Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Особенности познавательной сферы личности клиента и ее влияние на организацию делового общения
Познавательная сфера личности предназначена для того, что­бы обеспечить полное и адекватное восприятие информации об окружающем мире и внутренних процессах, происходящих в человеке, осмысливать ее, а также запоминать, хранить и воспроиз­водить в необходимый момент.

Формирование субъективного образа объективно существую­щей реальности происходит посредством восприятия (перцепции) окружающей действительности.

Восприятие обладает некоторыми особенностями.

  • Восприятие может быть адекватным действительности или неадекватным, принимающим форму иллюзий.
  • Практически все, что человек воспринимает, он восприни­мает как «фигуру на фоне». При этом к фигуре относится все то, что ясно и отчетливо осознается, что имеет для человека какой-то смысл, а к фону — все то, что воспринимается аморфно, не­структурированно, неотчетливо.
  • Для восприятия характерно проявление закона последействия фигуры и фона, т.е. то, что ранее человеком было воспринято как фигура, и в последующем имеет тенденцию к восприятию как фигуры, а воспринятое как фон и в последующем воспринимает­ся как фон. Кроме того, человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные (константность).
  • Динамика процесса опознания объектов состоит в том, что первоначально выделяется лишь общее и диффузное представле­ние об объекте, явлении, затем оно сменяется более определен­ным и детальным.
  • Объект может предстать перед воспринимающим как обособ­ленное в пространстве и времени отдельное физическое тело (пред­метность) или как целостное явление, причем восприятие цело­го влияет и на восприятие его частей: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимае­мому качеству, тем с большей вероятностью они будут воспри­ниматься как расположенные вместе; множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью по одной траектории, вос­принимаются целостно; в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые располагаются достаточно близко друг к другу, визуально будут восприниматься как один объект (целостно).
  • Человек преимущественно выделяет конкретные объекты на фоне других в зависимости от того, под каким углом зрения он воспринимает окружающее и какие цели ставит перед собой (из­бирательность).
  • Человек стремится воспринимать мир осмысленно. Даже б е с -смысленные чернильные пятна он стремится воспринять как не­что осмысленное — облако, озеро и т.п., и только психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.
  • Человек стремится обобщать увиденное (каждый образ, к а к правило, относится им к какому-либо классу явлений).
  • Эффективность протекания процесса восприятия зависит: от чувствительности и адаптивности органов чувств; мотивации, опыта, ожиданий; организации места, с которого ведется наблю­дение; санитарно-гигиенических и экологических условий; настро­ения и степени усталости; умения быть внимательным.
  • Опыт личности заставляет больше обращать внимание на не­знакомые вещи, чем на знакомые.
  • Человек не способен долго воспринимать и осознавать неиз­меняющуюся информацию.
  • Более коротким по времени кажется произнесение осмыс­ленного предложения, чем набора бессмысленных слогов; запол­ненный неинтересным обсуждением временной интервал кажет­ся более протяженным, чем занятый интересным обсуждением; кажутся длиннее интервалы времени, не заполненные значитель­ными для человека событиями; алкоголь заставляет время течь медленнее, а кофеин ускоряет это течение; как правило, время начинает ощущаться только тогда, когда оно воспринимается как препятствие (например, при ожидании кого-либо или чего-либо) и течет в таких случаях медленнее, чем обычно; по прошествии времени период, насыщенный в прошлом переживаниями, дея­тельностью, воспринимается как более продолжительный по срав­нению с периодом, наполненным малоинтересными событиями.

К основным ошибкам восприятия следует отнести упрощение воспринимаемых объектов; галло-эффект (перенесение частных свойств на целостную характеристику предметов и явлений); сте­реотипность (нивелировка индивидуальных черт под воздействи­ем однажды сложившегося образа).

Внимание — это направленность и сосредоточенность человека на каком-либо объекте. Внимание осуществляет своеобразный ос­мотр, анализ окружающей среды. Поскольку осмотр сразу всей среды невозможен, выделяется ее часть — поле внимания.

