Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 14. СОЦИОМОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ Печать

Социомодель в работах А.Аугустинавичюте представлена в виде двух колец, расположенных одно над другим. Каждое кольцо образовано из 4-х элементов информационного метаболизма (социофункции).

Горизонтальные уровни модели называются блоками. Блок состоит из двух социофункции, первая из которых является информационным входом, а вторая информационным выходом на своем уровне. К трем известным инстанциям человеческой личности (Эго, Суперэго, Ид) А.Аугустинавичюте добавила блок Суперид. Суперэго отражает требования социума к личности; Суперид требования личности к социуму. Так была достигнута логическая полнота (1,2).

Основы фундаментальной типологии личности заложил К.Г.Юнг. Указывая на это, В.Гуленко предлагает описывать социомодель в юнговских терминал. Действительно, у Юнга имеются изначально четыре блока — Эго, Персона, Тень и Анима. Так называются открытые им архетипы — образы коллективной психики. Целостность человеческой личности, завершение процесса обособления личности от внешнего мира Юнг описывал через архетип Самость. Обретение самодостаточности, самоценности личности, достижения равновесия внутри себя — это и есть Самость. Иначе говоря, Самость — это интеграция всех элементов психики в единую целостную личность или социон в человеке.

Итак, К.Г.Юнг в своих рассуждениях идет от группы, коллектива, социальной системы. По его концепции, коллективное бессознательное сказывается на повторяющихся из века в век моделях поведения больших групп и отдельных людей. Логическая стройность, полнота и системность мышления швейцарского ученого дают нам основание описать социомодель в его терминах. Это позволяет осуществить целостный подход к природе человека и общества.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ИЛИ АРХЕТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

  • 1-2 ЭГО (1,2 позиции 1, 2 функции);
  • 3-4 Персона (3, 4 функции);
  • 5-6 Анимус/Анима (5, 6 функции);
  • 7-8 Тень (7, 8 функции).

Блоки делятся на ментальные (умственные, интеллектуальные) и витальные (жизненные, биофизические, телесные). Иначе говоря, одни блоки в социомодели специализируются на умственной обработке информации, другие — на решении вопросов жизнеобеспечения, удовлетворении биологических потребностей и телесных потребностей.

К ментальным блокам можно отнести Эго и Тень — тренировка социофункций, находящихся в указанных блоках, способствует интеллектуальному и духовному развитию.

К витальным блокам относятся Персона и Анимус — развитие соответствующих функций способствует социализации, обретению устойчивого социального статуса и жизненного комфорта.

Указанная схема раскрывает тот факт, что 4 блока социомодели соответствуют 4 уровням Проявления человеческой личности. По концепции В.Гуленко, выделяют 128 физиотипов, 64 психотипа, 32 социотипа, 16 инфотипов. Практический опыт работы уфимской группы социоанализа доказывает, что в социуме действительно четко просматриваются 32 социотипа. Работа на уровне 16 типов не позволяет понять в должной мере закономерности поведения людей и групп, а также приводит к ошибкам в социодиагностике.

По степени осознанности В.Гуленко предлагает следующую классификацию блоков:

Эго — осознается, но не управляется.

Персона - осознается и управляется.

Анимус - не осознается и не управляется.

Тень - не осознается, но управляется.

Блок Тень — пример управления автоматическим способом (бессознательно).

Развитие идей Юнга применительно к структуре социомодели,

позволяет выделить блоки стабилизации (Эго и Персона) и блоки развития (Анимус и Тень). Функциональное предназначение блоков архетипической модели личности будет выглядеть’так:

Эго — ментальная стабилизация (ТО, ЗЕ).

Персона - витальная стабилизация (СЭ, ПП).

Анимус - витальное развитие (ДУ, АК).

Тень - ментальное развитие (ПО, КТ).

В скобках приводятся отношения социотипов, которые способствуют реализации этих функций. С одной стороны, в самой модели личности скрыты все возможные типы отношений, с другой стороны, каждое отношение выполняет свою функцию — либо развивает личность, либо стабилизирует личность в социально-бытовом плане.

