Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

ТЕМА 20. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА Печать

I. Отношения социального прогресса

Согласно концепций соционики и социоанализа, аспекты социальной действительности отражаются в мозгу человека с разной степенью дифференциации и осознанности. Наиболее дифференцированно воспринимается информация, которая передается обществу. Представитель каждого социотипа по одним аспектам действительности передает информацию, по другим — получает ее от других членов социума. Отсюда — разделение труда, специализация и потребность в кооперации людей, относящихся к разным типам интеллекта.

Единица человеческого сообщества и основа социальной природы человека — социон — система взаимодействия индивидов с разными типами ИМ. Восемь диад социотипов разбиваются на два энергетических кольца. По А. Аугустинавичюте, в кольцо входят четыре диады, связанные между собой односторонней связью. Иначе говоря, новая информация течет лишь в одну сторону.

Социону как единице общества присущи все закономерности развития общества. "Прогресс общества прямо пропорционален степени или коэффициенту его соционности" [1, 40]. Чувство социальной необходимости прямо пропорционально включенности индивида в его соционную структуру.

А. Аугустинавичюте впервые в мировой науке высказала мысль о связи скорости развития общества с его социальной структурой, слитой воедино с соционной структурой. Качество соционных или интертипных связей позволяют увеличить коэффициент социальной полезности использования внутреннего потенциала индивида. "Конкурентная борьба — это всегда старание найти в обществе место с большим КПД, место, на котором проявление активности обеспечивается нужными соционными связями, что самим человеком воспринимается как большая степень признаваемости" [1, 40-41].

Механизм социального прогресса раскрывается прежде всего через асимметричные отношения односторонней информативности или односторонней авторитетности. Другими словами, с представителями одних социотипов индивид вступает во взаимодействие потому, что это нужно ему самому, для достижения личного комфорта. В асимметричные отношения он вступает потому, что это необходимо для социума, для удовлетворения нужд социальной

микро- или макросреды. Отношения социального заказан социальной ревизии удовлетворяют потребности общества как единого целого, способствуют зарождению социальных интересов и образуют коммуникативный механизма социального прогресса.

Асимметричные отношения "…объединяют людей в обществе, опутывая их невидимыми путами неравноценной информации, привязывая друг к другу чувством долга, социальной ответственности и препятствуя распаду общества на отдельные семьи" [1, 269]. По мысли родоначальницы новой науки, именно ИО заказа и контроля позволяют обогатить человечество качественно новой социальной информацией. Они служат также для передачи личного и социального опыта, коррекции и направления активности индивидов в определенное русло.

Значимая социальная проблема для типа интеллекта, находящегося на следующей ступени социального кольца, превращается в социальный заказ. "Исполненный социальный заказ обогащает общество чем-то новым, но это воспринимается не обществом в целом, а следующим перцепиентом и именно из-за того, что обществом это отвергается или воспринимается недостаточно активно, а индивидом будет принято как заказ" [1, 267-268].

Каждый социотип выполняет свою часть социального заказа, — в соответствии с социальной функцией своего интеллекта. У одного возникает потребность, другой осознает ее, отзывается и находит решение проблемы, третий претворяет его в жизнь. Новая, идея воспринимается только людьми с определенным типом ИМ. Четыре кольца социального заказа — это система превращения социальных проблем и потребностей всех социотипов в систему социальных заказов.

А. Аугустинавичюте объяснила спиралевидность механизма социального развития, о котором было известно уже давно. "Социальный заказ вместе с передаваемым опытом движется по кольцу, каждый партнер-перцепиент находится на более высокой, по сравнению с партнером-индуктором, ступени социального опыта и заказа, что, вместе взятое, и образует спираль" [1, 268-269].

Скорость передачи социального заказа прямо пропорциональна социальной мобильности в обществе. Открытое, демократическое общество с рыночной экономикой естественно создает коммуникативную среду для более успешного действия закона социального развития, в которой каждому партнеру-заказчику легче найти партнера-контрактора. Причем партнер-контрактор находится

на более высокой ступени в кольце социального заказа, чем передатчик.

Социальность заказа проявляется не только в том, что он включает не личное, а общественное задание, но и в том; что непосредственной пользы от его выполнения заказчик не получает. "Для того, чтобы стало возможным использование нового, оно должно обойти все кольцо передачи опыта и дойти до заказчика уже с другой стороны. Можно лишь с большим или меньшим удовлетворением наблюдать за судьбой "начатого" дела. Но и это условно, так как зачинателей нет, есть только продолжатели" [1,269-270].

Для каждого индивида-контрактора общество начинается с партнера-заказчика. Партнер-передатчик отождествляется с социумом, а его потребности — с потребностями общества. Наиболее зрелыми можно считать такие человеческие сообщества, которые обеспечивают достаточное количество контактов между всеми социотипами, что способствует эффективному действию механизма социального заказа.

Отношения социального контроля в механизме социального развития исполняют вспомогательную роль. Их функция — держать под контролем индивида, находящегося на следующей ступени в кольце социального прогресса. Причем обнаруживается социальная роль, и дуальных отношений. Суть кооперации индивидов, находящихся в данных ИО: один дает социальный заказ, другой так же неосознанно и автоматически следит за его исполнением [1,300].

Движение потока информации часто тормозится на социотипе IL. Такие его представители как Д.И. Менделеев, К. Маркс, А. Эйнштейн, Э. Циолковский сумели, хотя и не без трудностей и искажений передать качественно новую информацию по кольцу социального прогресса. Однако уже почти 30 лет большие препятствия для своего распространения встречает концепция соционики, созданная как раз представителем социотипа IL, а еще ранее остракизму были подвергнуты идеи К.Г. Юнга (социотип LI).

Наблюдения показывают, что представителей социотипов IL и LI, потенциально обладающих наивысшим в соционе и социуме научно-исследовательским и интеллектуальным потенциалом, не пускают в среду академической науки или изгоняют из нее под надуманными предлогами. Чего уж говорить о престижных должностях? Во всем мире низок процент действительно продуктивных ученых, то есть тех, кто открывает новое и раздвигает границы познания Вселенной. Социальный прогресс замедляется не только потому, что научно-технические проблемы берутся решать люди, социотип которых не совместим со сферой их деятельности. Причина и в другом: социотип

ЕТ, призванный быть приемником качественно новой информации, в социуме часто выполняет роль критика или гонителя социотипов LI и IL. В результате качество передаваемой социальной информации ухудшается, человечество трагическим образом повторяет из века в век одни и те же ошибки.

Кто же поддержит идеи и деятельность представителей социотипов IL и LI, если их мало среди академических ученых и в официальной науке и, тем более, мало их проникает в сферу государственной власти, где сосредоточены материальные ресурсы и организационные возможности? К тому же передовые представители типа ИМ ЕТ более склонны уходить в сферы искусства и религии, нежели в объективную науку.

Итак, 8 диад образуют два кольца социального прогресса, движением информации в которых объясняется закон развития общества по спирали. Эти два кольца составляют социон, в котором наиболее полно воспринимается и обрабатывается информация, так как в этом процессе участвуют все социотипы.

II. Соционические закономерности как основа социальных технологий

Методы интегральной соционики дают возможность установить четкую структуру ментальности этноса. Определение интегрального социотипа нации, региона, города, поселка, организации помогает понять сильные и слабые стороны конкретных социальных общностей, источники их трудностей и проблем, дать рекомендации по их компенсации. Например, структура интегральной социомодели этноса США включает в качестве ведущей функции деловую логику (Р). Р как ведущая функция восприятия и действия ментальности народа определяет уровень развития экономики этой страны и ее ведущую роль в этой сфере на мировом уровне. В структуре интегральных социомоделей России, Украины или Белоруссии эти функции находятся на слабых позициях — отсюда сложности с реализацией экономических реформ. Учет информационной структуры народов стран СНГ и, в частности, Башкирии, позволяет предложить рекомендации по оптимальному проведению экономических и социальных реформ с минимальными издержками [3, 8-10].

Исследование проблем алкоголизма и наркомании, проведенное А.В. Букаловым, показало их четкую связь со структурой ментальности этноса (например, России или США) [3].

Методы социоанализа позволяют описывать взаимодействие государственной власти с обществом. Возникновение благоприятного

резонанса между политическим лидером и нацией дает возможность эффективно управлять страной. При неблагоприятном информационном резонансе общество отторгает своих лидеров или дезинтегрируется, как это было, например, в царской России в 1905-1917 гг. с Николаем II [3].

Социологические соционические технологии позволяют успешно воздействовать на настроения населения любого конкретного региона путем определения интегральной структуры ментальности. Так, в 2000г. Ассоциация "Социон" провела исследование по теме: "Интегральный тип Альшеевского района и поселка Раевский как целостных социальных субъектов". Методы социоанализа позволили дополнить данные социологического исследования и предложить рекомендации, конкретизированные для данных общностей.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ ТЕМА 20. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА