Психологическое общение в туризме

Методы отбора персонала

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс...

Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм...

Как правильно написать резюме?

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, ...

Субъектные и личностные характеристики работника сферы туризма

Определение личностных и субъектных характеристик работ­ника хозяйствующей организации сферы туризма предполагает анализ таких понятий, как «человек», «личность» и «субъектность».

Человек — результат образования и развития природы, социу­ма, а также самообразования и саморазвития.

Личность традиционно рассматривается как социальное существо и как субъект социальных отношений. Это субъект, осуществляющий жизнедеятельность в контексте социальных значений и смыслов, способный к совпадающему поведению (по отноше­нию к себе и окружающему миру).

Субъектность — свойство субъекта, которое проявляется и развивается в процессе его жизнедеятельности. Она проявляется как комплекс способностей или интегральная способность, о б е с -печивающая человеку эффективное функционирование в не за­данной полностью системе жизненных координат. Субъектность обязанность человека перед собой и миром в самосохранении, противодействии деструкции, собственно человеческом самоста­новлении и самобытной самореализации.

Субъектность — характеристика конкретной активности. Причем она множественна и динамична, потому что проявляется че­рез разнообразные конкретные виды активности или деятельнос­ти субъекта, через его взаимодействие с окружением и с собой .

Субъектность имеет разную меру проявления: может проявлять­ся или не проявляться, либо проявляться, но не в полной мере , т.е. в недостаточном соответствии характеру определенных требований.

Субъектность личности связана с эффективностью, действен­ностью, успешностью осуществляемой активности. Значит, если человек результативен в определенной ситуации, он проявляет субъектность. Однако нужно учесть, что успешность — необяза­тельно результат индивидуального субъектного самоуправления. Успешность конкретной личности может быть следствием «коллективного разума», групповой активности, когда какие-то действия выполняются с помощью других людей. Успешность также может быть связана с проявлением случайного сочетания событий либо закономерных процессов, функционирующих помимо сознания человека. Таким образом, при оценке субъектности долж­ны учитываться не только результаты, но и условия их достижения.

Способность быть субъектом возникает на основе соотношения требований жизнедеятельности и возможностей человека. Та­ким образом, субъектность как способность человека не всегда должна или может проявляться. Во-первых, чем неординарнее жизненное событие, чем выше требования к человеку как субъек­ту, тем труднее проявить субъектность. Во-вторых, чем более раз­вит, компетентен и организован человек, тем более стабильно , устойчиво, типично для него проявление субъектности.

Таким образом, понимание и оценка субъектности через меру проявления самоуправления и деятельности в профессионально значимой ситуации позволяет решить проблему определения кри­териев меры проявления субъектности. В зависимости от характера поступков, которые человек совершает, можно сказать о том, является или нет личность субъектом при проявлении конкрет­ных действий.

Известно, что личность может быть объектом воздействия из­вне: физических сил или влияния другого человека, группы , общества. Кроме того, можно говорить и о внутреннем воздействии: на психическом функционировании человека отражается влия­ние физиологии. Эти внешние и внутренние факторы, проявля­ясь, подчиняются объективным законам и закономерностям, ко­торые распространяются на функционирование психики, само­сознания человека, вовлекая его самоуправление в свой механизм, например, патологический, физиологический или эмоциональ­ный. Если не всякое психическое самоуправление — субъектное, профессиональные действия могут быть результатом как несубъ­ектного, так и субъектного самоуправления.

Поскольку человек живет в сложном мире, действует не толь­ко в общественно-социальном контексте, он — субъект уникаль­ной активности: биологическо-витальной (как особь), активно­сти в физической среде (как индивид) и индивидуально-соци­альной (как личность).

Витальная субъектность проявляется как активность, обуслов­ленная соматическим комфортом-дискомфортом (от удовлетво­рения до боли). Она выражается непосредственно. На основе ви­тальной субъектности и свободы выбора в конфликтном социаль­ном событии человек развивается как субъект социальных отно­шений и собственной жизнедеятельности.

Индивидная субъектность проявляется как активность с ориен­тировкой на объектные (в частности, физические параметры дей­ствительности). Она обеспечивает построение движений и пере­мещение тела в пространстве, проявление действий, соотноси­мых с внутренними физиологическими и физическими возмож­ностями и внешними условиями. Индивидная субъектность выра­жается в опосредованной активности, т.е. активности, построен­ной с учетом свойств как внешней, физической, так и внутрен­ней, соматической среды.