Верхнее кольцо (стабилизации) — кольцо творчества. Нижнее кольцо (развития) — кольцо жизнедеятельности. По нему человек автоматически обрабатывает информацию и реагирует.

Кольцо стабилизации разрабатывает стратегию личности, а кольцо развития отвечает за тактику, т.е. принимает к повседневному исполнению. На далеких коммуникативных дистанциях, когда человек общается в социуме, доминирует работа кольца стабилизации — ядра личности (Эго) и социальной маски (Персона). На близких коммуникативных дистанциях ядро личности увидеть труднее. В действие вступает кольцо витального и ментального развития. (Анимус и Тень). Это внешняя оболочка, через которую осуществляется энерго-информационный обмен в малой группе, с близкими людьми.

ХАРАКТЕРИСТИКА БЛОКОВ СОЦИОМОДЕЛИ

Блок Эго (Я) — Определяет нашу личность, индивидуальность (индивидуальное сознание). В блоке Эго в свернутом виде скрыта вся личность — от телесной конституции до субъективных вкусов. Элементы блока-1 и 2 функции — являются индивидуализирующими. Блок Эго хорошо видят окружающие люди. Особенно ярко функции блока проявляются в ситуации стресса. По блоку Эго человек подчиняет себе мир, творит (блок творчества). Личность осознает свою силу по функциям (элементам) данного блока, но слабо управляет, поэтому в здоровом состоянии ведет себя именно так, а не иначе.

Сила — это диалектическое понятие. Поэтому функционирование блока Эго, т.е. развитие индивидуальности, в конечном итоге приводит к ментальной стабилизации личности.

Эго не является полновластным хозяином в своем доме. Компенсаторное развитие периодически приводит к тому, что всадник (Эго), по образному сравнению Юнга, становится лошадью: инстинкты захватывают власть над личностью. Интеллект, дух, разум символизирует Эго.

Данный блок связан с сознательным воздействием на мир, с сознательным выбором профессии, супруга, формы проведения досуга, мировоззрения, ценностей. А.В.Молодцов пишет, что содержанием функционирования блока Эго являются общечеловеческие ценности (в рамках двух функций или аспектов), призванные обеспечить функцию выживания человека как части человечества. Эго характеризует срез взаимосвязи "Я-человечество". Итак, Эго ("Знаю") — накопитель знаний, выступающий трамплином для открытия новых закономерностей. Предназначение блока — социальная активность.

По мысли А.Аугустинавичюте, Эго — экспансия во внешний мир с подчинением социума своему разуму, творчество новых нормативов, создание новых ценностей по двум доминирующим аспектам действительности.

Блок Персона - это социальная маска. Это то, какими мы хотим быть, хотим выглядеть, желаем так себя вести. Здесь проявляется давление социума на личность: желая быть в группе, в "стае", мы демонстрируем поведение по аспектам Персоны.

С первых лет жизни социум (родители, школа) фиксирует внимание на слабостях и недостатках. Так происходит привязывание личности Эго к блоку Персона. Это растворение в социальной общности, утрата индивидуальных черт, социализация.

Персона — это групповое сознание. Группа, как и любой субъект, может выполнять и позитивные, и негативные социальные функции. Подчинение Персоне (Суперэго) — следование исторически конкретным идеологическим ценностям и культурным нормам. В странах, где традиционно сильно влияние религиозного экстремизма, призывающего к искоренению иноверцев, Персона может толкать личность к проявлениям физического насилия и террора. "Любая религия уводит от индивидуального сознания к коллективному, и человек идет не к себе, а неизвестно к кому. В результате он и тем не становится, к кому идет, и собой не становится" (10, с. 12).

Иногда Персону характеризуют как "Совесть". Однако, это не совсем точно. Для авторитарных и тотальных политических режимов такое определение не подходит, ибо естественная совесть там полностью вытесняется страхом. Существует в основном принудительная совесть, ложь, лицемерие, мифы и утопии.

По блоку Персона создается представление о себе сквозь призму социума: если меня принимает общество, группа, значит, я хороший. Персона осознается и управляется, что облегчает организацию личности и социальный контроль. В конечном счете, развитие функций блока Персона дает удовлетворение от устойчивости своего социального статуса и обеспечивает витальную стабилизацию.

