Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...
Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...
Субъектные и личностные характеристики работника сферы туризма |
Определение личностных и субъектных характеристик работника хозяйствующей организации сферы туризма предполагает анализ таких понятий, как «человек», «личность» и «субъектность». Человек — результат образования и развития природы, социума, а также самообразования и саморазвития. Личность традиционно рассматривается как социальное существо и как субъект социальных отношений. Это субъект, осуществляющий жизнедеятельность в контексте социальных значений и смыслов, способный к совпадающему поведению (по отношению к себе и окружающему миру). Субъектность — свойство субъекта, которое проявляется и развивается в процессе его жизнедеятельности. Она проявляется как комплекс способностей или интегральная способность, о б е с -печивающая человеку эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат. Субъектность обязанность человека перед собой и миром в самосохранении, противодействии деструкции, собственно человеческом самостановлении и самобытной самореализации. Субъектность — характеристика конкретной активности. Причем она множественна и динамична, потому что проявляется через разнообразные конкретные виды активности или деятельности субъекта, через его взаимодействие с окружением и с собой . Субъектность имеет разную меру проявления: может проявляться или не проявляться, либо проявляться, но не в полной мере , т.е. в недостаточном соответствии характеру определенных требований. Субъектность личности связана с эффективностью, действенностью, успешностью осуществляемой активности. Значит, если человек результативен в определенной ситуации, он проявляет субъектность. Однако нужно учесть, что успешность — необязательно результат индивидуального субъектного самоуправления. Успешность конкретной личности может быть следствием «коллективного разума», групповой активности, когда какие-то действия выполняются с помощью других людей. Успешность также может быть связана с проявлением случайного сочетания событий либо закономерных процессов, функционирующих помимо сознания человека. Таким образом, при оценке субъектности должны учитываться не только результаты, но и условия их достижения. Способность быть субъектом возникает на основе соотношения требований жизнедеятельности и возможностей человека. Таким образом, субъектность как способность человека не всегда должна или может проявляться. Во-первых, чем неординарнее жизненное событие, чем выше требования к человеку как субъекту, тем труднее проявить субъектность. Во-вторых, чем более развит, компетентен и организован человек, тем более стабильно , устойчиво, типично для него проявление субъектности. Таким образом, понимание и оценка субъектности через меру проявления самоуправления и деятельности в профессионально значимой ситуации позволяет решить проблему определения критериев меры проявления субъектности. В зависимости от характера поступков, которые человек совершает, можно сказать о том, является или нет личность субъектом при проявлении конкретных действий. Известно, что личность может быть объектом воздействия извне: физических сил или влияния другого человека, группы , общества. Кроме того, можно говорить и о внутреннем воздействии: на психическом функционировании человека отражается влияние физиологии. Эти внешние и внутренние факторы, проявляясь, подчиняются объективным законам и закономерностям, которые распространяются на функционирование психики, самосознания человека, вовлекая его самоуправление в свой механизм, например, патологический, физиологический или эмоциональный. Если не всякое психическое самоуправление — субъектное, профессиональные действия могут быть результатом как несубъектного, так и субъектного самоуправления.Поскольку человек живет в сложном мире, действует не только в общественно-социальном контексте, он — субъект уникальной активности: биологическо-витальной (как особь), активности в физической среде (как индивид) и индивидуально-социальной (как личность). Витальная субъектность проявляется как активность, обусловленная соматическим комфортом-дискомфортом (от удовлетворения до боли). Она выражается непосредственно. На основе витальной субъектности и свободы выбора в конфликтном социальном событии человек развивается как субъект социальных отношений и собственной жизнедеятельности. Индивидная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на объектные (в частности, физические параметры действительности). Она обеспечивает построение движений и перемещение тела в пространстве, проявление действий, соотносимых с внутренними физиологическими и физическими возможностями и внешними условиями. Индивидная субъектность выражается в опосредованной активности, т.