Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
6. Социальная значимость и проблемы обобщённых социальных типов. |
Кратко охарактеризуем социальную значимость каждого социотипа (названия условны). "Искатель". Генерация идей, умение видеть возможные перспективы развития, выдача предложений, на основе которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации, интеллектуальный поиск и впитывание новой информации. "Аналитик". Систематизация идей, умение делать объективные выводы, упорядочивать и соблюдать правила, нормы жизни социальной группы, способность делать глобальный анализ, установить соответствие между теорией и практикой. "Энтузиаст". Эмоциональное вовлечение в новые дела, завязывание связей, разведка ресурсов, восприимчивость к новой информации, энтузиазм, последовательность и напористость в практической реализации новых идей. "Посредник". Гармонизация межличностных и социальных отношений, качественное оформление продуктов деятельности организации. "Наставник". Воодушевление окружающих идеей, облечённой в логическую форму, эмоциональное зажигание, пропаганда и агитация, идеологическое обеспечение социально значимой деятельности, инициирование массовых социальных движений. "Лирик". Предупреждение людей о назревании опасностей и кризисов, чувство динамики перемен, тонкая восприимчивость, способность давать прогноз развития событий в сфере человеческих отношений. "Легионер". Решительность и волевая целеустремлённость при внедрении идеи в социальную жизнь, умение использовать людей для достижения прагматических целей. "Инспектор". Создание дисциплины и строгой системы в организации, упорядочение документации, конструирование и совершенствование организационной структуры, контроль за соблюдением инструкций и выполнением принятых решений. "Предприниматель". Двигатель социальной группы, освобождающий систему от элементов, сковывающих инициативу человека и поддерживающий напряжённый рабочий ритм. "Критик". Способность давать прогноз развития событий в деловой сфере, критика необоснованного энтузиазма и условий, препятствующих естественному развитию, предусмотрительность, дальновидность, способность предупредить о грядущих трудностях. "Массовик". Молниеносная ориентация в ситуации, правильная оценка расстановки противостоящих сил, гибкая тактика, равная способность к распоряжению и компромиссу. "Хранитель". Неприятие зла и порока, стойкость в защите материальных и нравственных ценностей, традиций и социальных норм. "Коммуникатор". Определение скрытых возможностей, способностей других людей и их недостатков, умение заметить и поддержать перспективного, талантливого человека. "Гуманист". Милосердие и деятельная доброта, благотворительность, умение создать мир и душевное спокойствие в группе, оказать сочувствие человеку, неприятие насилия, отстаивание автономии внутреннего мира людей. "Оператор". Создание стабильных условий для жизни группы и общества, высокая работоспособность, роль двигательного центра социума, рационализация и консервация социальной системы. "Мастер". Создание качественных изделий, производство предметов потребления по законам пользы и красоты, роль доводчика в социуме. Чувство достоинства имеет неодинаковое содержание у разных типов. Одни социотипы уверенно проявляют свои эмоции, другие — демонстрируют интеллект, третьи удовлетворены своей волей, четвёртые не сомневаются в своих способностях. Нет универсального чувства достоинства, как нет и универсальных людей. В аспекте выбранной темы особое внимание следует уделить 4-ой функции в структуре социотипа. В информационной структуре сознания четвёртый элемент выполняет следующую функцию: оценка образа своей личности сквозь призму социальных стереотипов и образцов-запретов. Этот элемент подчинён социально принятым нормативам. Положительная оценка информации по этому элементу даёт положительные эмоции, отрицательная — отрицательные эмоции. Это точка наименьшего сопротивления, болевой, уязвимый элемент. По данной функции нежелательно поручать нестандартные задачи, не следует не только критиковать, обсуждать, но и шутить. Задев эту функцию, человеку наносят ощутимую боль. По ней происходит самобичевание. Субъективно человек желает, чтобы по аспектам его болевого элемента общество было гуманным и проявляло снисходительность. Эта позиция в модели личности является источником проблем, требующим заботы и защиты. Итак, содержание четвёртой функции в модели личности связано с оценкой самого себя. Каждый индивид всю жизнь бессознательно собирает информацию на эту функцию. Если поступает негативно окрашенная информация, возникает реакция избегания, Можно выделить 8 вариантов типичных ситуаций, при которых возникает ощущение своей неполноценности.
если требуется сделать логический анализ и оформить идеи в логической форме; если надо составить чёткий план работы, разграничив главное и второстепенное; если надо оформлять документы; если царит рутина, скука и преобладает монотонная работа.
задачи хозяйственной жизни. Таким образом, каждый социотип имеет свою социальную ценность (силу) и свою социальную слабость. К социальной силе относятся первая и вторая функции, к слабости — третья и четвёртая. 1 и 2 функции можно назвать творческими, 3 и 4 — социальными. Развивая природно сильные качества, человек наиболее полно развивает свою личность, реализует свою индивидуальность. Развивая слабые функции, человек оптимально адаптируется к микро- и макросреде. Во втором случае личность будет максимально социализирована и приспособлена к исполнению всех основных социальных ролей, но она будет неизбежно среднего уровня развития, ибо, существует закон: нельзя одновременно двигаться вширь и вглубь. Чем лучше развивает индивид первую функцию, тем меньше сил, энергии, времени у него остаётся на третью. Чем больше развита вторая функция, тем слабее болевая, четвёртая функция. Иначе говоря, социальная адаптированность достигается за счёт ослабления сильных творческих функций. Невозможно одновременно развивать свои индивидуальные и социальные качества. Макросоциум требует от человека послушного исполнения ролей, в том числе и чуждых природной сути данного социотипа. Для индивида важнее задача индивидуальной самореализации. Это противоречие неустранимо. Отдавая своё "Я" на алтарь общественного, человек имеет шанс вписаться в социум, получить минимум материальной обеспеченности и социального признания. Но он не будет иметь внутренней гармонии, цельности и счастья как состояния удовлетворённости жизнью. В условиях финансового и жилищного кризиса современной России на первый план выходит проблема физического выживания, и, следовательно, интеграция в социум достигается за счёт отказа от творческой самореализации. Эту же проблему В.Н. Васильев описывает с помощью обозначения двух основных стратегий развития личности — актуализации и адаптации и, соответственно, выделения актуализированных и адаптированных личностей. (2, с. 107-111). Адаптированная личность нарабатывает коммуникативные модели поведения, свойственные другим социотипам. Эти модели могут даже перекрывать базовый социотип. У адаптированной личности уменьшается вероятность социальных конфликтов, но зато может возникнуть нервно-психическое истощение из-за длительной эксплуатации слабых функций. Актуализированная личность сохраняет свой внутреннее ядро и характеризуется большей требовательностью к социальной среде. Для эффективной самореализации актуализированной личности требуется выбор профессии, спутника жизни, региона, населённого пункта, организации, что повышает вероятность внешних конфликтов. Итак, у актуализированной и адаптированной личности разные источники стресса: внешнесоциальные и внутриличностные. Согласно концепции Виктора Гуленко, существует четыре мотива поведения социотипов в сфере интимного общения. В контексте нашей темы выделим две группы социотипов. Виктимные (жертвенные) и инфантильные социотипы. Они придерживаются стиля самоунижения в своей личной жизни. Так, инфантильные типы исполняют роль большого ребёнка. Являясь интеллектуально самостоятельными и самоуверенными личностями, они ожидают поддержки в решении житейских проблем. Виктимные (жертвенные) типы могут быть весьма успешными в социальном и интеллектуальном плане. Но на психическом и физическом уровне взаимодействия для них типичен стиль подчинённости и покорности. Жертвенные типы провоцируют на проявление силы, испытывают удовлетворение в своём несчастье. Причём жертвенные типы подразделяются на "трагические жертвы" и "комические жертвы". В литературе высказывалось мнение, что капризность, обидчивость и слабость — это игровая форма поведения, а не истинная суть жертвенных социотипов. По наблюдениям автора статьи, это не совсем так. Соотношение между "жертвенным" ядром и ролевой оболочкой у разных типов неодинаково. Но нет "слабых" и "сильных" типов, а существует своеобразная специализация социотипов, каждый из которых имеет свои социально сильные и социально слабые качества. Термин "инфантильный" весьма условен, ибо дан с позиции господствующих социальных стереотипов современного общества, в котором до сих пор процветают прагматики, а интеллектуалы и гуманитарии занимают сравнительно невысокие позиции по показателям социально-экономического статуса. Жертвенные социотипы восполняют свою некоторую физическую и практическую слабость тем, что вступают в союз с противоположными типами. Социальная эффективность такого союза проявляется в необходимости и выгодности совместной деятельности, во взаимодополнении, обмене сильными качествами и функциональной взаимозависимости. Концепция социальной типологии, соционики и социоанализа является основой, на которой возможна реальная гармонизация социальных отношений, социально справедливое распределение материальных и духовных благ между людьми и группами. Но это дело будущего. Пока имеет место физическая, психологическая, социальная и духовная дискриминация представителей определенных социотипов. Приведу один пример из сферы образования. Недавно я посетил психотренинги уфимского психолога Г. и семинары психологов Сибири. В первом случае я обнаружил модели трёх социотипов условно называемых мною как "Массовик", "Искатель" и "Коммуникатор". Обучение шло с позиции этих трёх типов. Один из них является, по своей сути, решительной, волевой личностью, стремящейся получить высокий статус в группе, что проявляется в соответствующем имидже — дорогой и модной одежде и т.п. Два других склонны, по своей природе, развивать названные качества. Прежде всего им удаётся "упаковать" себя в престижную оболочку, а манеры, голос, соответствуют роли волевого, сильного человека. Представители данных социотипов, несомненно в восторге от такой модели проведения занятий, ибо она соответствует их типному ядру, их природной сути. Представителям же остальных тринадцати типов предлагалось, весьма элегантно и ненавязчиво, быть такими же, то есть играть не свойственные им роли. В случае же с сибирскими психологами обнаружены две модели поведения ("Искатель" и "Массовик"). Идеология, мировоззрение, ценности этих двух типов явно перевесили ценности других типов. Разумеется, это происходило бессознательно. Примечательно, что названные авторы знакомы с основами типологии личности. Но, во-первых, они явно недооценивают её, отрицая её фундаментальный характер, и, во-вторых, нужно кардинально менять систему образования, которая должна удовлетворять потребности всех основных человеческих типов. Образование вообще, социология, философия, психология — в особенности, а психотренинг — в частности, — должны базироваться на чётком различении статических и динамических элементов в структуре человеческой личности. Только при соблюдении этого методологического принципа возможны дифференцированные и индивидуализированные методы обучения в образовании, а в обществе — обеспечение равного горизонта жизненного пространства для всех, то есть реальных и полных возможностей самоосуществления представителей каждого социального типа. Литература
|
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |