Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма - продолжение |
Страница 2 из 4
Довольно часто настрой собеседника выдают ноги. Например, если всей верхней частью корпуса партнер развернулся к вам, а ноги «смотрят» в другую сторону, несомненно, он стремится быстрее завершить разговор. На столь же негативное отношение к диалогу указывают и скрещенные ноги в положении стоя. Наконец, когда ваш партнер, сидя в кресле (на стуле), прижимает свои лодыжки друг к другу, это, как показывает практика переговоров, равнозначно его «закусыванию губы». С помощью этого жеста он сдерживает неприятные эмоции, страх или сильную взволнованность. Итак, если вы видите, что партнер на ваших глазах скрестил руки или ноги, необходимо про себя переосмыслить все, что было сказано или сделано, так как собеседник явно начинает уходить от обсуждаемой проблемы. Если ваш партнер подносит руки к лицу, значит, он критически оценивает отдельные ваши аргументы или доказательство в целом. При этом его подбородок опирается на большой палец, указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные пальцы расположены около рта. В это время взгляд партнера становится пристальным, а глаза слегка прищурены. Не следует путать позу критической оценки с сигналами заинтересованности, когда собеседник подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами или большим пальцем, а указательным пальцем упирается в висок (обычно его голова в это время наклоняется в сторону), или скуки, когда партнер подпирает подбородок ладонью. Причем, чем более голова лежит на подставленной ладони, тем сильнее скука и меньше интерес к собеседнику. Один из наиболее распространенных жестов, встречающихся на переговорах, — почесывание подбородка. Он сигнализирует о том, что ваш партнер занят процессом принятия решения по обсуждаемому вопросу. Среди проявлений, указывающих на неуверенность партнера или на то, что он нервничает, можно выделить: постукивание пальцами по столу; бессмысленное (механическое) вращение или кусание ручки (карандаша); легкое потрагивание или потирание кончика носа или шеи под подбородком; почесывание затылка или тыльной стороны шеи. Довольно распространенный прием в деловом общении — пауза для размышления. К нему ваш партнер по переговорам прибегает в тех случаях, когда желает получить отсрочку или дополнительное время для обдумывания своего положения. С этой целью собеседник может медленно снимать очки и тщательно протирать стекла (даже если это не вписывается в ситуацию). Этим приемом многие участники переговоров пользуются довольно часто — каждые 10... 15 мин общения. Чтобы затянуть молчаливую паузу, снимают очки и берут в рот дужку или смотрят сквозь очки, держа их в вытянутой руке. Когда предметы, находящиеся в руках, прихватывают губами, это может означать, что партнеру требуется дополнительная информация по предмету переговоров. Если партнер по деловому общению говорит неправду, покрывает ложь либо преувеличивает реальные факты или испытывает большое сомнение, он машинально может прикрывать рот, прищуривать глаза, слегка прикасаться пальцем к ямочке носа, почесывать ухо, покашливать, потирать веко пальцем и одновременно отводить взгляд в сторону и др. Если же ваш партнер прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что оппонент чувствует вашу неискренность и не верит тому, что слышит. Шпилеобразное положение рук характерно в подавляющем большинстве для уверенных в себе собеседников. Существуют два варианта: руки шпилем вверх, когда говорящий выражает свое мнение, и руки шпилем вниз, когда он слушает. В целом эти позы расцениваются как положительный сигнал. Основные практические советы для этапа передачи информации сводятся к следующему:
