Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 1. СОЦИОНИКА И СОЦИОАНАЛИЗ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК Печать

Соционика изучает законы коммуникации информационных систем, главным образом — законы коммуникации между социальными типами. Именно последнее является наиболее развитой областью новой науки и нашло широкое подтверждение и применение на практике. Поэтому допустимо и более узкое понимание предмета соционики: социальная типология личности и межличностных отношений.

Основатель соционики Аушра Аугустинавичюте предложила такое определение: соционика — наука о системе социона, соционной природе человека и структуре общества, о разных типах ИМ (информационного метаболизма или обмена) и разных формах взаимоотношений между ними (2).

Именно социальный, социологический подход к исследованию конфликтов между людьми позволил сделать революционный шаг в познании законов человеческих отношений.

Социон — это социальная система, представленная основными типами ИМ (ТИМ) и устойчивыми связями между ними, выраженными в законах интертипных взаимодействий. Исходя из этого, соционику определяют как науку, изучающую фундаментальный объект (социон) и соционную структуру общества.

Социон — реально существующая подструктура социума. В соционе выделяют 16 основных информационных систем (языков). Постепенно укрепляется понимание, что социон — одна из мировых констант. Изучение законов функционирования данной подструктуры социума является объектом самостоятельной науки.

Заслуживает внимания и точка зрения, согласно которой социон -это социальная группа, в которой имеется по меньшей мере 32 человека -по два представителя каждого ТИМа, что обеспечивает наличие всех видов отношений тождества.

Соционные кластеры и подкластеры, спонтанно или целенаправленно возникающие в социуме, определяют характер и структуру социальных процессов (16).

А. Аугустинавичюте в своем учении исходит из того, что каждый тип личности призван выполнять свою социальную роль. За 20 лет

активного функционирования соционической теории и практики подтверждена правильность ее гипотезы о том, что типовые различия не менее существенны, чем социальные. Образование, воспитание, материально-экономический статус, национальность, пол и возраст влияют на характер личности, но ее социотип (ядро личности) является более глубинным образованием, выступает фундаментом, на котором формируются индивидуальные различия.

Соционика зародилась на базе системного социологического подхода. Переход гуманитарных наук к статусу строгих и точных научных дисциплин предполагает использование категориального и аналитического аппарата соционики. Кроме того, становится возможным уточнение и конкретизация эмпирических фактов и теоретических положений социологии и других социальных наук. Соционика дает исследователю язык четких структур и категорий, подобно тому, как математика применяется в естественных и других науках.

Аналитический аппарат соционики позволяет исследовать структуру личности как социального типа, динамику социума, ментальность наций, социально-политические и исторические процессы с высокой точностью.

Социологическая соционика развивается в нескольких направлениях:

  • — соционика общества (структура реального общества, его трансформации);
  • — структура политических движений и их взаимодействия с ментальностью общества;
  • — соционика социально-политических процессов;
  • — соционика интегральных типов (организация, общество);
  • — соционика управления, менеджмента, бизнеса и рекламы;
  • — этносоционика или культурологическая соционика (типы этносов, стереотипы поведения, взаимодействие между этносами);
  • — историческая соционика (развитие общества, закон сменяемости социально-политических группировок, исторические деятели и их взаимодействие с обществом);
  • — педагогическая соционика;
  • — соционика малых групп и т.д.(4)

Основные социологические и соционические концепции взаимно подтверждаются, конкретизируются, уточняются и дополняются. Сотрудничество двух дисциплин эффективно и плодотворно.

Вместе с тем, следует согласиться с С.И. Чурюмовым, когда он

заявляет о том, что соционика как теория информационного метаболизма содержит основания в самой себе. Поэтому она не нуждается в поисках оснований в других научных дисциплин (17).

На самом деле, соционика использует теорию систем, но последняя, в свою очередь, сама может быть выведена из соционической парадигмы. Универсальность информационного подхода позволяет данные других наук и социальные факты рассмотреть с позиции социоанализа. Таким образом, соционическая парадигма может выполнять роль общенаучной методологии.

