Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

6. Социальная значимость и проблемы обобщённых социальных типов. Печать

Кратко охарактеризуем социальную значимость каждого социотипа (названия условны).

"Искатель". Генерация идей, умение видеть возможные перспективы развития, выдача предложений, на основе которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации, интеллектуальный поиск и впитывание новой информации.

"Аналитик". Систематизация идей, умение делать объективные выводы, упорядочивать и соблюдать правила, нормы жизни социальной группы, способность делать глобальный анализ, установить соответствие между теорией и практикой.

"Энтузиаст". Эмоциональное вовлечение в новые дела, завязывание связей, разведка ресурсов, восприимчивость к новой информации, энтузиазм, последовательность и напористость в практической реализации новых идей.

"Посредник". Гармонизация межличностных и социальных отношений, качественное оформление продуктов деятельности организации.

"Наставник". Воодушевление окружающих идеей, облечённой в логическую форму, эмоциональное зажигание, пропаганда и агитация, идеологическое обеспечение социально значимой деятельности, инициирование массовых социальных движений.

"Лирик". Предупреждение людей о назревании опасностей и кризисов, чувство динамики перемен, тонкая восприимчивость, способность давать прогноз развития событий в сфере человеческих отношений.

"Легионер". Решительность и волевая целеустремлённость при внедрении идеи в социальную жизнь, умение использовать людей для достижения прагматических целей.

"Инспектор". Создание дисциплины и строгой системы в организации, упорядочение документации, конструирование и совершенствование организационной структуры, контроль за соблюдением инструкций и выполнением принятых решений.

"Предприниматель". Двигатель социальной группы, освобождающий систему от элементов, сковывающих инициативу человека и поддерживающий напряжённый рабочий ритм.

"Критик". Способность давать прогноз развития событий в деловой сфере, критика необоснованного энтузиазма и условий, препятствующих естественному развитию, предусмотрительность, дальновидность, способность предупредить о грядущих трудностях.

"Массовик". Молниеносная ориентация в ситуации, правильная оценка расстановки противостоящих сил, гибкая тактика, равная способность к распоряжению и компромиссу.

"Хранитель". Неприятие зла и порока, стойкость в защите материальных и нравственных ценностей, традиций и социальных норм.

"Коммуникатор". Определение скрытых возможностей, способностей других людей и их недостатков, умение заметить и поддержать перспективного, талантливого человека.

"Гуманист". Милосердие и деятельная доброта, благотворительность, умение создать мир и душевное спокойствие в группе, оказать сочувствие человеку, неприятие насилия, отстаивание автономии внутреннего мира людей.

"Оператор". Создание стабильных условий для жизни группы и общества, высокая работоспособность, роль двигательного центра социума, рационализация и консервация социальной системы.

"Мастер". Создание качественных изделий, производство предметов потребления по законам пользы и красоты, роль доводчика в социуме.

Чувство достоинства имеет неодинаковое содержание у разных типов. Одни социотипы уверенно проявляют свои эмоции, другие — демонстрируют интеллект, третьи удовлетворены своей волей,

четвёртые не сомневаются в своих способностях. Нет универсального чувства достоинства, как нет и универсальных людей.

В аспекте выбранной темы особое внимание следует уделить 4-ой функции в структуре социотипа. В информационной структуре сознания четвёртый элемент выполняет следующую функцию: оценка образа своей личности сквозь призму социальных стереотипов и образцов-запретов. Этот элемент подчинён социально принятым нормативам. Положительная оценка информации по этому элементу даёт положительные эмоции, отрицательная — отрицательные эмоции. Это точка наименьшего сопротивления, болевой, уязвимый элемент. По данной функции нежелательно поручать нестандартные задачи, не следует не только критиковать, обсуждать, но и шутить. Задев эту функцию, человеку наносят ощутимую боль. По ней происходит самобичевание. Субъективно человек желает, чтобы по аспектам его болевого элемента общество было гуманным и проявляло снисходительность. Эта позиция в модели личности является источником проблем, требующим заботы и защиты.

