Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

1.2. Основное управленческое отношение Печать

Организационное поведение работников психологически проявляется как их отношение к той фирме, где они работают. Оно, как правило, персонифицировано, поскольку переносится на конкретных представителей организационной власти. Именно от высшей администрации в первую очередь и зависит, как им работается в организации. Поэтому отношение высшей администрации к работникам является исходной причиной того или иного их поведения. Отсюда следует главный управленческий закон: как высшая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.

В организации всегда сталкиваются, так или иначе, два типа отношений к работникам: инструментальное и ценностное. Инструментальное отношение характерно для управляющих высшего звена, а ценностное закодировано в требованиях и ожиданиях управляемого персонала. Эта двоякая система — управляющая и управляемая — имеет противоположные полюсы, которые создают определенную психологическую дистанцию "мы — они". В этом противопоставлении и заключается морально-психологический смысл противоречия "управляющие — управляемые".

В российских условиях особенно трудно бывает работать в тех иностранных фирмах, руководство которых относится к нашим работникам как к третьесортному товару. Вот что рассказывает российский сотрудник американской фирмы "Пиар-агентство": "На время испытательного срока мне положили оклад в 450 долларов с обещанием, что потом он возрастет до 600. Однако я недолго наслаждался ощущением жизненной удачи. Очень скоро я понял, что в фирме колоссальная текучка кадров и лишь немногие переходят рубеж двух месяцев испытательного срока. Увольняли за любую оплошность, даже не объяснив, за что именно.

Рабочий день — как везде, с 9 до 18, но это не значит, что ты можешь уйти в 18.00, если дела еще остались. Поэтому все работают до 21.00. Причем за каждую чашку кофе или сигарету в рабочее время следует штраф. О нем тебе ничего не скажут, просто когда придешь получать зарплату, выдадут лишь половину. И никто не будет объяснять, когда и за что ты был оштрафован. Несмотря на неизменные приветливые улыбки, руководство агентства относится к тебе холодно и расчетливо. Ощущение такое, что тебя используют, выжимают все соки, чтобы потом вышвырнуть за порог. "Стукачество" и доносы, которые в России всегда считались чем-то позорным, у американцев, наоборот, всячески приветствуются.

Россияне не выдерживают такого стиля работы. За полгода я стал самым "старым" сотрудником в агентстве из рядовых, конечно. Но у

меня нет ни перспективы, ни уверенности в завтрашнем дне. Вопрос только в том, сколько еще продержусьнеделю или месяц"1.

Понимание того, как раскрываются и как блокируются мотивационные ресурсы работников в организационном поведении, хорошо демонстрируется при описании результатов одного из таких опросов, который был проведен в конструкторском подразделении производственного объединения "Ротор" в начале 90-х гг. (Ю.Д. Красовский). Работникам подразделения были заданы вопросы: "Есть два типа руководителей, один из которых дает понять, что каждый в коллективе способен на многое, а другой считает, что мало кто на что способен. Что приобретает первый руководитель, заинтересовывая работников? И что теряет второй, заставляя их работать?" (см. табл. 1.1).

Графически эти зависимости можно изобразить как две модели управленческих отношений, обнажающих основное управленческое противоречие организации "руководитель — подчиненные" на уровне подразделений (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Полярные модели основного управленческого отношения

Таблица 1.1

Типы управленческих отношений руководителя (по результатам опроса)

Что приобретает руководитель
первого типа
Что теряет руководитель
второго типа
12
Авторитет, поскольку в данном случае каждый сотрудник лучше знает научные и производственные возможности коллектива, знает, к кому, если необходимо, можно обращаться за консультациейКоллектив не знает, на что в действительности способен руководитель, как он оценивает каждого сотрудника
Авторитет и доверие коллектива, хорошую работоспособность, так как каждый чувствует себя нужным коллективу, возникает стремление к тесному взаимному сотрудничеству, освоение нового происходит без боязни ошибиться на первых порахСплоченность коллектива. Сотрудник чувствует свою ограниченность, а это может привести к развитию комплекса неполноценности, что не способствует взаимному сотрудничеству
Авторитет и доверие коллектива. Коллектив и руководитель могут правильно и рационально распределить права, обязанности и ответственность между сотрудникамиМногое, но власть прочная, ведь коллектива как такового нет
Перспективу развития деловых и социальных отношений в коллективе. При этом обогащается как личность, привносит в конечном итоге существенный и зачастую оригинальный вклад в развитие науки и техники, нравственных ценностей. Это происходит в результате природных способностей руководителя, а также хорошо усвоенной культуры управления в коллективе, где он трудитсяДеловое доверие в коллективе. Он ограничивает естественный цикл использования предоставленной возможности управлять делами в коллективе. Ломает свою судьбу и судьбы других людей. Приобретает ложный кодекс ценностей. Становится социально одиозным и постоянно переживает свою неполноценность как несостоявшегося руководителя. Это происходит потому, что он выбирает ложные стратегии и тактические средства достижения целей управления
Стабильное выполнение поставленных задач, так как каждый оказывается на своем местеРаботоспособных сотрудников, так как у них появляется чувство неуверенности в своих силах, снижение ответственности за работу. Снижается его авторитет как руководителя
Друзей и настоящих помощников в работе. Поддерживая все положительное в работнике, и даже его малые достижения, руководитель тем самым настраивает его на работу с наибольшей отдачей и формирует команду настоящих помощников для выполнения поставленных задачАвторитет со всеми вытекающими из этого последствиями, особенно заинтересованность сотрудников в работе с наибольшей отдачей. Резкое указание на какие-то недостатки сотрудника в присутствии других формирует негативные эмоции и уменьшает отдачу делу. В то же время это подрывает веру в авторитет руководителя