Персона характеризует социальный уровень личности, символизирует рассудок, логику, расчет (нормативное поведение в обществе). В цивилизованном развитом социуме Персона выполняет позитивные нормирующие функции. Данный блок связан с социальными экспектациями, с тем, что социотип (ТИМ) не считает возможным нарушить. А.В.Молодцов пишет, что блок Персона выполняет функцию выживаемости в данной социальной среде и окружении. Он характеризует срез отношений "Я-общество". Поэтому содержанием его функционирования выступают не общечеловеческие ценности, а те, которые приняты в данном социуме.

Персона состоит из двух социализирующих функций. Если Персона вытесняет Эго, то наступает депрессия, пессимизм, апатия, чувства безысходности и несчастья, утрата творческой индивидуальности. Другая крайность: полное господство Эго над Персоной. Это приводит к девиантному поведению, неуправляемости и агрессивности индивида.

Персона — это поведение человека в социуме (3 и 4 функции в модели). Это не сущность, а форма поведения личности, способ адаптации личности в обществе. Чем выше уровень адаптации личности к социуму, тем меньше ощущается регламентация и давление общества.

Блок Анимус/Анима - архетип души. Две ипостаси у архетипа души — мужское в женщине (анимус) и женское в мужчине (анима).

По Юнгу связь двух ипостасей души отражает симбиоз родитель-ребенок или мужчина-женщина. Зависимость родитель-ребенок нужно постепенно ограничивать, доводя до разрыва, а зависимость мужчина — женщина — ассимилировать в целостной личности.

Именно в блоке Анимус скрыта глубинная, естественная совесть. Анимус — это коллективное бессознательное. Это культура человечества, его мифология; Коллективное бессознательное — опыт и знания человечества — скрыто в глубине нашей души. Поэтому общечеловеческая и общекультурная совесть находится в блоке Анимус. Это то, что делает похожими людей одного социотипа и отражает общность человечества, независимо от этнических, социальных и возрастных отличий. Согласно закону дуализации, открытому в соционике, доступ к глубинам души, к вечным знаниям имеют только дополняющие типы личности. Без приведения в действие тайных сил души невозможно полноценная самореализация.

Души умерших людей воплотились в культуре. А.Л.Панченко верно заметил: "Люди переселились на землю индейцев, чьи духи ушли в землю эту и поэтому их коллективное бессознательное пропитано духом индейцев. И поэтому в основе своей совесть американцев — это индейская совесть. Приезжайте вы на узбекскую землю и очень быстро напитываетесь теми же духами. Приезжайте в Удмуртию и вдруг становитесь очень похожими, на всех удмуртов в своей основе" (10).

Анимус — это ребенок, блок в структуре личности, который не осознается и не управляется. Воздействие на функции блока Анимус дает жизненный комфорт, но расслабляет и не способствует мыслительной деятельности. Поэтому В.Гуленко функцию блока Анимус видит в витальном развитии личности.

По этому блоку человек воспринимает социум сквозь призму своей личности: что он дает для моего физического и душевного комфорта? Если он дает мне то, что я хочу, то хорошее окружение, хорошие люди вокруг меня. Иначе говоря, Анимус связан с характером претензий и упреков, которые ТИМ предъявляет социальному окружению.

Исходя из того, что блок социомодели Анимус отражает общечеловеческую культуру и глубины души, то поведение и проявление личности по функциям (аспектам) данного блока надо признать более естественным, нежели по блоку Персона. Однако, общество "убивает" живую душу и побуждает нас одевать социальную маску.

Назначение блока Анимус — переработка информации для удовлетворения собственных биологических потребностей. Это то желаемое, которое индивид неосознанно’стремится получить от других людей. По словам А.В.Молодцова, Анимус — это блок эгоцентризма, работающий по принципу получения удовольствия. Явно завышенные требования по блоку "Хочу" могут привести к мании величия.

Блок Тень - этим архетипом в структуре социомодели Юнг обозначил скрытые, оборотные (теневые) свойства личности. По концепции В.Гуленко, именно в области Тени следует искать источник наибольших затруднений, трудно осознаваемых проблем в жизни индивида. Но именно напряжение, возникающее данной части структуры личности, благоприятно для мыслительной деятельности. Тень — источник ментального развития, интеллектуального роста.