В качестве философско-методологического источника современной соционики выступает структурализм. Основная задача структурализма формируется как выявление внутренней структуры исследуемого объекта — совокупности отношений между элементами целого, которые имеют устойчивый характер. На этой же методологической базе построено и понятие социотипа.

К 70-м годам 20 века на смену структурализму пришел постструктурализм — иррациональная исследовательская парадигма, отвергающая наличие устойчивых, геомеостатических структур в человеческой личности и культуре. Традицию структурализма продолжает соционика, которая конкурирует с психологией, отрицающей универсальную типологию личности. (7, с. 58-59)

Спор о существовании устойчивых личностных структур приводит нас к давней философской проблеме о природе универсалий. Философы по разному отвечали на вопрос: являются ли информационные аспекты (коммуникативные функции) объективной данностью или есть только наши мысли о них?

Крайние позиции таковы:

  • 1) реализм (Платон, Юнг) — универсалии существуют объективно и определяют поведение людей;
  • 2) номинализм — универсалии существуют номинально в качестве условностей и ярлыков.

Последний взгляд разделяет большинство представителей традиционной психологии и НЛП. Они утверждают, что стойких типов нет, личностные качества подвижны и изменчивы. По их мнению, твердый тип — предрассудок и фикция, его можно произвольно модифицировать. (9, с. 72)

Для познания общности людей (а социотип — это общность черт большой группы людей) необходим ряд интеллектуальных процедур,

развитость абстрактного мышления и воображения. Различия между людьми воспринимаются уже на уровне ощущения и не требуют для своего осознания сложных мыслительных операций. Массовая психология пошла по пути развлекательности и театральных эффектов и даже "свой" Юнг до сих пор мало известен и, по сути, отвергается в широких кругах специалистов. В данной ситуации понятию неизменного и постоянного в структуре психики нет места.

Однако, история общества, гуманитарной культуры и искусства доказывает обратное: постоянно воспроизводятся одни и те же модели поведения. Так, периодически возрождается феномен авторитаризма, ибо за ним стоят фундаментальные социально-типологические механизмы, которые пробуждаются и актуализируются в соответствующей политической ситуации. Те же самые эффекты можно обнаружить в феномене "история повторяется". В 1999 году Москва начала очередную войну с Чечней. Не в том ли глубинная причина, что интегральный социальный тип России, Москвы и Чечни сохраняет свою устойчивость а течение веков? Не потому ли повторяются одни и те же ошибки, решаются одни и те же проблемы, что за ними скрываются устойчивые социально-личностные структуры? И не лучше ли их узнать, извлекая уроки из прошлого и обучаясь цивилизованным формам межэтических отношений с учетом последних достижений научной мысли? Есть и другой вариант: стирать с лица земли целые города и селения, убивать мирных граждан, чтобы спасти их от бандитов и бросать одного солдата против 25 боевиков.

И могут ли российских граждан на пороге 21 века удовлетворять идеологические заклинания о "величии России" и о щедрой "руке Москвы"? Может быть, надо взяться за решение социальных проблем? А для начала честно и объективно разобраться в социальном типе своей страны, народа, политической элиты, наших сильных и слабых качествах. Осознать проблему — значит наполовину ее решить.

Отвергают же классификацию людей на устойчивые группы ярко выраженные спонтанные социотипы. В силу своей изменчивой природы им трудно понять специфику социодиагностики и принять сам принцип типирования. Изменчивость настроения и состояния спонтаников как раз и выступает в качестве константы их личности.

Традиционная психология обычно оперирует бесконечным разнообразием типов людей, с доминированием описательного подхода к личности. В социологии и социальной работе более органична потребность в категоризации, когда выделяется укрупненные группировки. Не случайно поэтому

социологическая ветвь в социальной психологии демонстрирует приверженность типологическому подходу. Так, в работе Т.Шибутани, теоретически убедительно доказывается естественность и необходимость типологизации в процессе социальной коммуникации (18).