Окончание табл. 1.1

12
Работоспособный коллектив, сплачивая его для решения поставленных задачАвторитет, единомышленников, возможность руководить
Сплочение сотрудников, работающих с полной отдачей. Они стремятся оправдать мнение руководителя о нихСотрудников и единомышленников. Возникают конфликтные ситуации с руководителем
Своих сторонников, которые могут многое сделатьСвою репутацию, оптимизм, энтузиазм коллектива, сплоченность, способность к конкуренции в коллективе, потому что унижается человеческое достоинство
Инициативу, свежие идеи, отличный морально-психологический климат и хорошую работу. Работники чаще высказывают привлекательные идеи, возникает дух конкуренции, развивается сплоченный делом коллективИнициативу, свежие мысли, возможность учиться на чужих ошибках. У одних членов коллектива возникает чувство обиды, у других — чувство превосходства, что мешает работе. Особенно тяжело переживаются несправедливые обвинения инициативными работниками
Работников, которые привыкают к самостоятельности, выполняя работу с опережением, сплоченный коллектив, который берется за любое дело и выполняет его качественно и в срокЛюдей, способных быстро и качественно работать. Нарушает взаимную заинтересованность "руководитель — коллективу, коллектив — руководителю"
Авторитет среди работников, способность воспитывать квалифицированные кадры, расширение возможностей каждого сотрудника. Руководитель вскрывает резервы для выполнения новых задач, поддерживает уверенность сотрудников в их решении, а главное — воспитывает в людях веру в себя, в коллектив, в делоАвторитет среди работников, их веру в решение сложных задач, широту мышления, нравственные ценности, возможность откровенного обмена информацией в личных и деловых беседах
Оптимальный путь развития подразделения, потому что стимулирует работников на решение максимально сложных задач с большим риском. Он верит в работников, и они ему верят. Такой подход способствует формированию самостоятельного, творчески мыслящего специалиста и сплочению коллективаВозможность следовать по оптимальному пути развития подразделения, потому что ограничивает сферу проявления инициативы. Он не верит в работников, и ему не верят. Такой подход вносит неуверенность в действия коллектива, отодвигает работу на задний план, разваливает коллектив

Управляемый персонал подразделения в 12—15 человек является серьезным инструментом "обратных связей" в управленческом взаимодействии, так как многосторонне может оценивать управленческие "Я"-позиции руководителя, воспринимать его и как личность, и как ответственное должностное лицо. Принцип "обратной связи" предполагает, что руководитель должен научиться

корректировать в своем самосознании ту информацию, которая поступает к нему "снизу", в том числе и критические замечания в свой адрес. Он находится в центре внимания персонала подразделения, работники которого чутко реагируют даже на его незначительные "промахи". Если он авторитетен, эти "промахи" ему обычно прощают, а если нет, то они "завязываются" в "узел" сплошных его ошибок. Руководитель подразделения не может позволять себе быть объектом таких критических оценок, которые провоцируют социально-психологические "барьеры": "Мы — он!" и "Я — они!". Поэтому он должен учиться управлять своим поведением, постоянно осмысливая и переосмысливая важнейшую аксиому эффективного управленческого взаимодействия: "Если я — руководитель, то управлять поведением моих работников я могу, управляя собственным поведением". Ведь работники хотят получать от него заряд уверенности, а не нагоняи и упреки, обвинения и "разборки" того, кто прав, кто виноват.

"Искусство руководить — это значит чувствовать то, как меня оценивают подчиненные, и поступать так, чтобы оказывать влияние на них прежде всего своим поведением" (директор опытного машиностроительного завода А. Г. Орлов). В этом и проявляется специфика управленческого самосознания руководителя, т.е. внутренняя модель внешних управленческих поступков. С психологической точки зрения оно двойственно. Ведь принцип обратной связи предполагает осознание, осмысление и переосмысление своего реального "Я" только в отношениях с другими, оценки которых формируют второе, зеркальное "Я". Человек, чтобы познать себя, "смотрится, как в зеркало, в другого человека" (К. Маркс).