По блоку Тень человек работает по просьбам, исходящим от социума. Тень соответствует физическому уровню (я и дело, "Могу").

Тень — это лошадь, которая норовит стать всадником. Революция инстинктов и животных влечений периодически происходит внутри нас и в обществе. Тень олицетворяет сферу эмоций и биологических инстинктов. Данный блок 7 и 8 функций в структуре социотипа связан с физической демонстративностью и социальной программированностью. Работая по заказу социума, индивид нуждается в похвалах, комплиментах, одобрении своих усилий по аспектам соответствующих функций.

Блок Тень, пишет А.В.Молодцов, отвечает за переработку информации, необходимой для производства материальных благ и поддержки биологической жизни. Он характеризует взаимосвязь "Я-природа". Блок "Тень", в более узком смысле, показывает, как данный социотип решает повседневные бытовые вопросы. Тень — это накопитель индивидуального практического опыта по обеспечению повседневных потребностей. Насколько обществом, в первую очередь ближайшим окружением, поощряются успехи и усилия этого блока, настолько нужным чувствует себя человек.

КЛАССИФИКАЦИЯ БЛОКОВ

Различают рациональные и иррациональные блоки. В рациональных блоках первый элемент (Р, Е, L, R) определяет социотип планомерика. В иррациональных блоках первый элемент (F, I, S, Т) определяет социотип спонтаника.

Нечетные элементы (1,3, 5, 7) в блоках называются акцептными (воспринимающими информацию), четные — продуктивными (выдающими информацию).

Примеры функционирования иррациональных блоков:

  • SE — поел вкусное (S) -> повеселел (Е).
  • ТЕ — почувствовал опасность (Т) -> настроение падает (Е).
  • SP — мне приятно (S) -> буду хорошо работать (Р).

Примеры действия рациональных блоков:

  • ES — мне подняли настроение (Е) -> стало приятно (S).
  • LF — высокий социальный статус (L) -> высокая оценка качества личности (F).

Можно выделить также экстравертные и интровертные блоки. Экстравертные блоки — те, в которых первый элемент — I, F, Р, Е. Интровертные — те, первый элемент которых — Т, S, L, R.

Примеры функционирования:

  • Интровертный блок RF.
  • Я люблю (R) -> значит, она красива (F).
  • Экстравертный блок FR.

Он сильный, красивый, модно одетый (F) -> поэтому я его люблю(К).

А.Аугустинавичюте выделяет также экспансивные блоки (Эго и Тень), находящие.ся на крайних позициях в социомодели и серединные (Персона и Анимус).

В первых двух блоках социум "потребляет" индивида, на серединных общество оплачивает усилия и услуги индивида. На экспансивно-деловых блоках индивид проявляет свободу активности, обслуживая общество и себя. На серединных блоках индивид долго выжидает, проявляет сомнения и нерешительность. В целом блоки Эго и Тень работают в качестве продуктивных: они больше выдают информации, чем потребляют ее в готовом виде, без переосмысления. В качестве воспринимающих (акцептных) уровней работают Персона и Анима. Они нуждаются в постоянном информационном "питании". Персона и Анима настроены на прием, а не на выдачу новых информационных продуктов.

А.Аугустинавичюте пишет, что "акцептные полутакты отличаются от продуктивных большей выносливостью на перегрузки. По продуктивным — пониженная выносливость. Акцептные элементы для того и существуют, чтобы получать со стороны внешнего мира

информационные удары. Совершенно другое — удар по продуктивному полутакту. От этого становятся на дыбы, возмущаются, теряют направление, столбенеют, приходят в бешенство и т.п. Потому что воспринимается это как удар по голове". Приводится пример с возгласом "скорей, скорей!" (Т). Планомерик воспринимает эти слова как удар по голове (у него это продуктивный элемент).

Наличие в структуре личности 4-х блоков означает, что в каждом из нас существуют, по меньшей мере, 4 относительно автономные личности. Строго говоря, в качестве архетипа Самость в личности присутствует социон — система из 16 инфотипов или 32 социотипов. Однако, 4 инфотипа доминируют, а один — составляет ядро личности.