Наиболее частый упрек гуманитарно ориентированных исследователей в адрес научной типологии — схематизация личности, упрощенное представление о человеке. В последние годы этот недостаток любой научной модели постепенно преодолевается.

Социомодель — научный и методический инструмент познания реального человека. Динамическая соционика (В.Гуленко, А.Овчаров, В.Мегедь, Р. Седых) включает многие аспекты проявления характеров и взаимодействия людей, выходящих за рамки их социомоделей. Да и сами характеристики социотипов настолько глубоки и подробны, что ни о каком схематизме и упрощении речь идти не может (14).

Следует отметить, что становление соционики как самостоятельной научной дисциплины связано с ее объективным отличием от психологии. Гуманитарный, эмоционально-образный подход в психологии вступает в противоречие с логическим подходом в соционике, свойственным социальным и естественным наукам. Психологический подход заключается главным образом в выявлении индивидуальных личностных различий: упор делается на то, чем отличается один человек от другого. Социологический и соционический подход к личности направлен на сходства, общих черт у членов социальной группы, классификацию их на социальные типы. Закономерности в социальных науках органично становятся базисом для психологических исследований. Однако, частные психологические феномены не совместимы с общесоционическими и общесоциологическими концепциями. Следовательно, отрицание самого факта существования стойких типов личности имеет не только гносеологические корни, но и связано с методологической и теоретической слабостью отдельных психологических школ.

Фундаментальный принцип соционики — принцип информационного метаболизма. Определяющим в социоанализе выступает информационное взаимодействие личности с окружающей социальной и природной средой.

А. Аугустинавичюте творчески синтезировала идеи К.Г.

Юнга, А.Кемпинского и Э.Берна. Основной базис — типология личности швейцарского ученого К.Г. Юнга. (19) Концепция информационного обмена (метаболизма) польского исследователя А.Кемпинского и трансактный анализ американского социального психолога Э.Берна (3) также составляют теоретическую предоснову зарождения нового научного направления.

К сожалению, получил распространение вульгарный подход к соционике как к одной из частных психологических дисциплин или одной из множества типологических описаний личности. Такое упрощенно-узкое понимание соционики, во-первых, свидетельствует о недостаточном понимании методологических и теоретических основ соционики, и, во-вторых, сдерживает ее научное развитие, препятствует наиболее полному использованию ее потенциала для практических нужд социума.

Понятийный аппарат соционики включает в себя основные понятия теории информации. Один из основателей социоанализа А.В.Молодцов -полагает, что информационные взаимодействия есть фундаментальная предпосылка существования человека как природного и социального существа. (11, с. 16)

Понятие информации и в целом информационный подход лежит в основе разделения общества на социотипы и объяснения законов их отношений.

Фундаментальный принцип информационного обмена выходит далеко за пределы психики отдельного индивида. Универсальный информационный подход позволяет рассматривать любой объект природный, социальный, космический — как принадлежащий к одному из главных типов. Речь может идти о моделях информационных систем, в рамках которых тип психики — выступает лишь в качестве одного из примеров. Ни одна из традиционных дисциплин не изучает структуру информации и структуру моделей информационных систем в ее наиболее полном, целостном и в то же время предельно конкретном виде. Соционика удовлетворила назревшие потребности информационного общества и развития научной мыли, оформившись в самостоятельную дисциплину.

Структура информации диалектически связана со структурой объективного мира — с одной стороны, и структурой сознания — с другой. Социотип выступает как специфическая система восприятия переработки, хранения и передачи информации в социальном пространстве.

Категория информации трактуется в социоанализе предельно

широко. Сводить предмет соционики к изучению психотипов — это все равно что из всего многообразия объективного мира выделять только эмоционально-психические его аспекты. Между тем социотип проявляется прежде всего на интеллектуальном и социальном уровнях коммуникации, и, в свернутом виде, содержит в себя физиологические и биопсихические аспекты существования субъекта.