Общественно-социальная субъектность проявляется как актив­ность с ориентировкой на общественные ценности. Общественно-социальная субъектность выражается в возможности разумной, целесообразной активности, опосредствованной социальными ценностями. Проявляя такую активность, человек как личность представляет собой не только социально-типичное существо, но и уникальность.

Индивидуально-социальная субъектность проявляется как актив­ность с ориентировкой на личностные смыслы. Эта субъектность также имеет социальную природу. Однако осознание себя самого позволяет личности выделить себя, понимать свою автономность и уникальность, считать себя автором своей активности и держать перед собой, обществом, миром, в котором живет, ответ за при­нятое решение и полученный результат.

Все выделенные виды активности человека (витальная, физи­ческая, общественно-социальная, индивидуальная) существуют в системе, но могут проявляться как интегрирование, так и авто­номно. Тем самым и субъектность может проявляться как интег­ральная, иерархически организованная способность личности, при которой каждый предыдущий уровень возможностей является ос­новой и предпосылкой для становления и проявления последую­щего. Причем характер и содержание субъектной активности оп­ределяются возможностями все более высоких уровней. В то же время относительно автономное существование каждого уровня предполагает возможность доминирования каждого из них в зави­симости от уровня развития человека, значения и смысла его ак­тивности. Таким образом, возможно проявление недоразвитой и деформированной субъектности, которая будет выступать как не­возможность личности быть субъектом или невозможность быть субъектом в полной мере, в том числе и в профессионально зна­чимой ситуации.

Для определения уровня развития субъектности личности не­обходимо выявить комплекс неотъемлемых характеристик, кото­рые могли бы быть использованы в качестве критериев ее оценки. Для этого надо выявить те существенные стороны жизнедеятель­ности, в которую включен человек, и требования, предъявляе­мые к нему. К таким сторонам и требованиям прежде всего следу­ет отнести:

  • наличие воздействий и необходимости жить по требованиям объективной и субъективной реальности, вступать с внешними и внутренними условиями во взаимодействие, проявлять стремле­ние к самосохранению, отличать значимое и нейтральное, полез­ное и опасное, противостоять разрушению;
  • возникновение наряду с привычными неизвестных, неожидан­ных, экстремальных воздействий и ситуаций и необходимость их понять и с ними совладать;
  • наличие разнообразных контекстов жизненного мира и необ­ходимость не сливаться с действительностью, иметь понятие о границах, иметь свободу самовыражения, выражать и отстаивать себя, свою самоценность, решать для себя, что благо, а что зло; наличие социума и необходимость, а также возможность соци­ализации, вступления во взаимодействие с другими людьми, не­избежность принимать других людей в расчет с учетом обоюдных интересов, равенство собственного Я и других;
  • наличие разнообразных противоречий и необходимость при­нимать их как данность и разрешать «один на один»;
  • непознанность мира и себя в мире, несовершенство человека и социальных отношений и необходимость моделирования и созида­ния мира, жизненных ценностей, себя, своей жизнедеятельности. Если говорить о профессиональной ситуации, она требует от человека такого уровня возможностей, которые позволяют ему проявлять самостоятельное управление собой, интегрируя при принятии решения ситуативный и прогностичный, индивидуально-деятельностный и общественно-социальный контекст.

Оценка данных сторон жизнедеятельности и предъявляемых ими требований позволяет сказать, что перечисленным требованиям могут соответствовать возможности человека, проявляемые им как активность, автономность, опосредованность, целостность, креа­тивность, самоцен ностность.

У зрелой личности может проявляться дихотомия атрибутов: как активность, так и реактивность, как автономность, так и за­висимость, как опосредованность, так и непосредственность, как целостность, так и неинтегративность (фрагментарность), как креативность, так и репродуктивность, как самоценностность, так и малоценностность. Свобода личности проявляется в возмож­ности выбора той или иной стороны в каждом из атрибутов и его реализации. Когда же выбор невозможен, субъектность не может проявиться или проявляется не в полной мере.

Характеристика атрибутов субъектной сущности личности мо­жет быть представлена следующим образом.

• Активность — реактивность. Активность — возможность человека детерминировать, т.е. инициировать, налаживать, под­держивать жизненно значимые связи, преодолевать воздействия. Реактивность — автоматическое реагирование человека на текущие или предыдущие изменения внешней или внутренней среды.

Чертами характера при проявлении активности личности могут быть инициативность, целеустремленность, а реактивности — чувствительность, отзывчивость.

• Автономность — зависимость. Автономность — возмож­ная мера независимости человека от внутренней (природной/сфор­мированной) предрасположенности и внешних (природных/об­щественных) влияний/требований. Автономный — существующий отдельно, самостоятельный, самоуправляющийся, самоопределя­ющийся, индивидуалистичный.

