Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

5. Элементарные социальные типы: оценка других и самооценка. Печать

Реальный научный и практический смысл имеет только познание типичности. Определение своего типа легче всего начинать с элементарных составляющих структуры личности. Ибо механизмы самооценки и оценки других у разных элементарных типов неодинаковы.

Планомерики-Спонтаники. Планомерик оценивает других людей исходя из их предназначения и функции, своей рациональной цели. Отношение к человеку у планомерика зависит от первоначальной установки. Спонтаники, наоборот, воспринимают сначала внешние и внутренние качества людей, а затем вырабатывают своё отношение к ним. Следовательно, на начальном этапе знакомства планомерики чаще могут завышать либо занижать реальные достоинства человека.

Объективики-Субъективики. Объективики лучше оценивают деловые качества людей. Субъективики — специалисты в оценке человеческих качеств. Субъективики склонны примеривать на себя всё, особенно — конфликты. Прямоту мысли, резкие слова о состоянии дел они относят к себе. Поэтому они чаще склонны к сомнениям относительно своей оценки. Субъективики не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, не умеют оценивать количество своего труда. Объективики хуже разбираются в отношении к ним других. Объективик повышает свою самооценку делами, работой. Субъективик лучше чувствует свою нужность другим людям, но не уверен в собственных силах и способностях. Зато субъективик может виртуозно добиться любви, стать приятным.

Экстраверты-Интроверты. Экстраверт испытывает потребность во внешней оценке своей деятельности, одобрении со стороны окружающих. Отсутствие положительной оценки его деятельности является источником напряжения. Интроверт более самодостаточный тип. Юнг указывал, что

интроверт "ни в коей степени не является социальной потерей. Его уход в себя не есть окончательное самоотречение от мира, а лишь поиск тишины и покоя, которые дают ему возможность, в свою очередь, сделать свой вклад в общественную жизнь." (18, с. 62).

К.Г. Юнг ввёл понятие негативной инфляции, в которой человек отождествляет себя с наихудшей своей чертой личности. В размышлении о самом себе экстраверт принимает часть за целое и за единственный недостаток отвергает себя полностью. Чувство вины и греха доходит, буквально, до мании. У интровертов неполноценность экстраверсии проектируется на объект: отсюда внешняя сторона оказывается плохой, глупой или презираемой. Экстраверт, впавший в депрессию, считает себя виновным, потерявшим всякую цену, жалким и расстроенным. Таким образом, перегрузка слабой функции у интроверта ведёт к недооценке других людей, а у экстраверта — к недооценке себя. К тому же интроверт, вынужденный развивать экстраверсию, оказывается подверженным язвам желудочно-кишечного тракта. У экстравертов, становящихся интровертами, существует опасность преждевременного артериосклероза. Следовательно, чрезмерное развитие подчинённой функции ведёт не только к искажению оценки других или самооценки, но и порождает болезни. (18, с.94-96).

В норме же экстраверт умеет делать саморекламу, а интроверт склонен занижать себя. Для экстраверта социальные отношения следствие и признак социальной ценности, качественности человека. По его мнению, если субъект в социуме занимает невысокую позицию, значит, ему недостаёт каких-то социально ценимых качеств. Для интроверта ценность человека — следствие качественности его взаимодействий. Это интровертная точка зрения, что нет незаменимых людей, а каждый человек — легко заменяемый винтик отлаженной системы отношений. А. Аугустинавичус писала, что "интроверты проявляют склонность к затворнической жизни лишь тогда, когда они чувствуют себя ненужными и лишними, когда на них никто не обращает внимания. … Интроверт более самокритичен и более эгоцентричен." (1, с.6-7).

Абстрактики-Конкретики. Абстрактик более успешно заботится о других, чем о себе. Ему трудно оценить качество своего труда. Конкретик в качестве своей работы более уверен. Вообще абстрактики более склонны к колебаниям и сомнениям, что делает их несколько более предрасположенными к пониженной самооценке.

Человек не может быть по своей природе в равной мере

субъективиком и объективиком, планомериком и спонтаником и т. д. Одни качества в структуре личности являются сильными, другие — слабыми. Так, если индивид обьективик, то его сильной стороной является умение работать с предметами, определять структуру деятельности. Слабая сторона объективика, требующая помощи, поддержки и защиты — отношения с людьми.

В случае, если наблюдается небольшой перевес доминирующей функции над слабой, во взаимодействии с внешним миром человек проявляет качества двух противоположных элементарных социотипов: экстраверта и интроверта, спонтаника и планометрика. Когда же недостаточно развита ведущая функция в парах конкретика-абстрактика, объективика-субъективика, то человек проявляет смешанные свойства в отношении самого себя. Равномерное развитие двух противоположных функций приводит к стрессам и болезням. Социальная эффективность элементарного типа личности возрастает в той мере, в какой он реализовал свою природно ведущую функцию.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Антошкин В.Н. Соционика и социоанализ 5. Элементарные социальные типы: оценка других и самооценка.