Ведущий теоретик в области соционики С.И. Чурюмов пишет: "Именно субъект раскодирует текст и извлекает из него сообщение. Одно и то же сообщение может оказаться более или менее информативным в зависимости от особенностей и состояния принимающего субъекта. Информация — это то, что потребляет субъект, то, что изменяет состояние субъекта. Информация для человека является таким же объектом потребления, как вещество и энергия. (15, с.74) Исходя из указанных оснований ключевыми понятиями соционики выступают понятия информационного и энергетического метаболизма. Новая научная парадигма связана с расширением понятий информация и информационное взаимодействие.

Соционика более глубоко анализирует понятие информации, делает его структурированным, вводя различные виды информации (сенсорно-конкретный, абстрактно-интуитивный, объективно-логический, субъективно-эмоциональный и др.). Субъекты различаются особенностями информационного метаболизма.

Человек — существо материальное, энергетическое, живет во времени и пространстве. Человек — это слепок Вселенной. Информационное пространство, таким образом, может быть разложено на четыре основных аспекта: материя, энергия, время, пространство. Сходную структуру можно обнаружить и в личности. Каждый воспринимает время и пространство, энергию и материю. Но в различных аспектах информационного пространства мы по-разному ориентируемся в одном, неплохо ориентируемся в другом, но гораздо слабее — в третьем, четвертом. Информационно-измерительные и воспринимающие системы личностей в свое время (1921 г) гениально описаны К. Г. Юнгом как результат многолетне0 его практической работы с людьми и аналитического склада его ума. Новый, соционический, подход творчески развил классификацию типов личности Юнга. Соотношение социофункций влияет и на строение тела, и на структуру души и интеллекта, определяет поведение человека в социуме и его менталитет.

Социомодель личности — открытая информационная система, ибо между человеком и природой, человеком и социальной средой

постоянно существует обмен веществом, энергией и информацией

Общий информационный поток, идущий от среды к субъекту, распадается на’несколько частных потоков (информационных аспектов): Так, сенсорный аспект несет информацию о внешней форме объекта, его реальной силе, способности воздействовать на другие объекты. Интуитивный аспект (воображение, абстрактное мышление) несет информацию о скрытых свойствах объекта, его изменении во времени и потенциальных возможностях. Логический аспект указывает на объективное положение объекта и объективные его характеристики. Эмоциональный аспект информации указывает на субъективную характеристику объекта, его субъективную оценку и другие энергетические параметры ("теплое" или "холодное" отношение и т. д.).

Итак, соционика — это наука о моделях типов информационных систем (в том числе социотипов и психотипов) и информационных взаимодействий между ними. Этим объясняется изначальный междисциплинарный статус новой дисциплины. Вместе с тем представляется плодотворным с теоретической и прикладной точек зрения рассматривать соционику как молодую науку о социуме и его законах, как социальную науку. Действительно, важнейшими среди информационных систем выступают системы социальные — личность, группа, этнос, общество, партия, идеология, организация. Поведение любого человеческого сообщества во многом определяется его типом

Соционика — это наука об устойчивых типах интеллекта и социального поведения личности. Это наука об устойчивых типах групп и общностей людей. Свои выводы и рекомендации она строит на основе анализа закономерностей энерго-информационного обмена и отношений между индивидами и социальными системами, которые складываются объективно.

"Нельзя мечтать о по-настоящему гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психосоматического здоровья людьми" А. Аугустинавичюте.

Есть смысл соционику обозначить наукой о том, как правильно соединять людей и группы в обществе, чтобы эффективно решить

социальную проблему. Обеспечение правильных (научно обоснованных) контактов в социуме — это переход с психологического на социальный уровень коммуникации. И социоанализ, как точно заметил В.В Гуленко, — реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

Следовательно, новая социальная наука способствует совершенствованию не отдельного человека, а социума в целом. Через изменение социальной среды к изменению индивида — такой маршрут предлагает соционика.