Внимание проявляется в трех видах:

непроизвольное (естественное, генетически обусловленное) — имеет пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к целям деятельности объектами;

произвольное — осуществляется при сознательных намерениях человека и требует с его стороны волевых усилий. Практика сви­детельствует, что большие способности и талантливость тесно свя­заны с эффективной организацией произвольного внимания;

постпроизвольное — возникает в результате автоматизации де­ятельности. При нем сохраняется направленность деятельности на сознательно поставленные цели, но ее выполнение уже не требу­ет специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Внимание характеризуется концентрацией (степень сосредото­ченности человека на объекте восприятия); объемом (число одно-

временно отчетливо осознаваемых объектов, обычно это 5...7 объектов); оптимумом объема внимания (он наступает к 33 го­дам); устойчивостью (период, в течение которого человек может быть сосредоточен на интересующем его объекте); зависимостью от мотивации и возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание; оптимумом развития (он наступает к 34 годам); рас­пределением (возможность человека одновременно осуществлять несколько различных действий посредством удерживания в поле зрения нескольких объектов деятельности); переключаемостью (способность последовательно переходить от одного вида деятель­ности к другому, сохраняя высокую степень концентрации созна­ния на нем; максимум приходится на 29 лет).

При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно. Внимание ослабевает при монотонности, шаблон­ности, стереотипности выполняемых действий, ритмическом воз­действии раздражителей. Развитие внимания осуществляется по­средством формирования сознательности, ответственного отно­шения к делу, заинтересованности в осуществлении того или иного вида деятельности, внесения новизны и неожиданности в вос­приятие, исключения монотонности и шаблонности.

Память представляет собой процессы организации и сохране­ния приобретаемого опыта, делающие возможным его повторное использование в последующей деятельности. Память предстает в различных видах (моторная, эмоциональная, образная и словес­но-логическая) и формах (мгновенная, кратковременная, про­межуточная и долговременная). Особенности видов памяти:

  • моторная (двигательная) — наиболее эффективна в молодые годы;
  • эмоциональная — быстро формируется, обладает особой проч­ностью и непроизвольностью воспроизведения. Лучше всего запо­минается информация, подкрепленная положительным отноше­нием к ней, и значительно хуже — подкрепленная отрицатель­ным отношением; при безразличном отношении запоминается менее 10% информации;
  • образная — со временем имеет тенденцию к определенной трансформации: на первый план выходят все более существенные признаки и стираются частные особенности; опускаются детали; преувеличиваются одни элементы и преуменьшаются другие; фи­гуры приобретают более симметричный вид (становятся более од­нообразными); изменяются положение и ориентация; образы пре­образуются и точнее соответствуют своим словесным описаниям; надежнее всего зрительно воспроизводятся образы, редко встре­чающиеся и неожиданные;
  • словесно-логическая (символическая) — отличается достаточно высокой точностью воспроизведения и в значительной мере зависит от воли; при запоминании длинного ряда данных лучше всего воспроизводятся их начало и конец; деталь в рассказе, которая привлекла внимание, при пересказе имеет тенденцию передви­гаться к его началу; сглаживается то, что не очень хочется воспро­изводить; при логическом запоминании происходит реконструк­ция текста, его переработка в наиболее общих понятиях, поэтому запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исход­ным текстом; узнавание отличается от воспоминания тем, что требует меньших усилий (как правило, человеку легче сказать, что он это уже видел, чем перечислить, что именно он видел).

Лучше всего запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек пе­реживает впервые. Чем выше концентрация внимания на инфор­мации, тем быстрее происходит ее запоминание.

Повторение — единственная относительная гарантия надеж­ности запоминания. Логически связанные или взаимообусловлен­ные данные запоминаются и воспроизводятся гораздо легче, чем нелогичные. Обычно забывается та информация, которую требу­ется удерживать в сознании без изменений.

Механизм памяти проявляется в процессах запоминания и вос­произведения.