Таким образом, целостность личности означает систему отношений между блоками или различными частями структуры социомодели. Четкое представление о структуре личности позволяет наладить гармоничное взаимодействие всех элементов и блоков. Нарушение динамического равновесия в системе функционирования четырех блоков ^приводит к психосоматическим заболеваниям. Эффективное сотрудничество между 4 относительно автономными личностями важно не только в плане обеспечения здоровья. "При проведении социодиагностики, чтобы избежать наиболее вероятных ошибок, необходимо выработать 4 параллельных гипотезы. Из-за того, что человек может растождествляться со своим Эго и отождествляться либо с Персоной, либо с Тенью, либо с Анимой" (6, с.25-26).

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

Результаты функционирования каждого блока социомодели можно

рассматривать как отдельные ступени самореализации и социализации личности. В первой четверти своего жизненного пути человек больше утверждает себя в социуме как биофизический организм (Тень). Тогда же наступает эмоциональный праздник (Анима). К наступлению взрослости актуализируется работа социального блока (Персона). Духовность, жизненная мудрость выступают своеобразным итогом жизненного цикла (Эго и Самость). Внутри каждого этапа есть свои стадии, но это тема отдельного анализа.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ СОЦИОМОДЕЛИ

В структуре социомодели присутствуют все социофункции. Однако сила и возможность функции зависит от ее места (позиции) в формуле социотипа. Как отмечено выше, каждый блок представлен двумя элементами, а всего их — 8. На месте каждого из элементов, как в ячейках, располагаются в определенном порядке 8 социофункции.

Нечетные функции -1,3,5,7- принимают и передают вербальную (словесную) информацию в непрерывном режиме. Для них неблагоприятен режим дискретной загрузки и передачи информации невербально (несловесно) — делом. Четные функции — 2, 4, 6, 8 -напротив, работают в режиме дискретной загрузки и принимают-передают информацию невербально, делом. Режим непрерывной загрузки и прием-передача вербальной информации для них не свойственны и вызывают переутомление.

В описании позиций модели наиболее обоснованной теоретически и проверенной эмпирически является авторская разработка В.Гуленко (8). Ниже приводятся материалы и других соционических школ, которые нашли подтверждение в нашей практике.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЗИЦИЙ

Кольцо стабилизации

1. Целевая, ведущая. Могу-функция. Творческий потенциал личности. С ее помощью социотип движется к стратегическим целям. Это ядро личности. Через данную функцию человек осмысливает любую новую жизненную задачу. Целевая функция включена практически постоянно. Наиболее консервативная. Переубедить человека по информации, касающейся области его первой функции, очень трудно. Возможен даже агрессивный отпор. Но именно в

ведущей функции заключен незаменимый вклад личности в коллективное социальное действие.

В обычном, "трезвом" состоянии сознания мы редко демонстрируем окружающим людям ведущую функцию. Ядро личности -это скрытая от поверхностного социального наблюдения сущность. Первая функция демонстрируется в измененном состоянии сознания, но не всем, а только значимым для данного субъекта людям.

По целевой функции осуществляется сбор информации для принятия крупных решений. Причем личность по первому элементу напрямую воспринимает информацию извне. Здесь важен не столько результат, сколько процесс.

По аспектам первого элемента мы можем шутить и критиковать. В свой адрес также легко воспринимаются шутки и критика (если она не огульно отрицает нашу позицию).

Если человек действует согласно программе целевой функции, его мироощущение и миросозерцание оптимистично. Это означает самореализацию личности. В противном случае он может испытывать недовольство, сопряженное с переживанием напрасно прожитых лет.

2. Решательная функция. Осуществляет аналитическую обработку информации и принятие решения. Функция понимания и координации, играющая роль диспетчера: контролирует работу всех остальных функций. По этой функции индивид принимает крупные, поворотного плана решения, которые воплощаются в его поступках. Индивид по решательной функции выдает новые информационные продукты- идеи, решения, действия. Решательная функция в социуме демонстрируется чаще, чем целевая. Сознательно демонстрируется вторая функция значимым людям. По решательной функции чаще всего происходит выбор супруга. Активизируется эта функция и в измененном состоянии сознания. Здесь важен результат.