Зависимость — недифференцированное от окружающей внутренней или внешней среды состояние, слитность с ней или озабоченность приспособлением к ней, делегирование другим прав принимать решение или оценивать при беспомощности в реше­нии проблемы. Зависимый — связанный со средой, несамостоя­тельный, конформный, подчиняющийся, стремящийся к допол­нению себя вплоть до слияния с чем-то/кем-то.

Отсутствие атрибута «автономность — зависимость» приводит к отчуждению как в отношении к другим, так и к себе, деформации или потере внутреннего (своего, уникального) и внешнего (обще­ственного) образа Я, к невозможности взаимодействовать с другими и с собой. При этом отсутствие автономности приводит к растворе­нию в среде существования, а отсутствие зависимости в конечном счете не позволяет проявиться взаимосвязи с собой и с другими людьми, ориентировке на себя и других, учету этих позиций.

• Опосредованность — непосредственность. Опосредованность — возможность избавиться от прямолинейного влияния внутренних побуждений на свою активность, выйти за рамки эле­ментарного психического проявления на сложный, опосредован­ный, осмысленный, высший социально-психологический уровень, это использование психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении. Отсутствие опосред­ствованное™ не позволяет проявиться социально-ценностному, децентрированному, осознанному в активности человека.

Непосредственность — прямолинейные способы актив­ности человека. Непосредственный — действующий по принципу удовольствия, побуждаемый внутренними импульсами, основан­ными на ощущениях, желаниях и оценках, состояниях, импуль­сивный, эмоциональный, искренний, открытый, страстный. Не­посредственность личности связана со значимостью внутреннего стимула или мерой скрытости от сознания его влияния в виде физиологического, патологического, бессознательного, эмоцио­нального проявления.

Особенности российской ментальности связаны с непосредствен­ностью, проявляющейся как русская душевность, эмоциональность и эмпатийность, облегченное возникновение эмоционального чув­ства «мы», жалостливость, терпимость (которая, истощившись, выливается в русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»), нечеткость социальных значений, замененных эмоционально на­сыщенными смыслами (по типу: «нельзя, но если очень хочется, то можно»; «ты — мне, я — тебе»), ориентировка на закон в его карающей функции. Эти особенности требуют их учета при созда­нии условий для развития субъектности и формирования личности.

• Целостность — неинтегративность/фрагментарность.

Целостность — возможность проявляться самоорганизующей­ся системой, определяющей связь и единство элементов, находя­щихся в отношениях между собой. Целостный — созданный из частей, но единый, комплексный; способный объединяться с другими, не теряя своих границ; гармоничный.

Неинтегративность / фрагментарность — склон­ность проявлять разобщенность, неорганизованность; наличие внутренних или внешних противоречий, существенная неполно­та, частичность в понимании себя или значимых сторон действи­тельности; выход за границы Я, нарушение границы другого, не­способность к субъект-субъектным отношениям. Неинтегративный/ фрагментарный -— разобщенный, расстроенный, растерянный, озабоченный, конфликтный.

Следует отметить, что снижение уровня целостности личности и качества ее возможностей ведет к деградации.

• Креативность —- репродуктивность. Человек как субъект дол­жен проявлять творчество, развивающее и усиливающее его в противоречивом и несовершенном мире, в усложняющейся профессиональной деятельности. Креативность — возможность создания нового. Креативный — преобразующий, созидающий, творческий, способный творить. Отсутствие креативности, как правило, приводит к беспомощности в новой, проблемной си­туации.

Репродуктивность — возможность воссоздавать получен­ную информацию в виде знаний, опыта, образования; восприя­тие и восстановление по памяти, использование известных зна­ний, демонстрируемых форм поведения, ценностей, проявление стереотипности. Репродуктивный — воспроизводящий биологи­чески, социально, психологически запечатленную информацию, повторяющий известное, проявляющий полученное образование. Отсутствие репродуктивности приводит к тому, что каждая ситу­ация должна будет разрабатываться как уникальная.

Наличие атрибута «креативность — репродуктивность» приво­дит к эффективности, успешности, результативности деятельно­сти, а значит, к психическому развитию, росту.