Под запоминанием понимается название процессов, свя­занных с закреплением материала в памяти. Различают произволь­ное и непроизвольное запоминание.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания объекта (материала). Оно определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

К числу обычно используемых способов произвольного запо­минания относятся: составление плана, схемы материала; пред­ставление его в виде наглядного зрительного образа (серии обра­зов — мультфильма); соотнесение с уже имеющимися знаниями; выделение смысловых опорных пунктов; семантическая и простран­ственная группировка материала; образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; ритмизация — пе­ревод информации в стихи, в строки, связанные с определенным ритмом или рифмой; запоминание длинных терминов при помо­щи созвучных слов; «размещение» информации в пространстве и др.

Воспроизведение заключается в восстановлении и рекон­струкции актуализированного содержания в той или иной знако­вой форме. Воспроизведение может выступать в произвольной и непроизвольной формах. Произвольное воспроизведение вызыва­ется возникшей задачей. В ходе подготовки человека к выполнению новых действий следует помнить, что число ошибок воспро­изведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность воспроизведения зависит и от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем лучше воспроизведение. К основным факторам, влияющим на извлечение информа­ции из памяти, относятся: осмысленность информации; близость информации по смыслу или по форме к решаемой задаче; неожи­данность при восприятии; промежуток времени между предъяв­лением информации и извлечением ее из памяти; продолжитель­ность работы с данной информацией при запоминании и др.

Продуктивность является одной из основных характеристик памяти и проявляется в объеме запоминаемого материала, быст­роте запоминания и воспроизведения, точности воспроизведения и длительности хранения информации.

Мышление представляет собой процесс обработки смысловой, образной и знаковой информации и ее использование для п р о -гнозирования возможностей получения желаемого результата и принятия тех или иных решений. Итогом мыслительной деятель­ности является понимание смысла и значений.

Мышление характеризуется следующими параметрами:

  • продуктивностью — способностью качественно анализировать получаемую информацию и основательно прорабатывать возникающие задачи;
  • творчеством — способностью генерировать нестандартные, оригинальные идеи, позволяющие по-новому, более эффективно решать стоящие задачи;
  • оперативностью — способностью быстро решать сложные задачи в условиях дефицита времени;
  • объемом используемой рабочей информации — количеством знаний из разных областей науки, используемых для решения поставленных задач;
  • надежностью — способностью длительное время плодотворно осуществлять умственную деятельность;
  • скоростью развития — быстротой овладения полезной информацией и способами решения усложняющихся интеллектуальных задач.

К основным видам мышления относятся: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Словесно - логическое мышление характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений. В понятии отражается суть рассматриваемого явления. Суждение представля­ет собой утверждение или отрицание связи между предметами, яатениями. процессами (понятиями, образами). Умозаключение — это логическое построение определенного вывода на основе нескольких суждений. Индуктивное суждение заключается в построении вывода при движении мысли от частного к общему. Дедук­тивное мышление есть построение вывода в процессе мышления от общего к частному.

Наглядно - образное мышление проявляется в пред­ставлении практических ситуаций и изменении их. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, явле­ния или процесса. Важной особенностью наглядно-образного мыш­ления является установление непривычных, «невероятных» сочета­ний предметов и их свойств. Плодотворность наглядно-образного мышления обеспечивается развитием представлений и воображения. Представления — это образы предметов, явлений, событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.

Сущность воображения состоит в отражении реальной действи­тельности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Значение воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, не­обходимых для логических операций. Однако в данном случае пути решения проблемы могут быть недостаточно точны, нестроги.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляет­ся в различных формах:

  • соединении несоединяемых в реальности качеств, свойств, ча­стей предметов;
  • увеличении или уменьшении предмета, изменении качества его частей;
  • заострении или сглаживании каких-либо признаков, различа­ющих предметы;
  • выделении существенного, повторяющегося в однородных яв­лениях и воплощении его в конкретном образе.

По степени активности различают активное и пассивное вооб­ражение. Пассивное воображение характеризуется созданием та­ких образов, которые не могут быть воплощены в жизнь, таких программ, которые неосуществимы. Воображение выступает в дан­ном случае как замена деятельности. Активное воображение мо­жет быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных результатах деятельности. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных обра­зов, соответствующих описанию предмета или явления. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внут­ренней деятельности, заключающейся в мечтании. Мечта — не­обходимое условие преобразования действительности.