Если размышляет человек по 1 функции, то поступки совершает по второй. Режим действия — импульсный, взрывной (озарение, прозрение). По сознательному желанию не включается.

По второму элементу индивид делает выводы, создает новую информацию для себя, для других.

Благодаря функционированию второго элемента осуществляется прогресс в развитии личности, в развитии науки и культуры.

3. Манипулятивная или На до-функция. Эффективна в ситуации стресса. Чтобы привести ее в действие, нужно заставлять себя, прилагать усилия. Другие названия третьей функции: поведенческая, тренируемая, нормативная, адаптационная. Это тот резерв, который

бросается в бой здесь. Самая гибкая функция.

По третьей функции происходит приспособление человека к условиям социальной сферы. Эта функция подчеркнуто проявляется при входе человека в новый социум — знакомствах, вживании в коллектив. Манипулятивная функция — это функция "подъема в гору", что стоит человеку больших затрат. Это то, чем индивид гордится.

В нормальном состоянии сознания мы чаще всего выдаем окружающим манипулятивную функцию — это роль, своеобразная театральная маска, наружная сторона личности. По ней личность осуществляет поведение в социуме. Это поведенческая функция, а не лицемерная игра. Абсолютное большинство социальных коммуникаций мы осуществляем с третьей функции. Манипулятивная функция демонстрируется, как правило, незначимым людям.

Поведенческая функция постоянно проявляется по времени и в пространстве. Человек слабо ориентируется, где какие правила поведения по данной функции соблюдать, поэтому возможны ошибки и неуместные поступки. Опасность фальши и неподходящей маски, вероятность ее проявления в форме деструктивной игры (манипуляции по Э.Берну).

Шутки и критика по аспектам третьего элемента воспринимаются плохо. Зато невротизация личности проявляется, прежде всего, на 3 функции.

4. Консервативная функция. Действует в силу привычки, традиции, стереотипа. Функция накопления опыта и защиты себя от переутомления. Стоп-функция, в которой переплетаются все остальные функции. Через нее идет процесс гармонизации типа. Это звено обратной связи.

Проблема консервативной функции в том, что человек неадекватно оценивает себя по ней. При естественном проявлении 4-ой функции человек спокоен относительно своей репутации в глазах окружающих.

Поведение по консервативной функции продуцируется, как и по целевой, в измененном состоянии сознания. Однако, демонстрация 4 функции предназначается, как правило, для незначимых людей, к которым относятся и близкие люди, ставшие повседневным предметом обихода и "деталью" интерьера.

По консервативной функции самооценка либо занижена, либо завышена. Здесь узел личных проблем.

По аспектам четвертого элемента мы действуем неуверенно, со страхом. Шутки и критика нежелательны, также как и обсуждение и заострение внимания.

Кольцо развития

5. Расслабляющая (релаксационная) функция. Хочу-функция, дающая расслабление, успокоение. Функция отклика, непроизвольной реакции. Совпадение ожидаемого и получаемого по этой функции делает жизнь человека комфортной и самодостаточной. При постоянном, длительном воздействии на эту функцию повышается работоспособность человека и творческий потенциал. Индивид бессознательно стремится получить соответствующую информацию, дающую ему жизненную энергию.

Активно проявляется в коммуникации с незначимыми людьми. Если окружающие люди не соответствуют его требованиям, индивид склонен обвинять их в том, что они "не такие", давать им отрицательную субъективную оценку. На этой почве может сформироваться обвинительный уклон, нежелание признавать своеобразие других людей.

По релаксационной (суггестивной) функции осуществляется бессознательное внушение, здесь — резервуар потенциальной витальной энергии. При восприятии информации главное — ее форма, а не содержание. Если форма устраивает, личность оценивает информацию как благоприятную, если форма не устраивает — информация отвергается или оценивается негативно. Деструктивное воздействие на данный элемент приводит к витальному угнетению человека.