• Самоценностность — малоценностность. Субъекту, чтобы ини­циировать активность, нужно иметь точку отсчета и опору, а для этого необходимо чувствовать, понимать и ценить самого себя.
Человек должен принимать себя в расчет, доверять себе, он дол­жен быть наделен ценностным отношением к своему Я. Характе­ристика «долженствования» исходит из требований к человеку как субъекту. Самоценностное отношение к себе позволяет чело­веку чувствовать свое достоинство, верить в себя, что в целом является предпосылкой его открытости и продуктивности, при­водит к самоактуализации, взаимодействию с другими, а также к самозащите, отстаиванию своих интересов и прав. Позитивное отношение к себе способствует формированию и поддержанию адекватной и устойчивой самооценки, при которой человек не завышает и не принижает себя, свои возможности, не стремит­ся заработать одобрение окружающих, естественно принимает комплименты и правильно, спокойно — справедливую критику в свой адрес. Вера в себя и адекватная самооценка способствуют формированию адекватного уровня притязаний и принятию ре­шений, приводящих .к достижениям в деятельности, межличностных отношениях, самоуправлении и саморазвитии, а также к возможности пережить и принять неуспех. Истинно развитая самоценностность не зависит от отношения к личности других (нельзя отнять у человека собственное достоинство или честь).

Самоценностный — позитивно относящийся к себе на бессознательном и сознательном уровнях. Наличие самоценностности приводит к возможности самоактуализации.

Малоценностность — неприятие или низкое принятие себя, недостаток самоуважения. Малоценностный — чувствую­щий свою ничтожность, ущербность, излишне критичный, «оза­боченный» самозащитой, постоянно нападающий на других.

Если отсутствие малоценностности влечет за собой проявле­ние самовлюбленности, нереальности притязаний, некритично­сти, то неучет ценности личности другими значимыми для него личностями приводит к потребности самозащиты, защиты своего достоинства, различным проявлениям гиперкомпенсации, и н и -циативной или функциональной агрессии, с помощью которой, по представлениям личности, в межличностных отношениях и з -меняются критерии оценки. Собственное достоинство при этом существует как самолюбие — болезненная установка на возмож­ность ущемления своей самости. Недостаточная подтвержденность самоценностности в своем крайнем варианте приводит личность к агрессии или аутоагрессии (суициду). Уничтожение внешнего источника угрозы самоценностности приводит личность к ощу­щению ее восстановления. По этой причине агрессия в личност­ных отношениях «оправдывается» восстановлением самоценност-ности личности путем наказания «носителя» иной оценки или его уничтожения.

Выделение атрибутов субъектности, объектности и личност­ности позволяет определить следующие модели поведения специ­алиста турорганизации как личности, субъекта профессиональ­ной и учебно-познавательной деятельности:

  • работник турорганизации как личность способен действовать в континууме «между»: внутренним и внешним; индивидуальным и общественно значимым; сознательным и бессознательным; желанием и долгом; удовлетворенностью и неудовлетворенностью;
    удовольствием и страданием; разумом и эмоциями; прошлым, настоящим и будущим; простым и сложным; известным и неопределенным; стабильным и изменяющимся; созиданием и разрушением; сиюминутным и постоянным и т.д.;
  • наличие дихотомии в структуре атрибутов ставит работника турорганизации в ситуацию выбора между различными сторона­ми, и если возможность выбора есть, он свободен, субъектен, если нет — объектен. Если характер ситуации (в том числе, профессиональной, образовательной) не дает возможности выбора, такая ситуация имеет для него насильственное значение;
  • если у работника турорганизации в определенной ситуации нет не только свободы выбора на мотивационном уровне между субъектной и объектной позицией, но и возможности ее проявить на уровне регуляции, он находится в состоянии беспомощности.
В заключение следует отметить, что проявление работником турорганизации способностей проявлять творчество, разрешать жизненные и возникающие в профессиональной сфере противоречия, продуктивно переживать эмоциогенно-стрессовые и пре­одолевать проблемные, критические или экстремальные ситуа­ции возможно только в субъектной позиции. Снижение таких спо­собностей приводит к личностной и профессиональной дезинтег­рации, проявляющейся в невротизме, алкоголизме, наркомании, суициде, культовом фанатизме и других аномалиях.
 

Фраза дня

Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна требовать от своих сотрудников неукоснительно жить тем, что утверждает и содержит в себе ее бренд. Может быть, руководители должны даже сами проверять своих сотрудников, инкогнито, конечно. Например, если вы владелец сети отелей, вы можете заехать в свою же гостиницу под видом гостя и посмотреть, какой уровень обслуживания вам будет предложен, и каковы те высокие стандарты, послание о которых несет ваш бренд. И самое главное — компания должна постоянно настолько удовлетворять потребности своего клиента, чтобы он не переставал говорить о том положительном опыте, который он получает от общения с тем или иным брендом.

Филип Котлер 

Вы здесь: Главная Работник сферы туризма как субъект делового общения Субъектные и личностные характеристики работника сферы туризма