е. активности, построенной с учетом свойств как внешней, физической, так и внутренней, соматической среды. Общественно-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на общественные ценности. Общественно-социальная субъектность выражается в возможности разумной, целесообразной активности, опосредствованной социальными ценностями. Проявляя такую активность, человек как личность представляет собой не только социально-типичное существо, но и уникальность. Индивидуально-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на личностные смыслы. Эта субъектность также имеет социальную природу. Однако осознание себя самого позволяет личности выделить себя, понимать свою автономность и уникальность, считать себя автором своей активности и держать перед собой, обществом, миром, в котором живет, ответ за принятое решение и полученный результат. Все выделенные виды активности человека (витальная, физическая, общественно-социальная, индивидуальная) существуют в системе, но могут проявляться как интегрирование, так и автономно. Тем самым и субъектность может проявляться как интегральная, иерархически организованная способность личности, при которой каждый предыдущий уровень возможностей является основой и предпосылкой для становления и проявления последующего. Причем характер и содержание субъектной активности определяются возможностями все более высоких уровней. В то же время относительно автономное существование каждого уровня предполагает возможность доминирования каждого из них в зависимости от уровня развития человека, значения и смысла его активности. Таким образом, возможно проявление недоразвитой и деформированной субъектности, которая будет выступать как невозможность личности быть субъектом или невозможность быть субъектом в полной мере, в том числе и в профессионально значимой ситуации. Для определения уровня развития субъектности личности необходимо выявить комплекс неотъемлемых характеристик, которые могли бы быть использованы в качестве критериев ее оценки. Для этого надо выявить те существенные стороны жизнедеятельности, в которую включен человек, и требования, предъявляемые к нему. К таким сторонам и требованиям прежде всего следует отнести:
Оценка данных сторон жизнедеятельности и предъявляемых ими требований позволяет сказать, что перечисленным требованиям могут соответствовать возможности человека, проявляемые им как активность, автономность, опосредованность, целостность, креативность, самоцен ностность. У зрелой личности может проявляться дихотомия атрибутов: как активность, так и реактивность, как автономность, так и зависимость, как опосредованность, так и непосредственность, как целостность, так и неинтегративность (фрагментарность), как креативность, так и репродуктивность, как самоценностность, так и малоценностность. Свобода личности проявляется в возможности выбора той или иной стороны в каждом из атрибутов и его реализации. Когда же выбор невозможен, субъектность не может проявиться или проявляется не в полной мере. Характеристика атрибутов субъектной сущности личности может быть представлена следующим образом. • Активность — реактивность. Активность — возможность человека детерминировать, т.е. инициировать, налаживать, поддерживать жизненно значимые связи, преодолевать воздействия. Реактивность — автоматическое реагирование человека на текущие или предыдущие изменения внешней или внутренней среды. Чертами характера при проявлении активности личности могут быть инициативность, целеустремленность, а реактивности — чувствительность, отзывчивость. • Автономность — зависимость. Автономность — возможная мера независимости человека от внутренней (природной/сформированной) предрасположенности и внешних (природных/общественных) влияний/требований. Автономный — существующий отдельно, самостоятельный, самоуправляющийся, самоопределяющийся, индивидуалистичный. Зависимость — недифференцированное от окружающей внутренней или внешней среды состояние, слитность с ней или озабоченность приспособлением к ней, делегирование другим прав принимать решение или оценивать при беспомощности в решении проблемы. Зависимый — связанный со средой, несамостоятельный, конформный, подчиняющийся, стремящийся к дополнению себя вплоть до слияния с чем-то/кем-то. Отсутствие атрибута «автономность — зависимость» приводит к отчуждению как в отношении к другим, так и к себе, деформации или потере внутреннего (своего, уникального) и внешнего (общественного) образа Я, к невозможности взаимодействовать с другими и с собой. При этом отсутствие автономности приводит к растворению в среде существования, а отсутствие зависимости в конечном счете не позволяет проявиться взаимосвязи с собой и с другими людьми, ориентировке на себя и других, учету этих позиций. • Опосредованность — непосредственность. Опосредованность — возможность избавиться от прямолинейного влияния внутренних побуждений на свою активность, выйти за рамки элементарного психического проявления на сложный, опосредованный, осмысленный, высший социально-психологический уровень, это использование психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении. Отсутствие