6. Активационная функция. Дает тонус, повышает жизненную энергию. Буду-функция, обновляет человека как личность. По ней как бы обретается "второе дыхание". Хотя обновление может произойти и в отрицательную сторону.

Воздействием на 6 функцию человека можно включить в работу. Информация должна передаваться порциями. Непрерывный режим воздействия на эту функцию приводит к дискомфорту и перенапряжению.

По активационной функции индивид учится оценивать, что хорошо, а что плохо.

Данная функция актуализируется в измененном состоянии сознания, но адресуется незначимым людям.

Активационная функция поддерживает баланс энергоинформационных потоков. Недостаток информации по аспекту этой функции приводит к беспричинному томлению или депрессии. Подача информации на 6 функцию поднимает общий тонус, уравновешивает личность.

7. Критическая функция. Знаю — функция, по которой социотип дает

советы и оценки. Сам же не всегда в состоянии следовать своим советам. 7-ю функцию также называют контролирующей, по ней личность требует от других соблюдения’норм. Правильные слова с большим трудом воплощаются в дела.

Согласно последним данным, именно 7-я функция является слабым звеном в цепи элементов личности. Основные проблемы социотипа связаны с данной критической функцией. Здесь — средоточие жизненных малоосознаваемых страхов. Неадекватные действия по 7 функции приводят к жизненным кризисам.

Критическая функция находятся в постоянном движении. Она может привести к трансформации всего мировоззрения и жизненных ценностей.

8. Операциональная функция. Осуществляется в практической деятельности. Функция, ведущая к самореализации в одиночку. Очень работоспособная. Человек может реализовать себя по 8 функции, если не удалось проявить себя по 1-ой, целевой. Поступки индивида по этой функции всегда демонстративны, легко заметны и проявляются на близкой дистанции. Необходимо, чтобы работа операциональной функции была отмечена в социуме.

Оживляется данная демонстративная функция в измененном состоянии сознания, но для значимых людей. Работает в импульсном режиме. Нуждается в поощрении и благодарности за выполненную работу. На 8 элементе индивид склонен изнурять себя непосильным трудом до тех пор, пока его труд не будет признан и оценен. Чем ближе люди, которые выказывают благодарность, тем лучше самочувствие личности.

8 функция действует в автоматическом режиме. О.Слинько сравнил ее с автопилотом. Близкие люди могут положиться на "пилотную" функцию партнера.

РЕЗЮМЕ

Знание социомодели имеет важное значение в практике работы с людьми. Это позволяет:

  • — осуществить индивидуальный подход к человеку данного социотипа;
  • — более точно осуществлять социодиагностику;
  • — моделировать поведение людей в рамках различных социальных групп;
  • — квалифицированно решать личные проблемы физического, социального и духовного уровней;
  • — обрести Самость, достичь целостности Я;
  • — гармонии в отношениях с собой и другими;
  • — более глубоко понять интертипные отношения;
  • — более точно проводить психокоррекционную, социальную и педагогическую работу и т.д.

Заполнение позиций в социомодели

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Социон //Соционика, ментология и психология личности (СМПЛ), 1996, №№ 4-5.
  2. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений //СМПЛ, 1997,№№ 1-5.
  3. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма//СМПЛ, 1995, № 2.
  4. Букалов А.В. О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр // СМПЛ, 1995, № 1.
  5. Васильев В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других — найди себя. — Томск, 1996.
  6. Гуленко В.В. Архетипическая трактовка модели психики в соционике //СМПЛ, 1998, № 2.
  7. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели // СМПЛ, 1998,№3.
  1. Гуленко В.В. Структурно-функциональная модель. //СМПЛ, 1998, №4.
  2. Молодцов А.В. Основные понятия соционики. Методы анализа личности. Киев, 1992.
  3. Т. и А. Панченко. Психоаналитическая динамическая соционика. Барнаул, 1995.
  4. Роузен Д. Дао Юнга. Путь целостности. Киев, 1997.
  5. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы, 1997.
  6. Слинько О.Б. Люди в вашем деле. К., 1996.
  7. Чурюмов С.И. Наброски к тестированию соционического типа по модели "А" //СМПЛ, 1997, № 1
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 14. СОЦИОМОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