Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Тема 9. ГРУППЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ Печать

Группа или стиль коммуникабельности — это стиль привычного общения социотипа. Деление на группы коммуникабельности — это разделение людей по типам общения в малых группах. Эти группы образуются пересечением школ "этика — логика" и "экстраверсия -интроверсия". Таким образом образуется 4 стиля общения: страстные, хладнокровные, деловые, душевные.

1. Страстные социотипы активно проявляют свои симпатии и антипатии, они наиболее общительны в неформальных контактах. Как эмоционисты, они сами выбирают партнеров по общению, их позиция — активный поиск чувств. Это экстравертные социотипы, поэтому их энергия направлена в окружающий мир, они несут эмоции другим людям. Как правило, они раньше остальных женятся или выходят замуж, но и разводятся чаще других, т.к. наименее постоянны в любви. Общение для страстных — это обмен эмоциями. К группе страстных социотипов относятся Политик (FR), Советчик (IR), Энтузиаст (ES), Наставник (ЕТ).

2. Хладнокровные социотипы - группа коммуникабельности, противоположная страстным — наименее общительны, очень сдержанны в появлении своих чувств. Хладнокровные — логики, поэтому их симпатии вызывают те люди, которым нравятся они сами. Как интровертные социотипы, хладнокровные пассивно ожидают проявлений чувств со стороны окружающих. Их браки, как правило наименее удачны. Общение для хладнокровных — это обмен недостающей информацией. Хладнокровные социотипы — это Аналитик (LI), Инспектор (LF), Критик (ТР), Мастер (SP).

3. Деловые социотипы - наиболее контактны в деловом общении,

когда речь идет о работе, о конкретных делах. Это логические социотипы, поэтому их энергия направлена больше на результаты работы, чем наличную жизнь. Как экстраверты, они активны, поэтому их позиция в общении — активное ожидание чувств. Вообще, деловые — это мужской стереотип общения. Очень часто деловые надеются встретить своего избранника или избранницу на работе, в связи с каким-либо делом. Общение для деловых — это прежде всего деловое сотрудничество. К группе деловых социотипов относятся Искатель (IL), Покровитель (FL), Предприниматель (РТ), Администратор (PS).

4. Для душевных социотипов характерна средняя степень коммуникабельности — они общительны в кругу родных и друзей. Душевные погружены в мир скрытых душевных переживаний. Они отличаются длительными, прочными душевными привязанностями, хотя, как правило, не демонстрируют их при посторонних людях. Принято считать, что душевные — это женский стереотип общения. Как эмоционисты, душевные сами выбирают партнера по общению, но как интроверты, они пассивны, т. е. оказывают лишь косвенные знаки внимания. Общение для душевных — это обмен знаками душевной привязанности. К группе душевных относятся Посредник (SE), Лирик (ТЕ), Хранитель (RF), Гуманист (RI).

В межгрупповом общении действует принцип дополнения. Известно, что эмоционисту лучше с логиком, экстратиму с интротимом, поэтому самые хорошие взаимоотношения — по диагонали: деловые — душевные, страстные т хладнокровные. Средняя, степень совместимости — по вертикали: страстные — душевные; деловые — хладнокровные. Хуже отношения по горизонтали: страстные — деловые, душевные — хладнокровные. Самые худшие отношения -внутригрупповые. Среди всех внутригрупповых наиболее приемлемые — среди душевных, самый худший вариант — хладнокровный — хладнокровный.

Разделение социума и социона на группы коммуникации, впервые предложенное В. Гуленко, получило экспериментальное и статистическое обоснование российскими исследователями В.Н. Васильевым, А.П. Рамазановой и С.А. Богомазом (г. Томск). Так, статистический дисперсионный анализ показал, что группы коммуникации различаются по фактору Q4 и имеют тенденцию к различию по фактору G опросника Р. Кеттела. При этом группа хладнокровных характеризуется большей тенденцией к ответственности, а группа деловых социотипов — меньшей.

При более низких оценках по фактору Q4, которые набирали

хладнокровные социотипы, на первый план выступает тенденция к слабости, отсутствию побуждений и желаний. Более высокие оценки по фактору Q4, которыми отличалась группа деловых социотипов, свидетельствует о тенденции к напряженности, возбуждению. Такая психологическая интерпретация хорошо согласуется с представлениями о деловых социотипах [2, с. 159-160].

Литература

  1. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. — с. 109-111.
  2. Васильев В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других -найди себя. — Томск, 1996.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ Тема 9. ГРУППЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