Любые педагогические и психологические воздействия приводят к долговременным и устойчивым изменениям лишь закрепившись на социальном уровне, в социальной структуре и оптимальной социальной среде.

Соционические технологии отвечают потребностям грядущего информационного общества. В обществе, в малых и больших группах, в массовом социуме социоанализ максимально эффективен. Сегодня пришло время переходить от теоретического этапа к этапу практическому, от просвещения интеллектуальных лидеров к массовому применению универсальной информационной технологии. Социально и типологически сбалансированный социум — основа для становления социально- и политически стабильного общества.

Постепенно зреет осознание того факта, что в совокупности с социологией и социальной работой соционика призвана изменить основы жизни социума.

Таким образом, соционика, зародившись на базе социологии и информатики, органично вошла в семью социальных наук. Наряду с социологией, соционика предлагает научные объективные методы нахождения причин конфликтов в семье, группе, организации и обществе в целом и методы конструктивного их разрешения. Там, где традиционная психология видит хаос человеческих отношений, соционика открыла четкие закономерности. Более того, она анализирует взаимодействия различных типов социальных групп, борьбу различных идеологий, мировоззрений, носителями которых выступают представители определенных типов.

Предмет соционики — социомодель (социотип), а не психотип. Психологическая типология, которая с 60-х годов 20 века применяется на Западе — это анализ отдельной личности, что приводит к упрощению и искажению. Именно у нас в стране были открыты законы отношений между юнговскими типами личности. Ведь изолированных индивидов нет, а человек — часть социальной структуры и социальной системы.

Общенаучная методика системного подхода, применяемая в социологии и соционике, позволяет глубже и точнее познать как индивида, так и специфику группы любого масштаба. Сегодня на вооружении любого исследователя и практика находятся законы человеческих отношений и законы отношений между социальными группами.

Соционические закономерности прослеживаются во всех сферах общественной жизни. Любая социальная деятельность и любая группа имеют свою информационную структуру. Социоанализ описывает законы подобного структурирования, и в этом смысле это новый научный метод.

Новый инструмент социального моделирования не только обещает новый взгляд на историю и будущие открытия, но уже доказал свою результативность. Так, А.Букалов и В.Гуленко открыли закон сменяемости социально-политических группировок (квадр) в истории. А.Букалов открыл соционную надструктуру, которая делает социон несимметричным и предопределяет однонаправленность развития общества во времени.

Важно заметить, что Букалов А.В и Гуленко В.В. не являются профессиональными социологами или историками. Это обстоятельство доказывает теоретические и эвристические возможности социоанализа, и эффективность его взаимодействия с обществоведческими дисциплинами.

К настоящему времени в соционике накоплено большое количество фактического, эмпирического материала, разработаны теоретические схемы и модели, что дает основание говорить о высокой степени объективности ее результатов.

За последние годы создана и прикладная, то есть практически применимая технология работы с людьми и группами — социоанализ (основатели — В.В. Гуленко и А.В. Молодцов). Социоанализ применяется для конструирования эффективных рабочих и учебных групп, для решения социальных, экономических и политических проблем. В уфимской группе социоанализа накоплен опыт практического применения социоанализа. Объективность, системность и изучение личности в единстве с микро- и макросоциумом позволяют перейти с уровня сложной теории на уровень получения конкретного результата. Не умаляя достоинств других направлений соционики, надо отметить технологическое преимущество школы социоанализа.

Одно из требований к науке заключается в воспроизводимости результатов, получаемых отдельными учеными. В соционике воспроизводимость, касающаяся, например, идентификации ТИМа, достаточно высока. В группе опытных экспертов она, по косвенным оценкам не ниже 85 % (16, №2, с.54)

Комплексное использование методов социоанализа в сочетании с профессионализмом членов экспертной группы, дают возможность увеличить процент воспроизводимости и точности социодиагностики.

Социоанализ в диагностике опирается на использование всего комплекса методов. Слепое доверие результатам опросников (тестирование и анкетирование), присущее традиционной психологии, исключено. Кроме того, социодиагностика, как правило, ведется не только по юнговским признакам, но и по всем дифференциальным признакам, в частности, по признакам, открытым Г.Р. Рейниным.