Наглядно - действенное мышление сопровождает ре­шение задачи с помощью реального, физического преобразова­ния ситуации, которая воспринимается непосредственно. Как пра­вило, оно сосуществует с наглядно-образным и словесно-логи­ческим мышлением.

Процесс мышления может быть очень быстрым и в то же вре­мя достаточно плодотворным. Такое мышление называется инту­итивным. Результат такого мышления может выразиться в инсай-те (озарении), т.е. внезапном понимании существенных отноше­ний и структуры ситуации в целом, благодаря чему достигается осмысленное решение проблемы.

Следует отметить, что момент нахождения решения обычно является неожиданностью для самого решающего. В то же время в процессе решения творческой задачи, как правило, выделяется фаза инкубации — перерыв в деятельности после длительных без­успешных попыток решения сложной задачи. В этот момент требу­ется переключиться на какой-нибудь другой вид деятельности, отдохнуть или лечь спать. Данная фаза инкубации определена после­действием фона, означающего, что человек нашел решение зада­чи в процессе своих напряженных поисков, но не осознал его. Это решение заведомо было отвергнуто или как невозможное, или как бессмысленное, т.е. стало фоном. То, что не осознается, име­ет тенденцию и впредь не осознаваться. В таком случае попытки продолжать решать задачу не будут эффективными. После фазы инкубации фон из-за смены задачи неожиданно заменяет фигуру и в сознании всплывает решение, которое находилось ранее в фоне.

В ходе мышления могут осуществляться следующие операции:

  • анализ — расчленение сложной информации на составные части;
  • сравнение — установление сходства или различия между пред­метами, процессами и явлениями;
  • обобщение — объединение предметов, процессов, явлений по их общим, существенным признакам;
  • абстрагирование (отвлечение) — выделение существенных свойств и связей предмета, процесса, явления и отвлечение их от других свойств и связей;
  • синтез — объединение информации о предмете, процессе, яв­лении в единое целое;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в различных предметах, процессах, явлениях;
  • схематизация — упрощенное выражение структуры предмета, процесса, явления в виде схемы;
  • агглютинация — соединение несоединимых частей, призна­ков предмета в единое целое;
  • гиперболизация — преднамеренное увеличение или уменьше­ние тех или иных сторон, качеств и связей предметов, явлений, процессов и др.

Процесс мышления является дискретным, разделенным на системные фрагменты (кванты), каждый из которых формируется той или иной потребностью и завершается различной степенью ее удовлетворения. Системные «кванты» мыслительной деятель­ности включают в себя формирование соответствующей потреб­ности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную мыслительную деятельность по удовлетворе­нию данной потребности, этапные и конечные результаты дея­тельности и их оценку человеком.

«Квантование» является важным, но не единственным прин­ципом системной организации мышления. Другим таким принци­пом выступает голографический принцип интеллектуальной дея­тельности. Дело в том, что голографический принцип обеспечи­вает возможность хранения (кодирования) информации обо всем объекте отображения и последующего извлечения (декодирова­ния) этой информации, когда любая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте.

Особую роль в мышлении играет речь. Она является не только средством общения, но и орудием мышления, а также средством регуляции собственного поведения и поведения других. Мозг вос­принимает внешний мир посредством определенных операторов (категорий, логических правил), которые и моделируют мир. В язы­ке (как системе этих операторов) все элементы связаны друг с другом по значению и отношению, что позволяет глубоко анали­зировать действительность, даже не зная ситуации.

Особенности интеллектуального развития человека могут про­являться в склонности к теоретическому (понятийно-логическому) мышлению, сопровождающемуся стремлением обязательно дохо­дить до сути того или иного явления, или в склонности к нагляд­но-практическому мышлению. Все особенности познавательной сферы личности клиента могут проявиться в ходе делового общения.

 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Психологические детерминанты поведения клиентов Особенности познавательной сферы личности клиента и ее влияние на организацию делового общения