направленность и рас­считаны на внушение. Эти вопросы делятся на четыре группы.

Альтернатива — вопросы, при помощи которых оппонент максимально ограничивает ваш выбор, оставляя только один, по принципу «или-или». Например: «Надо ли мне на следующей неделе обращаться в арбитражный суд или к концу этого месяца вы ликвидируете все долги по льготным кредитам за прошлый год?»

Вымогательство — вопросы типа: «Эти факты вы, конечно, признаете?» или «Статистические данные вы, безусловно, не от­рицаете?» и т. п. Такими вопросами оппонент пытается получить двойное преимущество. С одной стороны, он стремится убедить

Процедуры затягивания переговоров

Процедуры

Цель действий

Уточнение предложения

Вернуть предложение автору для доработки

Изучение предложения

Оттянуть принятие решения насколько возможно

Проверка полезности

Включить в соглашение заведомо спорный вопрос, после чего передать экспертам

Консультация с узким экспертом

Отложить решение до заключения узких специалистов

Консультация со специалистами разного профиля

Пустить согласование по кругу

Детализация предложения

Вместо требуемого по существу соглашения принять несколько других очевидных решений

Передача предложения более компетентным лицам

Заручиться авторитетным мнением сверху

Оценка применимости к другим задачам

Заменить новое предложение старым, давно согласованным

Обобщение на перспективу

Повернуть дело так, чтобы в решение были включены новые вопросы, требующие уточнения

Постановка новой проблемы

Принять расплывчатое решение, которое трудно проверить

вас согласиться с ним, а с другой стороны, оставляет вам лишь одну возможность — пассивно защищаться.
Повторение — оппонент повторяет один и тот же вопрос или утверждение много раз, пытаясь, в конце концов, использовать его как доказательство.
Контрвопросы — наиболее часто используются в ситуации, когда оппонент не может ничего противопоставить вашим аргументам или не хочет отвечать на конкретно поставленный вопрос.

«Отказ от переговоров». Целью его является создание такой обстановки, когда только одна сторона в силу сложившегося положения вынуждена идти на существенные уступки. Это, несомненно, одна из самых сложных ситуаций, которая имеет место в переговорах. Здесь требуется исключительная выдержка и терпение по «наведению мостов» с другой стороной. Исходя из опыта ведения переговоров можно предложить несколько рекоменда­ций.

Во-первых, проанализируйте: можно ли считать этот отказ возможным маневром или попыткой использовать свое несогласие на ведение диалога в качестве «козыря» для получения каких-то серьезных уступок. Во-вторых, не проявляйте агрессивных действий по отношению к оппонентам на их отказ от переговоров, а постарайтесь выяснить, какие интересы в этом случае преследу­ются. Может оказаться, что это лишь неуверенность в том, что разумное решение по обсуждаемой проблеме достижимо. В-треть­их, разработайте несколько возможных вариантов ведения переговоров в этой обстановке. В-четвертых, проявите гибкую настой­чивость и уточните, на каких принципах (по мнению другой стороны) могут начаться переговоры. Допускает ли она возможность согласовать положения, которые (по ее мнению) должны быть применимы к данной обстановке? Желает ли она, чтобы были выдвинуты предварительные условия?

«Растущие требования». Прием основывается на повышении оппонентом своих требований с каждой последующей уступкой. Кроме перечисленных приемов тактики уловок существуют е щ е такие, как преувеличение каких-то моментов, вытеснение нежелательных лиц, приведение фальшивых фактов и неприемлемых требований, использование неясных полномочий, искажение информации и др.

Среагировать на тактику уловок эффективно — значит выявить сам факт использования этой тактики; прямо вынести этот вопрос на обсуждение; подвергнуть сомнению законность ее применения, т.е. вести переговоры именно по этому поводу открыто.

Общие практические советы и рекомендации для этапа аргу­ментации сводятся к следующему:

  • создайте благоприятную атмосферу для аргументации на основе общей информационной базы;
  • в начале аргументации затроньте бесспорные, не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого вопроса;
  • после этой фазы аргументации переходите к обсуждению таких пунктов, договориться по которым можно относительно легко , без особых затрат времени. И только после этого остановитесь на важнейших аспектах переговоров, требующих подробной аргумен­тации обсуждаемой проблемы;
  • выработайте привычку записывать свои аргументы — как сильные, так и не очень. Используйте сильные аргументы в начале и в конце доказательств, а самым сильным из них завершайте свою аргументацию;
  • возьмите за правило ни в коем случае не отклоняться от поставленной цели из-за тех или иных субъективных суждений (например, выражение антипатии). Не подменяйте аргументы своим мнением;
  • не упивайтесь триумфом, если с помощью аргументации вам удалось заставить партнера пойти на компромисс: наоборот, дай­те ему почувствовать, что компромисс как «победа разума» слу­жит решению обсуждаемой проблемы;
  • выработайте привычку, обращаясь к партнеру, использовать объединяющие слова («нас с вами», «нам вместе»), а не противо­поставляющие («вас», «вам»). Пользуйтесь аргументами только в соответствии с правилами риторики;
  • помните, что любой собеседник легче примет вашу аргумента­цию и точку зрения, если увидит в ней и свой личный интерес; позаботьтесь о том, чтобы партнер мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения;
  • оставайтесь всегда последовательным с точки зрения истины и пользуйтесь только проверенными, достоверными фактами;
  • помните, что человеческая память при всей своей избиратель­ности очень долго хранит негативное. Не допускайте резких выпа­дов, а также выражений, унижающих достоинство собеседника.

В ходе аргументации надо уметь правильно реагировать и нейт­рализовать замечания, которые неизбежно возникают в процессе обсуждения проблем. При этом следует помнить мудрое изрече­ние Плутарха, что есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, ответить с приветливостью и наговорить лишнего. Чтобы быть на высоте положения, каждому человеку, даже профессионалу, необходимо постоянно совершенствовать свои знания по изучению личности. И в этом смысле полезно ознако­миться с «ролевой теорией» личности, которая говорит, что в каждом человеке существуют три Я: детское, родительское и взрослое. В детстве у человека формируется эмоциональная сфера, он учится основным чувствам и в «детском Я» складываются основы эмоциональных спонтанных действий, а также реакций всей последующей жизни, особенно по поводу собственного достоин­ства. Симпатии и антипатии, любовь и ненависть, радость и печаль, страх и доверие, чувство благополучия «прописаны» и м е н -но здесь. Поэтому вся получаемая от вас информация с молние­носной скоростью на бессознательном уровне анализируется с позиций того, как она воздействует на его чувство собственного достоинства: ущемляет или поддерживает. В соответствии с этим ваш собеседник реагирует или положительно, или нейтрально, или по каналам усвоенной конфликтной стратегии: агрессивное поведение и атака; уклонение от столкновения и отступление; проявле­ние гибкости и поиск укрытия; образование союзов и объединение с другими; приспособление вплоть до сдачи.; смена задачи.

«Родительское Я» формируется в первые годы жизни (до 10... 12 лет) и является продуктом воспитания. В этот период каждым из нас усваиваются различные ценности, заповеди и запреты„ которые мы помним всю жизнь. Исходя из сказанного вытекает следующий вывод: ваши ответы на вопросы и замечания партнера по переговорам не должны задевать его ценностей. Отсюда совет: не становитесь в беседе мерилом всего и вся, а уважайте «роди­тельское Я» оппонента.

«Детское Я» и «родительское Я» сопровождают каждого из нас всю жизнь, так как заложенная в них информация относится к разряду «постоянного хранения».

Во «взрослом Я» торжествуют законы логического мышления, разум, система знаний, аналитический подход к процессам и яв­лениям окружающей действительности. Однако «взрослое Я» мо­жет быть введено в заблуждение, если какая-то информация по­дается как результат познания, являясь на самом деле предрас­судком. К тому же, когда накопитель «взрослое Я» пуст, т.е. «не­образован», он не в состоянии в полном объеме исполнять свою роль. Наконец, он не функционирует как при переутомлении, так и при возбуждении. Отсюда следует: в любом деловом общении можно вступать в контакт только с тем «взрослым Я» партнера, которое у него накоплено.



 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Организационные коммуникации, структура и механизмы делового общения в сфере туризма Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма - продолжение