В самосознании руководителя соотносится актуальное "Я" ("что я сделал, и как это отразилось на других?") и "Я" зеркальное ("как оценивают мои действия мои подчиненные и вышестоящее руководство?"). Если в его актуальном "Я" выражается взгляд руководителя на других, то в "Я" зеркальном — взгляд на себя со стороны. Для руководителя-мужчины большее значение может иметь "Я" актуальное, а для руководителя-женщины — "Я" зеркальное, т.е. оценки других не только по поводу того, как она работает, но и по поводу того, как она выглядит, работая.

Зеркальное "Я" в самосознании руководителя является его "вторым голосом", с которым он вступает в диалог. "Я" зеркальное может соответствовать представлениям руководителя о самом себе, а может и противоречить, выступать в качестве оппонента. Руководителя могут одолевать сомнения в справедливости критических оценок в свой адрес, так как его актуальное "Я" находится под угрозой. Эта угроза возрастает, если усиливается критика. Если же руководитель в конце концов преодолевает сомнения и признает

ошибочными проявления актуального "Я" в управленческом взаимодействии с работниками, то эта саморегуляция его самосознания осуществляется как восстановление управленческого равновесия с зеркальным "Я". В этом случае возникает эффект положительной самокомпенсации: негативные аспекты его актуального "Я" преодолеваются за счет усиления их позитивных аспектов в результате самокорректировки. Управление своим поведением теперь соотносится с оценочными ожиданиями тех, кто может высказывать критические замечания. В сознании руководителя формируется модель возможных отклонений, которых необходимо избежать, чтобы сохранить необходимый уровень самоуважения. Он "отыгрывает" в собственном представлении события прошлого (ориентация на свой опыт) и настоящего (ориентация на возможные критические оценки), чтобы прогнозировать эффекты управленческого взаимодействия. Самокорректировка его внутренних связей между актуальным "Я" и "Я" зеркальным происходит как самоуправление поведением по возможным отклонениям в достижении успешной управленческой деятельности.

Но в самосознании руководителя могут быть и другие модели управления своим деловым поведением. Если зеркальное "Я" образуется из критических оценок в адрес руководителя, если в его самосознании эти оценки сформировали негативный, отрицательный образ о самом себе, то он не хочет видеть себя в "зеркале", не хочет воспринимать себя таким, каким воспринимают его другие. Его зеркальное "Я" в этом случае разрушает его идеализированное представление о самом себе, о своем авторитете, поэтому он не принимает зеркальное "Я". Его актуальное "Я" обрастает защитными мотивами, направленными, с одной стороны, на оправдание своего поведения ("я поступил правильно, потому что…"), а с другой — на обвинение тех, кто высказал критические оценки ("им не понять меня, потому что они …").

Это рассогласование "Я" актуального и "Я" зеркального формирует в самосознании руководителя мотивы такого делового поведения, которое блокирует всю критическую информацию. Практически это может проявиться двояко:

1) руководитель не желает выслушивать критику в свой адрес, потому что критика снижает уровень его самоуважения;

2) руководитель ищет в окружающих его людях подтверждение уровня его самоуважения, т.е. окружает себя такими лицами, которые оценивают только его успехи и замалчивают недостатки.

И в том и в другом случае происходит процесс формирования ложного авторитета руководителя в угоду собственному "Я".

Организационное поведение может быть понято и "расшифровано" только тогда, когда раскрываются социальные генотипы организаций. Они закодированы в ее основном противоречии "сотрудничество — конфронтация", которое и является предметом исследований. Ключевыми генотипами — глубинными хранителями здоровой организации — оказываются позиции "Б" в двух первых квадрограммах: "Взаимодействие работников организации — Приобщенность работников к организации" (рис. 1.1) и "Взаимосогласованность поведения работников — Панорамное видение событий" (рис. 1.2). Противоположные позиции свидетельствуют об организационной патологии.

Социальный генотип "Б" — "Мотивационные ресурсы работников", зафиксированный в следующей квадрограмме (рис. 1.3), — является основополагающим в управленческих отношениях подразделений "руководитель — подчиненные". Его изучение, так или иначе, отражает положение дел в подразделениях всей организации, особенно если она расширяется. "Генетическое здоровье" организации можно поддерживать, постоянно используя метод обратной связи "подчиненные — руководитель". Этот метод дает возможность руководителю корректировать прежде всего собственное поведение в выборе "Я"-позиций.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Красовский Ю.Д. Организационное поведение 1.2. Основное управленческое отношение