опосредствованное™ не позволяет проявиться социально-ценностному, децентрированному, осознанному в активности человека. Непосредственность — прямолинейные способы активности человека. Непосредственный — действующий по принципу удовольствия, побуждаемый внутренними импульсами, основанными на ощущениях, желаниях и оценках, состояниях, импульсивный, эмоциональный, искренний, открытый, страстный. Непосредственность личности связана со значимостью внутреннего стимула или мерой скрытости от сознания его влияния в виде физиологического, патологического, бессознательного, эмоционального проявления. Особенности российской ментальности связаны с непосредственностью, проявляющейся как русская душевность, эмоциональность и эмпатийность, облегченное возникновение эмоционального чувства «мы», жалостливость, терпимость (которая, истощившись, выливается в русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»), нечеткость социальных значений, замененных эмоционально насыщенными смыслами (по типу: «нельзя, но если очень хочется, то можно»; «ты — мне, я — тебе»), ориентировка на закон в его карающей функции. Эти особенности требуют их учета при создании условий для развития субъектности и формирования личности. • Целостность — неинтегративность/фрагментарность. Целостность — возможность проявляться самоорганизующейся системой, определяющей связь и единство элементов, находящихся в отношениях между собой. Целостный — созданный из частей, но единый, комплексный; способный объединяться с другими, не теряя своих границ; гармоничный. Неинтегративность / фрагментарность — склонность проявлять разобщенность, неорганизованность; наличие внутренних или внешних противоречий, существенная неполнота, частичность в понимании себя или значимых сторон действительности; выход за границы Я, нарушение границы другого, неспособность к субъект-субъектным отношениям. Неинтегративный/ фрагментарный -— разобщенный, расстроенный, растерянный, озабоченный, конфликтный. Следует отметить, что снижение уровня целостности личности и качества ее возможностей ведет к деградации. • Креативность —- репродуктивность. Человек как субъект должен проявлять творчество, развивающее и усиливающее его в противоречивом и несовершенном мире, в усложняющейся профессиональной деятельности. Креативность — возможность создания нового. Креативный — преобразующий, созидающий, творческий, способный творить. Отсутствие креативности, как правило, приводит к беспомощности в новой, проблемной ситуации. Репродуктивность — возможность воссоздавать полученную информацию в виде знаний, опыта, образования; восприятие и восстановление по памяти, использование известных знаний, демонстрируемых форм поведения, ценностей, проявление стереотипности. Репродуктивный — воспроизводящий биологически, социально, психологически запечатленную информацию, повторяющий известное, проявляющий полученное образование. Отсутствие репродуктивности приводит к тому, что каждая ситуация должна будет разрабатываться как уникальная. Наличие атрибута «креативность — репродуктивность» приводит к эффективности, успешности, результативности деятельности, а значит, к психическому развитию, росту. • Самоценностность — малоценностность. Субъекту, чтобы инициировать активность, нужно иметь точку отсчета и опору, а для этого необходимо чувствовать, понимать и ценить самого себя. Самоценностный — позитивно относящийся к себе на бессознательном и сознательном уровнях. Наличие самоценностности приводит к возможности самоактуализации. Малоценностность — неприятие или низкое принятие себя, недостаток самоуважения. Малоценностный — чувствующий свою ничтожность, ущербность, излишне критичный, «озабоченный» самозащитой, постоянно нападающий на других. Если отсутствие малоценностности влечет за собой проявление самовлюбленности, нереальности притязаний, некритичности, то неучет ценности личности другими значимыми для него личностями приводит к потребности самозащиты, защиты своего достоинства, различным проявлениям гиперкомпенсации, и н и -циативной или функциональной агрессии, с помощью которой, по представлениям личности, в межличностных отношениях и з -меняются критерии оценки. Собственное достоинство при этом существует как самолюбие — болезненная установка на возможность ущемления своей самости. Недостаточная подтвержденность самоценностности в своем крайнем варианте приводит личность к агрессии или аутоагрессии (суициду). Уничтожение внешнего источника угрозы самоценностности приводит личность к ощущению ее восстановления. По этой причине агрессия в личностных отношениях «оправдывается» восстановлением самоценност-ности личности путем наказания «носителя» иной оценки или его уничтожения. Выделение атрибутов субъектности, объектности и личностности позволяет определить следующие модели поведения специалиста турорганизации как личности, субъекта профессиональной и учебно-познавательной деятельности:
|
Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом. Филип Котлер |