Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Жанры деловой речи в менеджменте

Место коммуникативной функции в работе менеджера.

Сама суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации усилий подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь – посредством многообразных контактов членов организации, т. е. в процессе коммуникации. Все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с общением между сотрудниками, поэтому коммуникация является одними из основных средств обеспечения эффективности работы. Именно поэтому коммуникативная компетентность оказывается важным профессионально значимым качеством. «В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе».

В деятельности руководителя речевое общение играет важнейшую, но достаточно специфическую роль. Именно речь является основным инструментом реализации всех остальных функций управления, поэтому если общение построено грамотно, это является залогом эффективности всей управленческой деятельности в организации. И наоборот, если общение построено неграмотно, можно с уверенностью сказать, управление осуществляется неэффективно. Как отмечает Т. Шибутани, «люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует; и они часто проникаются уважением к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью».
Сущность коммуникативной функции руководителя и ее основная задача заключается в налаживании оптимальной системы общения внутри организации между отдельными подразделениями и сотрудниками (а также с внешним окружением). Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации.
Тот факт, что через коммуникативную функцию реализуются все иные управленческие функции деятельности, делает понятными данные, согласно которым от 50 (у менеджеров низшего звена) до 90% (у менеджеров высшего звена) всего рабочего времени руководителя заполнено именно общением. Кроме того, 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают невнятные коммуникации главным препятствием на пути достижения высокой эффективности их организации.
Отсюда следует необходимость во внимательном рассмотрении наиболее типичных ситуаций, в которых руководителю (и не только ему) приходится решать повседневные задачи с помощью речи для того, чтобы выяснить специфику и формы наиболее употребительных жанров деловой речи.
Однако сложность распределения жанров по видам управленческой деятельности состоит в том, что в реальной повседневной работе осуществление функций управления часто происходит одновременно в одной и той же ситуации делового общения, а не в соответствии с последовательностью, предписанной теорией. Например, на оперативно-производственном совещании («планерке», селекторном совещании), с которого начинается рабочий день практически на любом предприятии, слушаются отчеты руководителей подразделений о ходе работы (контроль), на основе чего ставятся новые задачи (планирование) и обговариваются способы их исполнения, назначаются ответственные и сроки выполнения (организация), предпринимаются попытки побудить работников к активным действиям по выполнению задач (мотивации). Но такое положение не освобождает менеджера от грамотных не только управленческих действий, но и речевых. Причем грамотность управленческих действий зачастую проявляется через грамотность речевых. Так, если отчет о работе составлен правильно, т. е. содержит анализ деятельности и ее результатов, можно четко сформулировать дальнейшие задачи или внести конкретное предложение по их осуществлению. Если в речи-предложении действительно предлагаются оптимальные и реальные действия, то становятся понятными основные направления работы. Может быть, в этом случае и стимулировать работников не потребуется, так как когда ясно, для чего, что, как и кому делать, то и работать хочется и контроль не страшит. Поэтому, условно «поделив» жанры по управленческим функциям, попробуем описать те, которые являются оптимальными для осуществления каждой из них.

1 Общая риторическая специфика функции планирования.
2 Деловое общение и проведение совещания
3 Деловая речь. Жанр информационное сообщение «введение в проблему»
4 Деловая речь. Жанр мнение
5 Деловая речь. Жанр речь в прениях
6 Речь-предложение
7 Деловая речь. Жанр возражение.
8 Деловая речь. Жанр резюме
9 Дискуссия
10 Общая риторическая характеристика функции организации
11 Жанр устное распоряжение
12 Деловая речь. Консультация
13 Просьба
14 Требование
15 Обращение
16 Агитационная речь.
17 Общие риторические принципы построения деловой беседы.
18 Риторическая специфика функции мотивации.
19 Комплимент
20 Похвала.
21 Речь-поздравление
22 Риторическая специфика функции контроля
23 Отчет и рефлексия.
24 Критика
25 Обвинение.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Жанры деловой речи в менеджменте