Итак, содержание четвёртой функции в модели личности связано с оценкой самого себя. Каждый индивид всю жизнь бессознательно собирает информацию на эту функцию. Если поступает негативно окрашенная информация, возникает реакция избегания, Можно выделить 8 вариантов типичных ситуаций, при которых возникает ощущение своей неполноценности.

  1. "Наставник", "Предприниматель". Если критикуют мой. внешний вид или рассматривают в упор; если я одет немодно; если делают публичное замечание о дурных манерах; если вредят моему здоровью; если я болею; если наваливается масса бытовых проблем; если не одобряют обстановку моего жилища; если я живу в дискомфорте.
  2. "Аналитик", "Гуманист". Когда я некрасиво или плохо одет; когда у меня мало денег; когда надо что-то пробивать или проявлять волевой напор, "давить на людей"; когда на меня оказывают давление; когда совершается физическое насилие; когда надо работать в авральном стиле, выполнять бессмысленные, рутинные дела; когда надо угождать начальству; когда начальник принуждает исполнять неверные или неэтичные решения.
  3. "Коммуникатор", "Массовик". Если меня обвиняют в неразумности и нелогичности; если я не понимаю; если меня хотят ввести в строгие и узкие рамки; если мне нужно оценить правильность поступков; если надо соблюдать режимы, графики и субординацию;

если требуется сделать логический анализ и оформить идеи в логической форме; если надо составить чёткий план работы, разграничив главное и второстепенное; если надо оформлять документы; если царит рутина, скука и преобладает монотонная работа.

  1. "Лирик", "Посредник". Когда надо проявлять большую деловую активность; когда требуется выполнять большой объём кропотливой, неинтересной работы; когда надо взять ответственность за дело на себя; когда я не знаю или не то делаю; когда надо идти напролом; когда нет возможности уединиться и отдохнуть после работы.
  2. "Искатель", "Легионер". Если ко мне плохо относятся; если трудно понять истинное отношение человека ко мне; если ко мне относятся равнодушно; если у меня мрачное настроение; если надо откровенно говорить о своих внутренних переживаниях; если внимание заостряется на чувствах и отношениях; если я не люблю; если партнёр навязывает свои чувства; если попирают чужое достоинство; если некому излить душу; если меня обвиняют в неэтичности; если не проявляют ко мне участия и сочувствия.
  3. "Критик", "Мастер". Когда лезут в душу; когда меня не любят; когда я нахожусь в обществе в плохом настроении; когда надо выразить свои чувства; когда иронизируют и подшучивают по отношению ко мне; когда задеваются важные для меня чувства; когда я во власти эмоций; когда окружающие ведут себя вульгарно и фамильярно.
  4. "Оператор", "Энтузиаст". Если я опаздываю, спешу; если меня упрекают за опоздание; если мне приходится кого-то ждать; если подхлёстывают или наоборот, задерживают; если много мистики в информации; если есть внутренний конфликт; если критикуют мои методы работы; если произошли радикальные перемены; если есть риск ошибки; если предлагают принципиально новое решение; если возникают неожиданные отклонения от плана; если надо планировать далеко вперёд.
  5. "Инспектор", "Хранитель". Когда надо дать оценку другому человеку, составить на него характеристику; когда обвиняют в отсутствии компетентности или предчувствия; когда есть неопределённость; когда есть внешний конфликт; когда надо проводить какие-то перемены, отказаться от старых идей или ценностей; когда обсуждают мои способности и качества; когда кто-то хвастается своими способностями; когда меня публично критикуют; когда надо учесть индивидуальные особенности; когда надо предсказать спрос на товары и услуги; когда надо гибко и динамично реагировать на стихийные

задачи хозяйственной жизни.