Кульминацией делового общения является аргументация и доказательство. Весомая аргументация базируется на профессиональном владении соответствующей техникой и тактикой. Техника — это умение своевременно приводить логические аргументы в подтверждение тезиса, а тактика — выбирать из них психологически подходящие к конкретной ситуации и собеседнику. Для выражения существа дела в ходе переговоров следует пользоваться известным правилом: «Если у вас есть что сказать, самое лучшее — сказать именно то, что вы хотите». Для этого заранее необходимо определиться с предметом обсуждения, четко спланировать и взвесить ход переговоров, сформулировать ключевую мысль. Все остальное — факты, примеры, доказательства и т. п. будут дополнять и развивать основную мысль (тезис). Любое утверждение должно подкрепляться аргументами и доказательствами. Следует отметить, что доказательство воспринимается убедительным, если для его построения использовались такие критерии, как выработка аргументированного, содержательного суждения на базе конкретных предпосылок; неопровержимость выводов; единство, ясность и непротиворечивость мыслей и точность языка. Для аргументации и доказательства лучше всего служат факты. Известно, что другая сторона приходит на встречу с собственными установками, поэтому все, что говорится и делается партнером, оценивается исходя из них. Вот почему на переговорах следует избегать силового давления, однако следует разобраться, какой подход к ведению переговоров избрал ваш собеседник (табл. 2.4). Специалисты в области общения утверждают, что попытки любой ценой навязать свое мнение собеседнику приводят обычно к противоположному результату, ибо человек устроен таким образом, что он не терпит ограничения свободы выбора. Установлено, что если из двух альтернатив одну запрещают, ее ценность резко возрастает. А если одну из альтернатив навязывают, то ее ценность уменьшается. Очень часто возникает вопрос: в какой последовательности следует излагать аргументы? Начинать с сильных аргументов или приберечь «козыри» на конец общения? Лучше всего приводить сильные доказательства в начале и в конце разговора, а слабые — в середине. Правила построения аргументации утверждают следующее. Первое. Если партнер имеет предубеждения (к вам или обсуждаемой проблеме), а необходимо заставить его слушать и понять тему беседы, то самые сильные аргументы следует изложить в начале разговора. Столь же уместна и эффективна данная тактика в ситуации, когда партнеры по деловому общению вас совершенно не знают. Второе . Если собеседники заинтересованы в предмете обсуждения, то самые сильные аргументы следует предъявлять в конце разговора. Третье . Местоимение «я» в качестве аргумента можно использовать в том случае, если вы в данном вопросе являетесь общепринятым авторитетом. Сравнительная характеристика мягкого, жесткого и принципиального подходов при ведении переговоров
Кроме того, местоимение «я» в качестве аргумента может быть использовано, если вы заявляете о себе и своей позиции: «Моя позиция такова...». Однако в этом случае вы рискуете и берете на себя большую ответственность, поскольку, убедительно не обосновав партнерам разумность своей позиции, можно многое потерять. В остальных случаях не рекомендуется подменять аргументы своим мнением. Местоимение «мы» в качестве аргумента можно использовать, если вы представляете какую-либо организацию. Не следует употреблять это местоимение из-за неуверенности в собственном мнении или желания уйти от ответственности за принимаемое решение. Местоимение «вы» лучше использовать при обращении к группе людей, коллективу или одновременно нескольким собеседникам (к одному из партнеров следует обращаться по имени или имени и отчеству). Нельзя использовать это местоимение при желании противопоставить себя слушателям. Четвертое . В ходе переговоров, бесед, совещаний вопросительная форма обращения обладает большей убеждающей силой воздействия, чем утвердительная форма. Утвердительная форма аргументации «Уважаемые коллеги! Я глубоко убежден, что вам необходимо все-таки отклонить этот пункт решения, потому что, во-первых, он противоречит..., во-вторых, его принятие приведет к нарушению..., что в свою очередь, как вы понимаете, приведет..... Вопросительная форма аргументации «Уважаемые коллеги! Прежде чем принять решение по этому пункту, хотелось бы, чтобы каждый из нас ответил на три вопроса, которых, как мы все понимаем, нам не избежать. Не приведет ли принятие этого пункта к противоречию с... Давайте ответим на этот вопрос, прежде чем проголосовать «за» или «против». Давайте также подумаем: не приведет ли принятие этого пункта к нарушению... ? И еще..... |
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |