Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 12. ТЕМПЕРАМЕНТНЫЕ ГРУППЫ В СОЦИУМЕ И СОЦИОНЕ Печать

Каждый человек обладает не какой-либо одной чертой, а множеством зачастую довольно противоречивых черт. Поэтому для полного понимания личности необходим анализ всей сложной, многосторонней и противоречивой ее структуры. Необходимость такого анализа является следствием многомерности самого изучаемого явления.

Для этого рассмотрим классические темпераменты и их соотношение с социотипами.

Прежде всего темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — это те индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека, проявляющуюся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Другими словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности человека.

Разобьем социон на четыре темперамента, используя две юнговские шкалы — экстра/интроверсия и одну из павловских шкал -подвижность нервных процессов, которая больше всего соответствует соционическому признаку "иррациональность". Иррациональные типы легко переключаются с одной деятельности на другую, отличаются большей гибкостью в поведений. Рациональные же типы имеют инертную нервную систему, т.е. с трудом работают в режиме постоянных переключений, в поведении последовательны и надежны.

А теперь посмотрим, как данные шкалы — рациональность -иррациональность и экстраверсия — интроверсия — образуют четыре группы соционических темпераментов:

1. Линейно-напористый темперамент

Этот темперамент представляют рациональные экстраверты -Энтузиаст, Наставник, Предприниматель, Администратор. Эти социотипы отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешанность, свойственная им, ярко сказывается в их деятельности: они с увлечением и даже страстью берутся за дело, проявляют инициативу, работают с подъемом. Но запас нервной энергии у них может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Положительные стороны линейно-напористого темперамента -энергия, активность, напористость, инициативность. Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам, которые часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

2. Уравновешенно-стабильный темперамент Представители этого темперамента рациональные интроверты -

Аналитик, Инспектор, Хранитель и Гуманист. Они медлительны, неторопливы, спокойны как внешне, так и внутренне. И.П. Павлов охарактеризовал людей этого темперамента так: "Флегматик -спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни". В деятельности они проявляют основательность, продуманность. Склонны к порядку, привычной обстановке, не любят перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводят начатое дело до конца. Интровертная рациональность делает их сдержанными и постоянными, не отвлекающимися на внешние раздражающие факторы. Уравновешенного нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. У данного темперамента хорошо формируются такие черты, как усидчивость, аккуратность, точность, последовательность действий. Но иногда могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень, безразличие к труду и окружающей жизни, людям и к самому себе.

3. Гибко-разворотливый темперамент

Его составляют иррациональные экстраверты — Изобретатель, Покровитель, Политик и Советчик. Социотипы этого темперамента живые, активные, "горячие", очень продуктивные деятели, но лишь

тогда, когда у них много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Они всегда ищут новых впечатлений; если их нет, становятся скучными и вялыми. Эмоционально неустойчивы, после вспышек раздражительности они очень быстро успокаиваются. Быстро забывают обиды, сравнительно легко переживают неудачи. Все это благодаря иррациональной экстраверсии. Гибко приспосабливаются к изменившимся условиям, новым людям и новой обстановке. В коллективе чувствуют себя уверенно, быстро сходятся с людьми, не боятся риска и ответственности. Легко справляются с задачами, требующими быстрой сообразительности, длительных, кропотливых дел избегают. Часто забрасывают начатые дела, в решениях им недостает продуманности, в интересах — постоянства, в поступках — упорства и настойчивости. Может развиться переоценка себя и своих возможностей.

4. Восприимчиво-адаптивный темперамент (чувствительный)

Представители этого темперамента — иррациональные интроверты — Посредник, Лирик, Критик, Мастер. Это социотипы, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Среди них много людей чувствительных, легкоранимых, обидчивых, склонных к снижению настроения. Меланхоликов легко спутать с другими темпераментами, так как они интроверты, которые свои внутренние переживания скрывают либо под маской спокойствия, либо, наоборот, оживленности. И.П. Павлов считает, что это едва ли не самый несчастный тип людей, среди других.

Восприимчиво-адаптивные люди с большим трудом отстаивают свои взгляды и намерения, скромны и несамостоятельны, зависимы. Они подолгу переживают даже мелкие неудачи, пасуют даже перед незначительными трудностями и препятствиями, отказываются от борьбы с ними, испытывают перед ними страх. По-настоящему хорошо чувствительные чувствуют себя только в привычной обстановке. В хорошем дружелюбном коллективе они охотно вступают в близкие отношения, берутся за выполнение даже трудных поручений, чувствуя поддержку и понимание, способны проявлять настойчивость и упорство.

Представители восприимчиво-адаптивного темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности вследствие своей чувствительной нервной системы могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Но несмотря на это

чувствительные отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям. В" благоприятных условиях, при удачном стечении жизненных обстоятельств обнаруживаются ценнейшие качества личности этих людей. Их впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, поразительное восприятие мира, острая восприимчивость позволяет им добиваться больших успехов в искусстве и других сферах жизни.

Подводя итог, нельзя обойти вниманием тот факт, что темпераменты реальных людей смешанные. Во всех нас в какой-то степени присутствуют черты перечисленных темпераментов.

Далее речь пойдет о совместимости между разными темпераментами.

Исследуя соотношение темпераментов партнеров в различных парах, психологи Т. Галкина, Д. Ольшанский, В.И. Куликова обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как "любовь", партнеры обладали противоположными чертами темпераментов; в дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами; благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами.

Необходимо заметить также и то, что 3-5 лет семейной жизни часто оказываются достаточными для смягчения характеристик темперамента одного из супругов (обычно мужа). Выяснилось также, что наиболее "универсальными" партнерами являются уравновешенно-стабильные, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары уравновешенно-стабильных оказались весьма неблагополучными по данным многих авторов).

А теперь рассмотрим виды взаимодействия темпераментов, такие как комфортность, дезориентация, подстройка и однообразие.

Комфортность может наблюдаться при взаимодействии линейно-напористых с уравновешенно-стабильными, поскольку последние терпеливо переносят эмоциональную нестабильность первых, и помимо этого, симпатизируют своим хладнокровием, рассудительностью, спокойствием, постоянством.

Хорошо чувствуют себя в паре восприимчиво-адаптивные с гибко-разворотливыми, т.к. они подпитываются энергией, задором, новыми впечатлениями, забывая свои переживания, грустные мысли.

Дезориентация — это вид взаимодействия несовместимых

темпераментов. С линейно-напористыми хуже всего уживаются восприимчиво-адаптивные люди. Холерическая резкость, грубость, прямолинейность сильно ранит чувствительных иррациональных интровертов, а необъяснимые перепады настроения раздражают рациональных экстравертов. Из всего этого получается взаимное непонимание, раздражение, упреки, ссоры.

Между гибко-разворотливыми и уравновешенно-стабильными также нет взаимопонимания вследствие различной активности и ритма жизни.

Подстройка — это частичная совместимость темпераментов. К примеру линейно-напористые с гибко-разворотливыми вполне могут ладить, если не будут в одинаковой степени стремиться лидировать.

Уравновешенно-стабильные также частично совместимы с восприимчиво-адаптивными. В такой паре безусловно будут присутствовать уважение, поддержка, сочувствие и понимание, но в то же самое время будет не хватать новизны отношений, активности кого-либо из партнеров и инициативности.

В описанных выше видах взаимодействия важно соблюдать терпение, такт, подстраиваться друг под друга.

Однообразие — тип взаимодействия людей с одинаковыми темпераментами. Здесь более совместимыми в разного рода отношениях будут два гибко-разворотливых. Менее уживчивыми будут уравновешенные, а чувствительные и напористые будут испытывать серьезные затруднения в общении внутри своих групп.

Литература

  1. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика межвозрастной педагогике. — Новосибирск, 1998.
  2. Крутецкий В.А. Психология. — М., 1991.
  3. Козлов Н.И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. — М., 1997.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 12. ТЕМПЕРАМЕНТНЫЕ ГРУППЫ В СОЦИУМЕ И СОЦИОНЕ