Таким образом, каждый социотип имеет свою социальную ценность (силу) и свою социальную слабость. К социальной силе относятся первая и вторая функции, к слабости — третья и четвёртая.

1 и 2 функции можно назвать творческими, 3 и 4 — социальными. Развивая природно сильные качества, человек наиболее полно развивает свою личность, реализует свою индивидуальность. Развивая слабые функции, человек оптимально адаптируется к микро- и макросреде. Во втором случае личность будет максимально социализирована и приспособлена к исполнению всех основных социальных ролей, но она будет неизбежно среднего уровня развития, ибо, существует закон: нельзя одновременно двигаться вширь и вглубь. Чем лучше развивает индивид первую функцию, тем меньше сил, энергии, времени у него остаётся на третью. Чем больше развита вторая функция, тем слабее болевая, четвёртая функция. Иначе говоря, социальная адаптированность достигается за счёт ослабления сильных творческих функций.

Невозможно одновременно развивать свои индивидуальные и социальные качества. Макросоциум требует от человека послушного исполнения ролей, в том числе и чуждых природной сути данного социотипа. Для индивида важнее задача индивидуальной самореализации. Это противоречие неустранимо. Отдавая своё "Я" на алтарь общественного, человек имеет шанс вписаться в социум, получить минимум материальной обеспеченности и социального признания. Но он не будет иметь внутренней гармонии, цельности и счастья как состояния удовлетворённости жизнью. В условиях финансового и жилищного кризиса современной России на первый план выходит проблема физического выживания, и, следовательно, интеграция в социум достигается за счёт отказа от творческой самореализации.

Эту же проблему В.Н. Васильев описывает с помощью обозначения двух основных стратегий развития личности — актуализации и адаптации и, соответственно, выделения актуализированных и адаптированных личностей. (2, с. 107-111). Адаптированная личность нарабатывает коммуникативные модели поведения, свойственные другим социотипам. Эти модели могут даже перекрывать базовый социотип. У адаптированной личности уменьшается вероятность социальных конфликтов, но зато может возникнуть нервно-психическое истощение из-за длительной эксплуатации слабых функций. Актуализированная личность сохраняет свой внутреннее

ядро и характеризуется большей требовательностью к социальной среде. Для эффективной самореализации актуализированной личности требуется выбор профессии, спутника жизни, региона, населённого пункта, организации, что повышает вероятность внешних конфликтов. Итак, у актуализированной и адаптированной личности разные источники стресса: внешнесоциальные и внутриличностные. Согласно концепции Виктора Гуленко, существует четыре мотива поведения социотипов в сфере интимного общения. В контексте нашей темы выделим две группы социотипов. Виктимные (жертвенные) и инфантильные социотипы. Они придерживаются стиля самоунижения в своей личной жизни. Так, инфантильные типы исполняют роль большого ребёнка. Являясь интеллектуально самостоятельными и самоуверенными личностями, они ожидают поддержки в решении житейских проблем. Виктимные (жертвенные) типы могут быть весьма успешными в социальном и интеллектуальном плане. Но на психическом и физическом уровне взаимодействия для них типичен стиль подчинённости и покорности. Жертвенные типы провоцируют на проявление силы, испытывают удовлетворение в своём несчастье. Причём жертвенные типы подразделяются на "трагические жертвы" и "комические жертвы". В литературе высказывалось мнение, что капризность, обидчивость и слабость — это игровая форма поведения, а не истинная суть жертвенных социотипов. По наблюдениям автора статьи, это не совсем так. Соотношение между "жертвенным" ядром и ролевой оболочкой у разных типов неодинаково. Но нет "слабых" и "сильных" типов, а существует своеобразная специализация социотипов, каждый из которых имеет свои социально сильные и социально слабые качества. Термин "инфантильный" весьма условен, ибо дан с позиции господствующих социальных стереотипов современного общества, в котором до сих пор процветают прагматики, а интеллектуалы и гуманитарии занимают сравнительно невысокие позиции по показателям социально-экономического статуса. Жертвенные социотипы восполняют свою некоторую физическую и практическую слабость тем, что вступают в союз с противоположными типами. Социальная эффективность такого союза проявляется в необходимости и выгодности совместной деятельности, во взаимодополнении, обмене сильными качествами и функциональной взаимозависимости.

Концепция социальной типологии, соционики и социоанализа является основой, на которой возможна реальная гармонизация социальных отношений, социально справедливое распределение

материальных и духовных благ между людьми и группами. Но это дело будущего. Пока имеет место физическая, психологическая, социальная и духовная дискриминация представителей определенных социотипов. Приведу один пример из сферы образования. Недавно я посетил психотренинги уфимского психолога Г. и семинары психологов Сибири. В первом случае я обнаружил модели трёх социотипов условно называемых мною как "Массовик", "Искатель" и "Коммуникатор". Обучение шло с позиции этих трёх типов. Один из них является, по своей сути, решительной, волевой личностью, стремящейся получить высокий статус в группе, что проявляется в соответствующем имидже — дорогой и модной одежде и т.п. Два других склонны, по своей природе, развивать названные качества. Прежде всего им удаётся "упаковать" себя в престижную оболочку, а манеры, голос, соответствуют роли волевого, сильного человека. Представители данных социотипов, несомненно в восторге от такой модели проведения занятий, ибо она соответствует их типному ядру, их природной сути. Представителям же остальных тринадцати типов предлагалось, весьма элегантно и ненавязчиво, быть такими же, то есть играть не свойственные им роли.

В случае же с сибирскими психологами обнаружены две модели поведения ("Искатель" и "Массовик"). Идеология, мировоззрение, ценности этих двух типов явно перевесили ценности других типов. Разумеется, это происходило бессознательно. Примечательно, что названные авторы знакомы с основами типологии личности. Но, во-первых, они явно недооценивают её, отрицая её фундаментальный характер, и, во-вторых, нужно кардинально менять систему образования, которая должна удовлетворять потребности всех основных человеческих типов. Образование вообще, социология, философия, психология — в особенности, а психотренинг — в частности, — должны базироваться на чётком различении статических и динамических элементов в структуре человеческой личности. Только при соблюдении этого методологического принципа возможны дифференцированные и индивидуализированные методы обучения в образовании, а в обществе — обеспечение равного горизонта жизненного пространства для всех, то есть реальных и полных возможностей самоосуществления представителей каждого социального типа.

Литература

  1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека // Соционика, ментология и психология личности. -1996-№2.
  2. Васильев В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других -найди себя. — Томск, 1996.
  3. Гуленко В.В. Жизненные сценарии // Соционика, ментология и психология личности. — 1996 — №1.
  4. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. — Новосибирск, 1995.
  5. Гуревич П.С. Человек. — М, 1995.
  6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.1980.
  7. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. — Воронеж, 1994.
  8. Калинаускас И. Жить надо! — СПб, 1994.
  9. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков, 1996.
  10. Кравченко А.И. Введение в социологию — М.,1995.
  11. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль. -М.,1994.
  12. Менегетти А. Онтологическая педагогика. — Пермь, 1993.
  13. Молодцов А.В. Основные понятия соционики. Методы анализа личности. — Киев, 1992.
  14. Дж. М. Олдхем, Луи Б. Моррис Автопортрет вашей личности -М., 1996.
  15. Наранхо К. Энеа — типологические структуры личности. -Воронеж, 1995.
  16. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996.
  17. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация -М.,1996.
  18. Шарп Д. Типы личности — Воронеж, 1994.
  19. Шибутани Т. Социальная психология — М.,1969
  20. Эфендиев А. Т. Личность // Основы социологии . — М.,1993.
  21. Юнг К.Т. Конфликты детской души, М.,1994.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ 6. Социальная значимость и проблемы обобщённых социальных типов.