Важнейший методологический принцип диагностики в социоанализе — рассмотрение личности как элемента социальной системы — группы, института, общества и как части социальной структуры (группировки социотипов, квадры и т.д.). Грубейшие ошибки в социодиагностике, которые распространяются массовым тиражом, во многом проистекают из-за теоретических и методических просчетов. Предается забвению тот факт, что социотип не существует изолированно. Поэтому следует учитывать наложение на тип личности интегральных типов микро- и макросоциума. В социоанализе изучается не менее 8 уровней личностных проявлений:

  • — темперамент,
  • — поведение,
  • — характер,
  • — воспитание,
  • — социотип как ядро личности,
  • — интегральный тип неформальной группы,
  • — тип менталитета формальной группы (социальной организации) (б.с.28).

Социоанализ утверждает право каждой личности, группы, народа на самобытное существование и свободное развитие. У общества и государства сегодня нет другого выхода, кроме учета всего многообразия культурных и национальных особенностей. Попытки привести все многообразие социальных типов к одному образцу и единому стандарту не отвечают интересам личности и социума в России и Башкирии. Не рискуя впасть в преувеличение, можно сказать, что Социоанализ — это информационный рычаг и неиспользованный

резерв в гармонизации человеческих и социальных отношений в нашей многонациональной республике.

Соционика вбирает в себя многовековой научный опыт и понятия философии, теории систем, а также кибернетики, физики, математики. Опора на научную традицию позволила новой науке разработать свой теоретический и категориальный аппарат. Используя методологические достижения философии, социологии и естественных дисциплин, соционика и сама может выступать в качестве методологии. Закономерности и положения, открытые в социоанализе, становятся нормативными в социальных, исторических, литературных, экономических, политических и других исследованиях (15, с.72).

Прогностический эффект соционики продемонстрировали в своих работах А.В. Букалов, В.В. Гуленко, Г.Р. Рейнин и другие ведущие специалисты. Один из "секретов" метода социоанализа — применение моделирования — инструмента исследования, заимствованного из арсенала естественных наук. Надо заметить, что понятия и методы других дисциплин соционика видоизменяет на собственном методологическом базисе.

Уникальный аппарат структурного моделирования процессов информационного метаболизма может быть с успехом использован, в частности, в социологии и истории. Структурно-количественный инструмент соционики еще ждет своего применения в рамках различных дисциплин и предметов исследования

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. СПб, 1998
  2. Аугустинавичюте А., Социон — Соционика, ментология и психология личности (СМПЛ), 1996 — № 4
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб, 1995
  4. Букалов А.В. Соционика — новый подход к пониманию человека и общества. СМПЛ — 1996, № 1.
  5. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск -1995.
  6. Гуленко В.В. Тайна пятого измерения. СМПЛ. 1997, №2
  7. Гуленко В.В. Социетальный статус личности. СМПЛ, 1998, №1
  8. Гуленко В.В. Философские корни соционики. СМПЛ, 1998, №1
  1. Гуленко В.В. Насколько прочны основания соционики? СМПЛ, 1998, №3
  2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М., 1997
  3. Молодцов А.В. Основные понятия соционики. Киев, 1992
  4. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994.
  5. Соционика и социоанализ: введение в предмет. Уфа, 1999. 14. И.Стратиевская В. Как сделать, чтобы мы не расставались. М., 1997
  6. Чурюмов С.И. Соционика как методология. СМПЛ., 1996, №1 16.Чурюмов С.И. Соционика и философия; ничто не ново под луной.СМПЛ, 1998, №№1-3
  7. Чурюмов С.И. Возможное и невозможное в соционике, или улыбка чеширского кота. СМПЛ., 1998, №№ 4-6
  8. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999
  9. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1996
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 1. СОЦИОНИКА И СОЦИОАНАЛИЗ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК