Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 2. СОЦИОАНАЛИЗ — НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ Печать

Социоанализ — одно из новых направлений в изучении человеческих отношений, помогающее человеку эффективно и бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Его основа проста и практична: это выделение социотипов, или психологических типов, проявляющихся во взаимодействии людей друг с другом. Социотип — это то общее, что характеризует людей определенного психологического склада, несмотря на индивидуальность и неповторимость каждого: ориентация на холодный логический расчет или на человеческие чувства, видение долговременных перспектив или только сиюминутный выгоды, гибкость или прямолинейность, последовательность или непостоянство… каждый социотип — а всего их 16 — характеризуется определенным набором парных признаков: рациональность/иррациональность, этика/логика, интуиция/ сенсорика, экстраверсия/интроверсия. И основаны эти признаки, как показывают современные исследования, да строго определенных характеристиках нашего мозга, его двух "половинок" — полушарий.

Левое полушарие — логическое, связанное с речью. Окружающий мир оно воспринимает, подвергая его анализу, раскладывая на составные части. Правое полушарие — интуитивное, связанное со способностями к художественному творчеству. Оно воспринимает окружающий мир синтетически — целостно, объемно.

Так полушария дополняют друг друга, позволяя нам посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения, представив его более полно. Но оказывается, в этом дуэте полушарий роли неравноправны: одно из них является ведущим, оно берет власть в свои руки, показывая присущий ему "характер". Так, человек, мыслью и поведением которого в большей степени "командует" левое полушарие, по отношению к жизни — человек рациональный, последовательный. Жизненный стиль его прямолинеен: поступки его предсказуемы, он строит свою жизнь, отношения с окружающими, полагаясь на разум, опираясь на факты. Он стремится планировать свои действия, вплоть до мелочей, все объяснить, разложить "по полочкам". Его гнетет, тяготит любая неопределенность. В отношениях с людьми склонен к постоянству. Зачастую ему не достает гибкости, дипломатичности.

Человек, подчиняющийся правому полушарию, по своему поведению человек иррациональный, который плывет в потоке жизни,

полагаясь на чувства целесообразности, справедливости, симпатии или антипатии. Он идет по жизни как бы с закрытыми глазами, ведомый подсказками чувств, как в детской игре "холодно — горячо". Это помогает ему легче переносить неопределенность, ориентируясь в "мутной воде" хаоса, непредсказуемый мозаике калейдоскопа жизненных обстоятельств. Его поступки часто неожиданны, настроение бывает подвержено перепадам.

От того, насколько динамично "половинки" нашего мозга обмениваются информацией друг с другом, зависят такие признаки, как экстраверсия и интроверсия. Экстраверт- человек, психологически как бы открытый, обращенный вовне, его внимание направлено на внешнюю сторону явлений. Он легко схватывает новое, хотя и воспринимает его несколько поверхностно, а также свободно взаимодействует с людьми, расширяя круг связей и знакомств. Интроверт же — человек погруженный в свой внутренний мир. Новую информацию он перерабатывает глубоко, производя иногда впечатление тугодума. В общении более разборчив, а порой и просто замкнут.

Левое полушарие связано с такими признаками, как логика и этика, по-разному влияющими на наши отношения с окружающими.

Человек, ведомый в отношениях с окружающими логикой, смотрит на них весьма однобоко. Он глух к оттенкам человеческого общения -интонации, намекам, мимике и жестам, не умеет чувствовать настроение собеседника. Поэтому-то в отношениях с людьми он руководствуется логикой, и человеческое общение для него напоминает шахматную партию. Чтобы понять собеседника, он пытается "просчитать" его "ходы", его мысли и действия.

Человек, у которого логика стоит в отношениях с окружающими на первом месте, зачастую эмоционально холоден, старается не допускать бурных проявлений чувств.

Человек — этик же, наоборот, тонко чувствует внутренний мир собеседника, как в зеркале, отражая малейшие его душевные движения. Поэтому в отношениях с людьми он руководствуется чувствами, и человеческое общение для него напоминает игру актеров на сцене, где сам он легко может понять партнера, "на собственной шкуре" почувствовав, каково ему, вживаясь в его роль, испытывая те же чувства.

Словом, общение — его стихия. Зато там, где требуется холодный расчет, манипулирование вещами, фактами и цифрами, этик проигрывает логику. Здесь он быстро устает от скуки и часто теряется, увязая в мелочах, во второстепенных деталях.

Правое полушарие связано с такими функциями, как интуиция и сенсорика.

Человек интуитивного типа может легко перемещаться во внутреннем, психологическом времени, то оглядываясь назад, то забегая вперед, в будущее. Это позволяет ему как ощущать течение времени в окружающей жизни, соответственно планируя свои действия (интуиция времени), так и интуитивно предвидеть перспективы развития ситуации (интуиция возможностей). В то же время за дар предвидения приходится расплачиваться тем, что временами он может отрываться от реальной почвы, уходя в иллюзорный мир мечты.

Человек сенсорного типа, в противоположность интуитивному, реагирует только на сиюминутную реальность, живет полностью в настоящем времени, "здесь и сейчас". Зато живет полнокровно, ярко, буквально купаясь в многообразии ощущений. Этот человек — практик. Для него конкретная синица в руках куда важнее призрачного журавля в небе.

Таковы те "кирпичики", из которых складывается пестрая мозаика психологических типов.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 2. СОЦИОАНАЛИЗ — НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